В рамках реализации ФЦПРО по направлению 2.4 «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений» 19-20 сентября 2016 года Шойдоковой Н.Ц была проведена стажировка для учителей обществознания по модулю «Развитие логических универсальных учебных действий учащихся в ходе осуществления исследовательской деятельности по обществознанию».
В стажировке приняли участие 22 педагогических работника из образовательных организаций Забайкальского края, Красноярского края и Республики Бурятии: учителя обществознания и истории, а также учителя начальных классов, музыки.
Программа модуля «Развитие логических универсальных учебных действий у учащихся в ходе исследовательской деятельности по обществознанию» включает четыре модуля: 1. «Профессиональный стандарт педагога», 2. «Метапредметный подход в образовании», 3. «Методологические основы исследовательской деятельности учащихся» и 4. «Практики развития логических УУД при осуществлении исследовательской деятельности». Также программой предполагается выполнение слушателями четырех самостоятельных работ; проведение двухчасового вебинара. Предполагается, что полученные в ходе освоения данной программы профессиональные компетенции, умения и знания слушатели смогут успешно применить при организации и проведении исследовательской деятельности учащихся по обществознанию.
В первый день стажировки были актуализированы проблемы профессионального стандарта педагога, осмысления метапредметного подхода в образовании, а также теоретические основы исследовательской деятельности. В ходе мастер-класса «Методические миниатюры» учителем были раскрыты разные методы, технологии, приемы формирования и развития логических УУД на уроках обществознания. Основные аспекты социологического исследования слушатели осваивали и отрабатывали в ходе практикума «Методология социологического исследования». Конкретный опыт развития исследовательского поведения детей, логических УУД был продемонстрирован в рамках мастер-класса «Новые приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». В завершении первого дня стажировки был проведен инструктаж по выполнению самостоятельной работы.
Второй день стажировки включал практикум, в ходе которого слушатели осваивали разные приемы и техники, способствующие выработке проблемы, темы исследования. Техники логической организации детских исследовательских работ учителем были представлены на мастер-классе «Как в Африке поймать льва, не выходя из палатки...». Завершающим событием стажировки стал круглый стол «Технологический пакет учителя по организации исследовательской деятельности учащихся: оценка эффективности», в ходе которого были обсуждены освоенные приемы и техники, проведена рефлексия стажировки.
Итоги выступлений, отзывы, качество выполненных работ, уровень включенности слушателей позволяют сформулировать выводы, что: 1) стажировка нацелена на решение актуальных проблем учителя; 2) носит практикоориентированный характер; 3) предоставлен востребованный технологический пакет по организации исследовательской деятельности учащихся по обществознанию, который можно применить и по другим научным направлениям и дисциплинам; 4) высокая степень удовлетворенности стажировкой.
Зам.директора по УВР Агинской окружной гимназии-интерната О.М. Дамдинжапова