С 21 по 23 июня 2016 года проведена летняя инновационная образовательная сессия педагогических работников Забайкальского края по теме «Разработка технологических пакетов модельных практик по модернизации» с участием сотрудников инновационной компании «Мыследеятельностная педагогика» - О.И. Глазуновой, канд. психол. наук, генерального директора, А.А. Устиловской, канд. психол. наук, ведущего научного сотрудника, И.И. Семина, ведущего научного сотрудника. В работе летней инновационной сессии приняли участие 114 руководителей и педагогов из 10 муниципальных районов края. Участников сессии приветствовали ректоры институтов повышения квалификации Б.Б. Будаева, к.г.н., Б.Б. Дамбаева, канд. педагог. наук. Вначале сессии обозначен установочный доклад руководителя образовательной мастерской Ольги Игоревны Глазуновой, которой отмечено, что инновационный технологический пакет (ИТП) связан с изменением образовательного результата. Технологический пакет представляет собой набор образовательных технологий, позволяющих решать образовательные задачи нового поколения, ориентированные на развитие способностей учащихся. ИТП позволит школе продвинуться к более высокому уровню развития способностей учащихся. На основе технологического пакета образовательное учреждение может осуществить переход к работе со способностями как основным образовательным результатам своей деятельности, двигаясь тем путем, который соответствует ее потенциалу и особенностям.

Основная структура инновационного пакета включает:

- фрагмент образовательной практики;

- основную цель инновации;

- качественное улучшение образовательной практики, на которое направлена инновация;

- описание базовой инновационной технологии;

- описание сопровождающих инновационных изменений;

- дополнительные требования к педагогическому профессионализму;

- изменения в системе организации и управления школой.

Всякая инновация содержит 3 элемента: изменения в содержании, методике и образовательного результата. Образовательный результат должен отражаться в методике, в методах; основное, что должны поменять – это содержание образования и новая методика.

Далее состоялась групповая работа по теме «Подготовка технологических описаний базовых образовательных технологий участников мастерской» под руководством сотрудников компании, в ходе которой состоялась разработка и обсуждение модельных практик ОО по предметам «История и обществознание, «Математика», «Технология», «География».

Определены следующие результаты работы первой группы – темы модельных практик:

1. Формирование коммуникативных компетенций на основе анализа неадаптированных текстов.

2. Региональный материал как основа интегративных курсов направленных на обучение работе с информацией.

3. Развитие способностей самоопределения на основе метапредмета "Проблема".

4. Использование ЭОР как средства развития исследовательского интереса на уроках истории.

5. Проблемное изучение материала на основе интеграции литературы и истории как средство формирования критического мышления.

Во второй и третьей группе под руководством Аллы Алексеевны Устиловской и Игоря Ивановича Семина проведена работа по проектированию инновационного технологического пакета (ИТП) в четырех и трех микрогруппах. В начале руководителями групп представлены структурные компоненты ИТП: фрагменты образовательной практики, цель, описание технологии, сопровождающие изменения, дополнительные требования к профессионализму педагога, изменения в системе организации школы. Микрогруппы выбрали темы инновационного опыта и рассмотрели новые педагогические позиции и функции ИТП. Основное внимание уделено пониманию вопросов: каковы различения предметных и метапредметных образовательных результатов, что нового в содержании, методике и результатах ИТП.

Второй день работы образовательной мастерской посвящен новым образовательным результатам, технологии диагностики и требованиям к укладу школы и образовательной среде.

В трех группах рассмотрены научные основы понятия "уклад школы", "образовательная среда". Руководителями групп сделан акцент на различение понятий: контроль и диагностика. Отмечено что диагностика может быть проведена с целью фиксации положения, определения того, что происходит с ребенком и выявления эффективности применяемых методик.

В трех группах сделана попытка определить основной образовательный результат инновационного опыта и подобрать инструменты диагностики.

В начале работы третьей группы под руководством Семина И.И. организована рефлексия выступлений тем инновационного опыта. Задачей дня явилось разработка диагностического инструментария к ИТП.

22 июня в рамках летней инновационной сессии проведен межрегиональный вебинар по теме «Разработка технологических пакетов модельных практик по модернизации содержания образования в соответствии с ФГОС» по исполнению мероприятия ФЦПРО на 2016 год. В вебинаре приняли участие представители 8 субъектов РФ: республик Бурятия, Саха (Якутия), Иркутской, Амурской, Липецкой, Московской областей, г. Ростова-на-Дону и Забайкальского края. В начале вебинара по теме «Модельные практики модернизации содержания и технологий общего образования в условиях региона: от идей к технологическим решениям» выступила Н.М. Шибанова, заместитель министра образования Забайкальского края. В выступлении отмечено, что функциональное представление инновационного технологического пакета (ИТП) позволит диссеминировать опыт практик, которые дают иные подходы, результаты. Обязательным компонентом ИТП является описание условий, нормативных актов. Описание ИТП предусматривается на методологической основе новых стандартов.

О.И. Глазунова, генеральный директор ООО «Инновационная компания «Мыследеятельностная педагогика» в своей лекции «Разработка технологических пакетов модельных практик по модернизации содержания образования в соответствии с ФГОС» обозначила вопросы разработки инновационного технологического пакета, результатов образования и инновационной основы. Ученым отмечено, что ИТП разрабатывается только на основании улучшения результатов. В данном контексте модернизация образования заключается в изменении инновационной основы технологии. Далее в лекции представлены функции и структура ИТП. Кроме того, при описании ИТП важно разобраться в вопросах: Какие изменения происходят в содержании образования, в образовательных результатах? Каковы приращения? Все компоненты структуры взаимосвязаны. Экспертом даны возможные варианты описания ИТП, которые могут быть представлены через методическое пособие, программы и т.д.

Также обращено внимание на то, что образовательные результаты в ФГОС дифференцируются в плане предметных, метапредметных и личностных достижений обучающихся, поэтому должны появиться новые средства диагностики. В связи с этим в ИТП должны быть описаны адекватные методы диагностики. В конце лекции ученый отметила, что ИТП должно заканчиваться сертификацией. Программа сертификации должна входить в ИТП.

С.З. Кимова, заместитель по научной работе института педагогики и психологии и социальных наук Забайкальского государственного университета в выступлении по теме «Инновационный технологический пакет: практика реализации в условиях реализации новых ФГОС» обратила внимание на актуальность обоснования методологических основ ИТП. По ее мнению, технологический пакет вбирает 3 временные составляющие - прошлое, настоящее и будущее. Ею рассмотрены подходы ученых на формирование ИТП, проанализированы управленческие инновационные технологические пакеты образовательных организаций края - СОШ № 49 г. Чита, МОУ «Агинская СОШ № 1», МОУ «Могойтуйская СОШ №1», которые направлены на развитие ученика, его профессиональное самоопределение. Кроме этого выделены следующие компоненты технологических пакетов: обучение участников, информационная компания, базовое исследование культурного пространства, запуск сетевого межкультурного пространства, разработка пакета инструментариев, показатели управленческих позиций и др. При этом ею отмечено, что любой пакет имеет свою концепцию и четко должны прослеживаться позиции на будущее.

С.К. Бадмаева, учитель математики МБОУ «Агинская окружная гимназия-интернат» представила опыт работы по теме «Метапредметный подход в процессе обучения математики в 5-6 классах». При актуализации темы обозначена проблема - недостаточно внимания уделяется открытию способа решения задач. Поэтому акцент делается на содержание метапредметных занятий, технологии задачной формы обучения на уроках математики.

И.Б. Жамбалова, учитель истории МОУ «Могойтуйская СОШ №2», раскрыла особенности структурирования содержания образования по истории в условиях преподавания в разновозрастных группах (РВГ), при котором необходимо выделять модули, блоки, что позволяет многократное прохождение по учебному материалу. Педагог отмечает, что способ обучения приводит к взаимообучению, обмену информацией, наделяются разными ролями, учитель играет роль тьютора. При этом отмечается, что главная трудность в определении приоритетов в отборе содержания учебного материала.

Подводя итоги вебинара, ректор ИРО Б.Б. Дамбаева еще раз обозначила актуальность данной проблематики в условиях модернизации содержания и технологии образования, практическую направленность, поблагодарила всех участников вебинара Забайкальского края и гостей из других регионов.

В рамках третьего дня работы образовательной мастерской состоялась групповая работа по разработке технологических пакетов модельных практик для оценки профессионализма педагога. В соответствии с заявленной темой дня, учителям необходимо было разработать требования к педагогическому профессионализму, из них выявить традиционные и новые. Представить требования к обучению педагогов на основе выбранной ранее базовой инновационной технологии. Указать новые педагогические позиции, а также дополнительные требования к обучению педагогов

Рассмотрены вопросы подготовки детей через инструментарий повышенной мотивации, идеи и формы организации деятельности, которые, по мнению участников, способствуют успешному развитию УУД у учащихся. Также участники были едины во мнении, что при оценке профессиональной деятельности педагога следует отойти от стандартных фраз и более детально конкретизировать оценку его деятельности. Главным компонентом работы педагога должна стать осознанность и осмысленность, так как отсутствие данных компонентов приводит к тому, что не видится целостность образовательного процесса.

Далее состоялось пленарное заседание образовательной мастерской «Разработка технологических пакетов модельных практик по модернизации содержания и технологий образования в соответствии с ФГОС». Каждой группой представлены результаты, а именно, технологические пакеты модельных практик, включая основную выбранную технологию, результат, изменения в содержании предмета, курса, в методике, новые требования к профессиональным качествам педагога, обучению педагога, а также УМК инновационной технологии.

Кроме всего прочего, группы отмечали задачи, которые необходимо в дальнейшем решать, чтобы при реализации разработанного технологического пакета, получить новый образовательный результат. Так, Грешилова И.А., проректор по научно-методической работе, к.ф.н., отметила, что вектором в последующей работе, в рамках созданного технологического пакета является определение того, как осуществить индивидуальный, дифференцированный подход, как мотивировать учащихся. Коллеги из других групп подчеркнули, что дальнейшими задачами при реализации технологических пакетов послужит создание материалов для диагностики, чтобы измерить степень изменения динамики результатов. Актуальным для большинства педагогов явилось получение профессиональных компетенций - каким образом передавать опыт реализации технологии, какие механизмы при этом необходимо использовать, какой материал следует подобрать для более детального знакомства с технологией, как провести проектный семинар для педагогов по формированию технологического пакета.

Группа учителей истории в соответствии с заявленной ранее темой отметили базовые (традиционные) и новые требования к профессионализму педагога. По их мнению, педагог в совершенстве должен знать свой предмет, владеть методикой исследовательской деятельности и навыками исследовательской работы, выступать в роли тьютора, способствовать поддержанию интереса к исследовательской деятельности у учащихся, уметь работать с ИКТ. Следующей группой учителей отмечено, что педагог должен планировать свою деятельность, определять на основе анализа учебной деятельности учащегося способы его обучения и развития, быть толерантным, владеть методами и технологиями поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения. Представители третьей группы отметили, что педагогу необходимо выступать в роли модератора, игротехника, тьютора. При этом учитель должен в совершенстве владеть технологией метапредмета «Проблема». По их мнению, указанная технология является инновационной и в данный момент необходима в работе педагога.

На итоговом пленарном заседании подведены общие итоги работы мастерской, проведена рефлексия. Отмечено, что вектор работы задан, однако индивидуально каждому учителю будет достаточно сложно разработать технологический пакет. Поэтому необходимо объединить усилия в этом направлении и представлять свой результат и опыт работы для других регионов.

В завершении были высказаны слова благодарности, а также пожелания коллегам творческих успехов.