С 19 по 23 апреля в Республике Калмыкии прошла Всероссийская педагогическая экспедиция «Заповедными тропами России», на которой собрались методисты по географии региональных ИПК (ИРО), методических центров (центров развития образования); руководители МО, участники и победители конкурса в рамках Приоритетного национального проекта «Образование»; лауреаты профессиональных конкурсов из 36 регионов РФ.
География участников:
Республики: Адыгея, Бурятия, Башкортостан, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Крым, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Хакасия;
Края: Алтайский, Забайкальский, Краснодарский, Красноярский, Ставропольский;
Области: Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Ивановская, Иркутская, Кировская, Курская, Новосибирская, Омская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Томская, Челябинская.
20 апреля в рамках Всероссийской педагогической экспедиции состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Образовательный процесс в условиях новой образовательной парадигмы: от предметности к метапредметности».
Цель конференции: актуализация проблем школьного образования в условиях новой образовательной парадигмы и оказание методической поддержки учителям общественно-научных дисциплин при переходе на ФГОС.
Задачи конференции:
•анализ возможностей учебно-методических комплексов Издательского центра «ВЕНТАНА-ГРАФ» в реализации требований ФГОС разных предметных областей;
•рассмотрение основных подходов к проектированию образовательного процесса с заданными результатами, распространение опыта проектирования уроков с использованием методических ресурсов УМК ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ»;
•знакомство с современными методами диагностики достижения планируемых результатов, распространение опыта решения задач формирующего оценивания;
•создание пространства профессионального взаимодействия.
21-23 апреля - Всероссийская педагогическая экспедиция «Заповедными тропами России»
Цель педагогической экспедиции: создать условия для повышения уровня профессиональной компетентности и осмысления педагогами сущности и возможностей деятельностного подхода в достижении планируемых результатов обучения, с учётом ФГОС ООО УМК «География» под общей редакцией В.П. Дронова,
Задачи:
•определить роль УМК «География» под общей редакцией В.П. Дронова, в достижении планируемых результатов обучения с учётом требований ФГОС;
•проанализировать и систематизировать спектр современных образовательных технологий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода, оценить их эффективность;
•оценить возможности практико-ориентированных форм организации учебной деятельности;
•освоить современные методики проведения практикумов в условиях природы и социума.
Тема Всероссийской педагогической экспедиции: «Практика как единица общественно-научного образования» была реализована через систему практикумов:
•Этногеографический практикум «Ойратский стан».
Ойра т(ы) - группа западно-монгольских народностей, основными современными центрами расселения которых являются Российская Федерация (Республика Калмыкия), Монголия (западные аймаки) и Китай (Синьцзян-Уйгурский автономный район и провинция Цинхай).
Обзорная и пешеходная экскурсии «Элиста – степная жемчужина»
•Краеведческий практикум «Организация исследовательской работы по изучению исторических и природных объектов».
•Исторический практикум (работа с источниками) с посещением национального музея им. Н.Н. Пальмова.
•Учебно-практическое исследование «Озеро Маныч-Гудило — островная часть биосферного заповедника Черные земли».
Маныч-Гудило является важным центром гнездования и миграции многих видов птиц, среди которых белолобый гусь, краснозобая казарка, пискулька, серый гусь, розовый пеликан, кудрявый пеликан, колпица, серая цапля, черноголовый хохотун, серебристая чайка, морской голубок, шилоклювка, ходулочник, малая белая цапля, каравайка.
Орнитологический участок
Посредине озера Маныч-Гудило находится остров Водный. Здесь уже более полувека обитает табун диких лошадей-мустангов. Такого больше нигде не увидишь – дикие лошади вольно пасутся на лугах и галопом несутся по покрытому высокой травой полю. Ученые до сих пор не могут понять, каким образом они оказались на этом острове.
КАЛМЫЦКАЯ СТЕПЬ. «Гимн тюльпану».
•Эколого-орнитологическая экскурсия «Методика изучения биоты средствами практико-ориентированных технологий».
•Историко-географическое путешествие «Великий шелковый путь: диалог Запада и Востока». Переход из Европы в Азию (Кумо-Манычская впадина — граница между Европой и Азией).
•Экскурсия с элементами практического занятия «Методика изучения истории и природы региона проживания, на примере территорий “Антропогенная пустыня” и “Бэровские бугры” на территории заповедника “Черные земли”».
Бэровские бугры — параллельные, песчаные и супесчаные гряды широтного направления в Прикаспийской низменности правильной и однообразной формы, имеющие направление с востока на запад между устьями Кумы и Эмбы.
Заповедник «Черные Земли» – это единственный в России полигон для изучения степных, полупустынных и пустынных ландшафтов, а также калмыцкой популяции сайгака. «Черные земли» – это единственная в Европе антропогенная пустыня, являющаяся объектом изучения сотен учёных со всего мира.
•Практикум «Мемориал как источник формирования гражданской позиции и ценностного мировоззрения». Посещение Хулхутинского мемориального комплекса.
Мемориальный комплекс — посвящён воинам 28-й Армии, погибшим в сражениях во время Великой Отечественной войне. На территории, где сегодня находится памятник, было остановлено продвижение немецких войск в сторону Астрахани.
Памятник был установлен в 82 году. Авторы мемориала — скульптуры Н.Х. Бораев, С.Е. Курнеев, В.Б. Гиляндиков, Э.Э. Лиджи-Горяев, М.Б. Пюрвеев.
В 2009 году мемориальный комплекс был внесён в реестр объектов культурного наследия Республики Калмыкия (№ 254 ).
•Практикум «Наблюдение как форма организации деятельности. г.Астрахань».
Астрахань — город в России, административный центр Астраханской области. Старейший экономический и культурный центр Нижнего Поволжья и Прикаспия. Часто называется южным форпостом России и Каспийской столицей. Входит в число городов России, признанных исторически ценными.
ст методист по географии Т.Г.Рыбак