20 сентября 2016 г. на базе МОУ «Могойтуйская СОШ №2 имени Ю.Б.Шагдарова» в поселке Могойтуй Могойтуйского района проведена стажировка в рамках реализации мероприятий ФЦПРО на 2016-2020 годы по направлению 2.4 «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений». В работе стажировочной площадки приняли участие 24 педагогических работника из трех районов Забайкальского края: Оловяннинского, Агинского и Могойтуйского районов, среди которых 22 педагога-библиотекаря и 2 методиста с районных методических кабинетов.
Рабочая программа «Школьный информационно-библиотечный центр как ресурс развития цифровой школы» включала в себя два модуля: «Презентация цифровой школы и школьного информационно-библиотечного центра», «Облачные технологии в образовании».
Стажировка началась с приветственного слова директора школы Л.Б.Шагдаровой. Она познакомила гостей с историей становления и развития школы, затронула ключевые факторы и предпосылки внедрения школы нового формата – модели «Цифровая школа». Далее была организована экскурсия по школе для ознакомления с условиями, ресурсной базой и режимом работы. Стажеры посетили основные цифровые зоны школы: Школьный информационно-библиотечный центр (ШИБЦ), Открытая библиотека, Стена Славы, Медиацентр, Смарт-центр, конференц-зал, несколько предметных кабинетов и школьный музей. Стажеров, как работников библиотек, особенно впечатлил музей с его богатой и интересной историей, редкими музейными экспонатами: журналами, газетами, листовками дореволюционной России и советских времен, аттестатом об образовании 19 века, документами, отражающие великие поворотные моменты в истории страны и региона, редкими старинными книгами. Гостями отмечена как интересная находка и действенный подход по привлечению школьников к чтению - информационная зона «Открытая библиотека». Интерес вызвала и современная инфозона – информационный киоск, предоставляющий актуальную информацию по школе на интерактивном экране: расписание уроков, факультативов и секций, регламент звонков, расписание работы и меню школьной столовой, различные объявления и памятки.
Стажировочные занятия проводились в двух кабинетах: лекции - в школьном информационно-библиотечном центре, а мастер-классы и практические занятия в подразделении библиотеки – медиацентре. На первой лекции заведующая ШИБЦ Бальжима Дашибалбаровна Дамдинова рассказала о Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров, нормативной базе ШИБЦ, требованиях новых федеральных государственных стандартов к условиям и ресурсному обеспечению школьных библиотек. Деятельность своего информационно-библиотечного центра библиотекарь раскрыла с четырех позиций: расширение фонда, изменение инфраструктуры, информационная культура читателя, внеурочная деятельность. Следующее занятие провела заместитель директора по научно-методической работе Ж.Б.Батодалаева. Лекция была посвящена информационно-образовательной среде школе, техническому оснащению школы, ее инфраструктуре иинформационным ресурсам цифрового формата. Второй модуль программы организовали учителя информатики школы. Учителем информатики высшей категории И.П.Лопаткиным была прочитана лекция «Облачные технологии в образовании», подробно представлены различные облачные сервисы хранения данных. На практических занятиях стажерам была поставлена задача – познакомиться с сервисами Google и создать совместный документ - проект «Путеводитель по Забайкальскому краю». Для работы стажерам был предоставлен медиацентр, оснащенный 12 персональными компьютерами и оргтехникой. Был организован мастер-класс по созданию совместного документа в сервисе ДокументыGoogle. Продуктом занятия стал совместный документ «Календарь знаменательных литературных дат 2016 года». Ссылка на документ. Также стажеры под руководством учителя информатики высшей категории Б.Б.Дамдинжаповым опробовали сервис ФормыGoogle, позволяющий создавать опросы и анкеты в режиме онлайн. Для более продуктивной работы стажерам было предложено создать свои Google–аккаунты, и это было успешно выполнено. Из 24 стажеров только двое уже имели опыт работы с сервисами Google. Проектная деятельность была организована в сервисе Презентации Google с поиском информации в сети Интернет. Ссылка на презентацию . Разработанный совместный продукт в дальнейшем можно пополнять, изменять, скачивать для локального использования.
По окончании стажировки проведен круглый стол и опрос стажеров, который позволяет сделать вывод о том, что цели и задачи стажировки достигнуты. Все материалы стажировки были скомпонованы в кейс и также через облачные технологии распространены среди стажеров.
По мнению стажеров:
• программа стажировки была очень насыщенной, мы плодотворно поработали;
• получили полезный опыт по организации информационно-библиотечного центра;
• стажировка удалась, программа выполнена полностью, хочется отметить высокий профессиональный уровень организаторов стажировки;
• стажировочные занятия интересны по содержанию, особенно проектная деятельность;
• данная стажировка позволила увидеть новые информационные технологии в действии, позволила сделать первые небольшие шаги в их освоении;
• школа хорошо оснащена, и она действительно работает как цифровая школа;
• стажировка была очень полезной и нужной, буду применять в своей деятельности.
Анализ итоговых анкет показал высокую степень удовлетворенности стажеров программой стажировки и актуальность рассмотренных вопросов (таблица).
% | |
Актуальность рассмотренных вопросов лично для вас | 98.8 |
Степень вашей личной заинтересованности и включенности в занятия | 98.3 |
Степень применимости содержания стажировки в вашей практике | 76.7 |
Степень применимости предложенных методов в вашей практике | 74.6 |
Установление коммуникации между руководителями школы и участниками стажировки | 90.8 |
В некоторых комментариях к итоговым анкетам было указано о сложностях или невозможности применения данных методов ввиду отсутствия или плохой скорости Интернета в библиотеке, отсутствия персонального компьютера. Проблемы несоответствия условий своих библиотек требованиям новых стандартов и Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров также поднимались стажерами на итоговом круглом столе. Но все стажеры были единодушны во мнении, что изменения нужно начинать с себя, с повышения своей ИКТ-компетентности.
Итоги стажировки: все стажеры справились со стажировочным заданием, стажировка прошла успешно, опыт создания школьного информационно-библиотечного центра МОУ «МСОШ №2 им. Ю.Б.Шагдарова» интересен, нужен и готов к распространению.
Аналитическая группа МОУ «МСОШ №2 им. Ю.Б.Шагдарова»