Для учителей истории, Институт развития образования Забайкальского края организовал стажировочную площадку по применению краеведческого компонента в школьном образовании. Тема площадки – «Музей природы». Стажировка педагогов проходила на базе читинской гимназии № 4,

Проводила стажировку учитель истории Портнягина И.Ю.

dfjiooifsd.png

Современное общество требует от школы обеспечения прочных знаний и умений учащихся практически применять эти знания, чтобы активно участвовать в строительстве современного информационного общества. Для успешного решения этой задачи необходимо, чтобы в школе подготавливалось то, что в жизни осуществляется, а обучение и воспитание подрастающего поколения были тесно связаны с реальностью.

Поэтому школа призвана готовить достойную смену молодых строителей современной России, хорошо знающих свой край. Процесс обучения и воспитания должен быть неразрывно связан с жизнью родного края. Привлечение краеведческого материала на уроках истории служит решению общих задач обучения и воспитания учащихся, стоящих перед российской школой на современном этапе. Методист-историк А.И.Стражев справедливо утверждал, что без краеведческой работы нельзя поставить по-настоящему преподавание истории. Известный методист Н.Г.Дайри не без основания считает, что программные вопросы, по которым изучается не только материал учебника, но и действительность, непосредственно окружающая учащихся, усваиваются значительно прочнее.

Местные материалы играют важную роль, увязывая жизнь и быт любого населенного пункта страны с огромным понятием нашей великой Родины, краеведческий принцип изучения истории помогает осознанному усвоению учащимися самых сложных вопросов социально-экономического, политического и культурного развития страны. Однако, краеведческим такой подход будет только тогда, когда изучение истории России будет параллельно рассматриваться с явлениями местного быта, местной природы, местной истории.

В ходе стажировки учителя школ Забайкальского края, побывали на двух уроках истории, которые провели для нас Ханда Дашицыреновна Жигнитдоржиева и Ирина Юрьевна Портнягина. В 10 классе прошел урок по теме «Неолитическая революция», а в 7 классе «Неолитическая революция на примере древних стоянок в Забайкальском крае». Оба урока строились на постановке учебных проблем и их разрешении в течение урока. На каждом этапе ставились задачи целеполагания, что помогало детям конкретно решать задачи, поставленные учителем.

На уроках у учащихся формировались следующие умения и навыки: восприятие информации шло через библиографический поиск, работу с книгой, справочной литературой; мыслительная деятельность строилась на осмыслении учебного материала, обобщении и систематизации доказательств. Дети в течение обоих уроков старались точно и конкретно излагать свои мысли, при работе в группах проявляли коммуникативные навыки слышать и слушать товарища по команде, доказывать свою точку зрения. Уроки сопровождались учебными презентациями. Урок И.Ю. Портнягиной проходил в школьном музее природы, поэтому это придавало особый колорит уроку с использованием природных экспонатов, добытых самими учащимися при археологических исследованиях. Главной же целью уроков было воспитание патриотизма на уроках истории методом использования краеведческого материала, понимание учащимися значимости изучаемого материала и дальнейшего применения его в реальной практике жизни. При беседе с детьми выяснилось, что такие уроки воспитывают в них бережное отношение к природе родного края, у других возникает желание заняться в будущем археологией и посвятить себя науке, а третьи просто гордились тем, что они живут в уникальном по исторической значимости – Забайкальском крае и, что создали вместе со своим учителем Ириной Юрьевной замечательный музей, практически единственный в крае, а это значит, что дети во время уроков и внеклассной работы, приобретают большой опыт и не только учебный. Дети видят свой реальных успех, чувствуют свою компетентность и им хочется двигаться дальше в своем развитии.

Так же в рамках работы площадки были проведены два мастер-класса. Один провела И.Ю.Портнягина по работе с археологическим материалом на уроках истории. В заключении, мастер класс по теме «Творческая проектная мастерская» провёл автор отзыва, целью которого было привлечение учителей края к использованию на уроках и во внеурочное время новой педагогической технологии: организация и содержание проектной деятельности, которая воспитывает в детях гражданственность и патриотизм, давая им возможность не только применять полученные знания в реальной жизни, но и учиться решать проблемы социума.

Учителя отметили высокую значимость образовательной площадки для их педагогической деятельности и выразили большую благодарность ст.методисту ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» – Романюк Ларисе Борисовне, а так же коллективу гимназии за предоставление условий для продуктивной работы учителям.

Учитель высшей категории, МБОУ ОООШ п. Баляга, Е. Бурдуковская.