{mp4remote}http://data.zabedu.ru:5000/fbsharing/TpjtKiQt{/mp4remote}
22 сентября 2016 года на базе школы проходила стажировочная площадка по теме «Организация инновационной деятельности библиотечного пространства в школе». Стажировка носила стартовый характер, поскольку задачей её была инвентаризация имеющихся в школе ресурсов для развития информационно-образовательной среды школы через создание информационно-библиотечного центра.
В работе площадки приняло участие 25 стажеров: педагоги-библиотекари Сретенского и Нерчинского районов, а также зав. РМК Казакова Галина Ивановна, методист по информатизации Лизгун Ксения Игоревна (МР «Нерчинский район») и методист РМК Кархова Ольга Николаевна (МР «Сретенский район»).
В своем выступлении заместитель директора Носкова Татьяна Михайловна подчеркнула, что создание информационно-библиотечного центра – это новый этап в инновационной деятельности школы по реализации новых Федеральных государственных образовательных стандартов. Требования к условиям реализации основных образовательных программ обусловливают переход от традиционной школьной библиотеки к современному информационно-библиотечному центру. Для обучающихся это возможность успешно развиваться в информационном поле, владеть навыками поиска и обработки информации. Для педагогов – расширять информационное пространство урока, владеть инновационными технологиями, достигать образовательных результатов посредством эффективного использования печатных и электронных образовательных ресурсов. Обновление оборудования, внедрение инновационных технологий в работу библиотеки, объединение информационных, методических, образовательных ресурсов и создание единого информационного пространства - таковы приоритетные направления работы информационно-библиотечного центра МОУ «Кокуйская СОШ №2».
В своем докладе «Информационно-библиотечный центр – новый этап в развитии школьной библиотеки» педагог-библиотекарь Ольга Николаевна Смирнова ознакомила слушателей с основными положениями актуальных документов («Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 годы», «Концепцией развития школьных информационно-библиотечных центров»). После представления основных направлений работы школы по созданию информационно-библиотечного центра организовала работу групп по проектированию моделей школьных центров.
После погружения участников стажировки в проблему перед ними была развернута панорама образовательных событий школы, в которых роль библиотеки трудно переоценить. Это и презентация учебно-исследовательской деятельности школьников (учителя начальных классов Ирина Валерьевна Воложанина и Ольга Олеговна Лоншакова), и внеурочное мероприятие «Интернет-ресурсы для самых маленьких» (учитель начальных классов Ольга Александровна Мячина), и представление буктрейлера по книге местного писателя Геннадия Григорьевича Андрюка «Большая вода» (учитель русского языка и литературы Светлана Анатольевна Егорова). В ходе их были представлены такие современные образовательные технологии, как проблемная, проектная, ИКТ.
Стажеры отметили высокий уровень организации и деятельностный характер проведенных мероприятий, качество представленных образовательных продуктов (видеофильм, учебные проекты) и заинтересованность всех участников.
Особый интерес вызвала дискуссионная площадка «Безопасность школьников в информационном пространстве» (заместитель директора по воспитательной работе Людмила Анатольевна Боробова).
Участниками площадки стали обучающиеся 9 «б» класса, их родители, приглашенные специалисты: сотрудник полиции, инспектор ПДН, старший лейтенант Анатолий Викторович Азаров, педагог-психолог Ольга Олеговна Лоншакова, педагоги школы, сами стажеры. Актуальность выбранной темы заключается в том, что незащищенность детей от негативной и вредной информации стала серьезной проблемой. Количество угроз с каждым днем увеличивается. Если в школе приняты меры по созданию безопасной информационной системы, то имея на руках всевозможные гаджеты, дома — безлимитный Интернет, дети сознательно или несознательно сталкиваются с информацией, которая влияет негативно на развитие ребенка. Это стало поводом частого беспокойства среди родителей, медицинских работников и учителей.
Работа дискуссионной площадки помогла рассмотреть эту проблему с разных позиций. Подростки и взрослые обменялись мнениями и пришли к выводу, что информационная безопасность – это реальная проблема. Справиться с ней можно, если дети будут компетентны, а взрослые смогут защитить своих детей от негативного воздействия информационных технологий через советы и рекомендации специалистов.
Во второй половине дня под руководством Ольги Николаевны Смирновой прошло заседание РМО педагогов-библиотекарей по теме «Информационные порталы и образовательные сайты по информационно-библиотечной деятельности». Подробно стажеры познакомились с Web-проектом «Мир информации – педагогам Забайкалья» и информационным порталом школьных библиотек России. А также слушатели стали участниками мастер-класса и практикума по созданию собственных образовательных ресурсов.
Ольга Николаевна Смирнова рассказала о возможностях виртуальной выставки, представила основные этапы её создания, дала советы по дизайну, использованию анимации, гиперссылок и других возможностей. Достоинство виртуальных книжных выставок – возможность представить издания, не снимая их с полки. Был рассмотрен пример создания виртуальной выставки «Евгений Чарушин - художник и писатель» в формате Microsoft Office PowerPoint 2010. Далее участники стажировочной площадки охотно включились в работу и сами попробовали создавать свой продукт – виртуальную выставку по выбранной ими теме.
Ольга Николаевна Смирнова рассказала о возможностях виртуальной выставки, представила основные этапы её создания, дала советы по дизайну, использованию анимации, гиперссылок и других возможностей. Достоинство виртуальных книжных выставок – возможность представить издания, не снимая их с полки. Был рассмотрен пример создания виртуальной выставки «Евгений Чарушин - художник и писатель» в формате Microsoft Office PowerPoint 2010. Далее участники стажировочной площадки охотно включились в работу и сами попробовали создавать свой продукт – виртуальную выставку по выбранной ими теме.
Учитель информатики и ИКТ, Ирина Сергеевна Зотина, познакомила стажеров с технологией создания электронной газеты с помощью MS Publisher. Педагоги-библиотекари, работая в группах, попробовали применить полученные знания на практике. Результатом коллективного труда стал выпуск электронной газеты
Эти занятия вызвали наибольший интерес, т.к. стажеры применили увиденное, услышанное на практике.
Подведение итогов работы стажировочной площадки - это обмен впечатлениями, в том числе заполнение необходимых отчетов, анкет, дневников стажеров. Программа площадки была насыщенной и включала в себя разнообразные по форме организации и методам проведения мероприятия: практикумы и лекции, мастер-классы и дискуссии, внеурочные занятия и презентации - и потому вызвала массу положительных откликов и бурных обсуждений. Для подведения итогов и рефлексии был использован метод «шести шляп», символизирующих типы мышления.
1) Занятия (из проведенных на стажировке), отмеченные стажерами:
Доклад «Информационно-библиотечный центр – новый этап развития школьной библиотеки» | 6 |
Практическое занятие «Проектирование модели информационно-библиотечного центра школы» | 4 |
Внеурочное мероприятие в 3 классе «Б» «Интернет-ресурсы для самых маленьких» | 6 |
Презентация учебно-исследовательских проектов «В мире науки» | 11 |
Мастер-класс «Буктрейлер по творчеству Г.Г.Андрюка «Край мой родимый, мое Забайкалье…» | 11 |
Дискуссионная площадка «Безопасность ребенка в информационном пространстве» | 9 |
Заседание РМО библиотекарей «Информационные порталы и образовательные сайты по информационно-библиотечной деятельности» | 6 |
Мастер-класс по созданию виртуальной выставки к 115-летию со дня рождения русского писателя, художника-иллюстратора Е.И.Чарушина «Евгений Чарушин - художник и писатель» | 13 |
Практическая работа «Электронная верстка газеты с помощью MS Publisher» | 2 |
2) Методы и приёмы обучения (из использованных на стажировке), полезные стажерам в профессиональной деятельности:
мозговой штурм | 7 |
работа с документом | 8 |
дискуссия | 7 |
игра | 4 |
мотивация | 7 |
практическая работа | 4 |
лекция | 1 |
мастер-класс | 2 |
3)
Актуальность рассмотренных вопросов | 98% |
Степень Вашей личной заинтересованности и включенности в занятия | 99% |
Степень применимости содержания стажировки в Вашей практике | 90% |
Степень применимости предложенных методов и приемов в Вашей практике | 92% |
Установление коммуникации между руководителями школы и участниками стажировки | 99% |
Стажёры дали положительную оценку проведённой стажировки и отметили, что данная форма работы позволяет не только повысить профессиональный уровень, обменяться мнением и опытом, но и использовать лучшие практики в собственной деятельности.
Смирнова О.Н., педагог-библиотекарь МОУ «Кокуйская СОШ №2»,
Носкова Т.М., заместитель директора МОУ «Кокуйская СОШ №2»,
Грешилова И.А., проректор по НМР ИРО Забайкальского края, тьютор БИЦ