на сайт 1на сайт 2 

 

  

 

 

 

  

 

13 мая 2015 года в ГОУ «Красночикойская СОШ №2» проведена стажировка по теме «Формирование готовности учащихся к профессиональному самоопределению». Данная тема представлена содержанием шестого модуля образовательной программы стажировочной площадки «Современная модель успешной социализации детей в пространстве инкультурации». В работе стажировочной площадки приняли участие 21  чел., из них

Категория слушателей

Заместитель председателя комитета образования

заместители директоров

учителя

педагоги-психологи

Кол-во

1

4

14

2

  1. Занятия (из проведенных на стажировке),  отмеченные  стажерами:

учебные занятия

12

тренинг и психолого-педагогическое сопровождение

12

организация социальных практик

6

практикум по проектированию модели профильного обучения

10

лекция «Модели профильного обучения»

6

презентация программы «Формирование готовности личности к профессиональному самоопределению»

10

  1. Методические приемы,  отмеченные стажёрами как наиболее эффективные, полезные с целью    использования  в профессиональной деятельности:

практикум

19

мастер-класс

12

тренинг

10

работа с документацией

12

игра

13

защита проекта

15

круглый стол

10

В стажировке приняли участие заместители директоров образовательных организаций, педагог-психолог, учителя школ Красночикойского района, заместитель председателя комитета образования МР «Красночикойский район» Шаронова В.Н.. Программа стажировки   включала  проведение 4 открытых занятий (элективный курс, профильный курс, внеклассные мероприятия), семинар-практикум по составлению модели профильного обучения общеобразовательной организации, 2 мастер – класса, презентацию программы «Формирование готовности личности к профессиональному самоопределению». Практические  задания для стажёров предполагали  анализ  занятий элективных и факультативных курсов по технологической карте, презентацию элективного курса, практикум по составлению модели профильного обучения с учётом специфики своей образовательной организации.

Приветствовали участников стажировки ученики шестых классов (классный руководитель Михалева Т.А.)  Учащиеся в стихотворной форме рассказали о необъятном мире профессий, создали позитивную, комфортную атмосферу.

Первая часть стажировки была посвящена практической работе, включающей  посещение  учебных занятий с их последующим детальным анализом и заполнением стажёрами  технологической карты урока. Цель занятий заключалась в представлении форм и способов работы педагогического коллектива по профориетации, профессиональному просвещению, предпрофильной подготовки обучающихся. Учителями школы (Казыкина М.Г,  Вилижанина Н.В., Шапошникова М.М., Михайлова А.Н., Массарова Е.М.) были даны учебные занятия, в ходе которых представлены основные положения программы «Формирование готовности личности к профессиональному самоопределению» как элемента модели успешной социализации детей. Педагоги в детальном самоанализе проведённых занятий особую  значимость  обратили на психологический аспект, акцентируя внимание на использование современных образовательных технологий в соответствии с требованиями ФГОС.

Участники стажировки  анализ учебных занятий осуществляли в соответствии с предложенной технологической картой, которая предполагала критериальное оценивание в балльной системе.  Педагоги,  посетившие занятия,  отметили создание положительного эмоционального настроя, логику структуры занятий, соответствие методов, средств обучения цели и содержанию занятия, эффективность организации учебного сотрудничества. Была особо отмечена эмоциональная комфортность,  способствующая  созданию ситуации успеха на занятии, высокий уровень педагогической культуры, формирование у обучающихся социальных компетенций, необходимых для конструктивного успешного и ответственного поведения в обществе.

Заместителем директора по воспитательной работе Быковой Л.В. представлен  основной компонент предпрофильной подготовки в ГОУ «Красночикойская СОШ №2» - программу «Формирование готовности личности к профессиональному самоопределению». Лариса Викторовна раскрыла цели, задачи, виды деятельности и формы реализации программы по уровням обучения, акцентируя внимание слушателей на ожидаемом результате реализации программы и средствах измерения уровня сформированности готовности к профессиональному определению. Программа вызвала особый интерес стажеров. По окончании стажировки участники пришли к единодушному мнению, что предпрофильную подготовку необходимо проводить на всех уровнях обучения.

Требования к программе элективного курса раскрыла Ларионова О.В. руководитель научно-методической работой в школе. Стажерами отмечается четкость формулировок и понятий (отличие элективного курса от факультативного). Участники стажировки проанализировали собственные программы элективных курсов и получили возможность их презентовать. Элективный курс «Математика в мире профессий» представила Массарова Е.М. – учитель математики ГОУ «Красночикойская СОШ №2». Программу предпрофильной подготовки своей организации представила Макарова Л.В. – заместитель директора по воспитательной работе Шимбиликской СОШ. Курс «Моя удивительная генетика» презентовала Федорова И.В. – учитель биологии Урлукской СОШ. Педагог-психолог Красночикойской СОШ Говорухина Е.Н. рассказала о формах работы и социальном сотрудничестве с организациями села по программе курса «Твоя профессиональная карьера».  Диалоговая форма общения  позволила вывести на новый уровень осмысление обсуждаемых проблем, презентовать свой опыт и увидеть новые подходы в опыте коллег.

Во второй половине дня заместителем директора по учебной работе Чупровой М.А.   презентовались различные модели организации внутришкольного и сетевого профильного обучения. В содержательном  выступлении  приводились примеры адресов практического внедрения разнообразных моделей, акцентировалось внимание на необходимости при введении ФГОС сетевого сотрудничества и индивидуализации образовательной деятельности через составление индивидуальных учебных планов каждого старшеклассника. Была представлена модель организации профильного обучения в ГОУ «Красночикойская СОШ №2» по индивидуальным учебным планам в разновозрастных группах. По мнению авторов модели (Ткаченко Е.В., Остапенко А.А.), данная организация профильного обучения представляется актуальной,  потому как   при рассмотрении образования как одного из основных каналов включения личности в социокультурную реальность работа в разновозрастных группах позволяет интегрировать личность в среду общества, что способствует успешной социализации.

В ходе практической работы участники проектировали собственную модель предпрофильной и профильной подготовки по заданным критериям. В результате работы были спроектированы три модели: ассоциация учебных заведений без ресурсного центра, предметно-уровневая модель и модель сетевого взаимодействия на основе дистанционного взаимодействия. Ценность данной работы заключается в том, что школы выстраивали открытую для сотрудничества модель сетевого взаимодействия по организации профильного обучения в информационном  образовательном  пространстве,  разработанные модели могут использоваться в практике школ Красночикойского района.

Программу стажировочного дня продолжили презентации учебных практик. Заместитель директора Чупрова М.А. раскрыла понятия: учебная практика, социальная практика, производственная и академическая практики. Организация такой деятельности   имеет не только очень важную социальную и практическую направленность, но и обладает высоким педагогическим потенциалом, востребованность которого позволяет  существенно оптимизировать процесс овладения различными видами профессиональной деятельности . Представлены разные уровни социальных практик: социальные акции в деятельности волонтерского отряда «Успех», развитие социальных и профессиональных навыков при организации экскурсий по школьному музею, практика создания мультфильма, получение опыта журналистской работы. Руководители данных проектов (Латышева М.Я., Казыкина М.Г, Михалева Т.А., Быкова Л.В.) убеждены, что таким образом организованная деятельность учащихся помогает развитию социальной компетентности, формирует и отрабатывает индивидуальную модель социального поведения, позволяет осмыслить и присвоить теоретические знания и получить опыт социального действия.

Педагог-психолог Вилижанина Н.В. отразила особенности психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения в ГОУ «Красночикойская СОШ №2», демонстрируя элементы тренинговой работы. Социальный педагог Малых Н.В. раскрыла методики диагностики профессионального самоопределения школьников различных авторов, применяемых в ГОУ «Красночикойская СОШ №2».

По окончании стажировки,  участвуя в работе круглого стола, слушателями были определены проблемы и перспективы организации профильного обучения в условиях сельской школы.

Наиболее яркие впечатления слушателей по окончании стажировки можно представить следующим образом:

  • - стажировка проходила в активном темпе, мероприятия наполнены новой полезной информацией;
  • - стажировка насыщена различными видами и формами деятельности по заявленной проблеме;
  • - работа площадки эффективна как с практической, так и с научной точки зрения;
  • - знания, полученные в ходе работы площадки, будут  применяться  на практике;
  • - в освоении материала   способствовало  применение  деятельностного  подхода в организации  стажировки.

Удовлетворенность программой стажировки (см. таблицу) свидетельствует о том,  что степень личной заинтересованности участников достаточно  высокая,  поэтому можно предположить,  что в  практике стажёров найдут применение  формы организации совместной деятельности педагогического и ученического коллектива, отдельные элементы представленной модели успешной социализации детей.

 

%

Актуальность рассмотренных вопросов

97,1

Степень Вашей личной заинтересованности и включенности в занятия

95,7

Степень применимости содержания стажировки в Вашей практике

87,6

Степень применимости предложенных методов и приемов в Вашей практике

87,6

Установление коммуникации между руководителями школы и участниками стажировки

92

Руководитель базовой опорной площадки __________ М.В. Кузнецова

Тьютор-консультант _________________ И.А. Грешилова

        М.П.