Аналитический отчет
о проведении стажировки
в ГОУ «Красночикойской СОШ №2
по теме:
«Роль института классного руководителя в успешной социализации детей»
20 февраля 2015 года в ГОУ «Красночикойская СОШ №2» проведена стажировка по теме «Роль института классного руководителя в успешной социализации детей». Данная тема представлена содержанием пятого модуля образовательной программы стажировочной площадки «Современная модель успешной социализации детей в пространстве инкультурации». В работе стажировочной площадки приняли участие 16 человек, из них один заместитель директора по воспитательной работе, 14 учителей общеобразовательных школ, один педагог-психолог.
Занятия (из проведенных на стажировке), отмеченные стажерами:
Круглый стол |
10 |
Деловая игра «Проектная мастерская» |
14 |
Тренинг |
14 |
Практическое занятие |
12 |
Презентация воспитательных систем |
9 |
Открытые занятия |
11 |
- Методические приемы (из использованных на стажировке), полезные стажерам в профессиональной деятельности:
мотивация |
9 |
дискуссия |
9 |
анализ |
9 |
психологический настрой |
11 |
презентация |
13 |
обмен мнениями |
12 |
тренинг |
14 |
Практические задания для стажёров предполагали анализ занятий, участие в работе «круглого стола» с выступлением, содержащим обобщение опыта работы своей ОО, проектирование воспитательной системы класса в интерактивной форме, повышение профессиональной компетентности в общении с окружающими, в создании эффективного пространства жизнедеятельности классного коллектива, способствующего успешной социализации подрастающего поколения.
Программа стажировки включала практическую работу стажеров с проектом «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» в форме педагогического коллоквиума «Духовно-нравственные и ценностно-смысловые ориентации «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года». Слушатели под руководством председателя методического объединения классных руководителей ГОУ «Красночикойская СОШ № 2» Михалевой Татьяны Анатольевны работали с текстом документа, давали собственную интерпретацию по каждому направлению, высказали свои мысли и пожелания, в целом пришли к единому мнению, что основополагающим в Стратегии является такой социальный институт как семья – основа государства. Стажеры получили возможность выйти на сайт Национальной родительской ассоциации, где представлено широкое обсуждение стратегии и оставить свои отзывы и предложения. Главная идея Стратегии красной нитью прошла через все мероприятия стажировки и получила свое развитие на заседании круглого стола «Единство воспитания, социализации и развития в деятельности классного руководителя», где обсуждались актуальные вопросы:
1.Классный руководитель - педагог – профессионал, духовный посредник между обществом и ребёнком в освоении культуры.
2. Диалог с родителями.
3.Эмоциональный контакт с учащимися и его значение в работе классного руководителя.
4.Опыт КТД в классе и школе.
5.Педагогическое общение – важное условие эффективного учебно- воспитательного процесса.
6. Преемственность в работе классных руководителей.
7. Популярные темы для обсуждения для часов общения в классе.
Стажерами, среди которых было много молодых классных руководителей, были сформулированы основные проблемы в работе классного руководителя, намечены пути их преодоления.
Работу стажировочного дня продолжили мастер-класс «Информационная диагностика и психологическое сопровождение в работе классного руководителя», (педагог-психолог Вилижанина Наталья Викторовна) и деловая игра «Моделирование воспитательной системы класса» (директор Кузнецова Марина Викторовна). Всеми слушателями были отмечены практическая направленность этих мероприятий, возможность применить элементы мастер-класса как тренинга, диагностики в работе воспитания и развития учащихся для их успешной социализации в жизни. Стажеры повысили свою психологическую компетентность в вопросах использования диагностики в работе классного руководителя, расширили и углубили представления о воспитательной системе класса, путях и способах ее моделирования.
Во второй половине дня слушателям была представлена панорама открытых занятий, проводимых классными руководителями с целью их последующего детального анализа.
Классный час в 6 классе (Капустина Людмила Мартемьяновна – учитель русского языка) был посвящён Году литературы в РФ. Учителю удалось донести до аудитории, учеников и присутствующих на уроке, что литература, как искусство, слова помогала выжить и сохранить веру в победу в эти тяжёлые для страны и народа годы. Духовно-нравственный потенциал литературы необходимо использовать для становления личности современного учащегося, именно на этом было акцентировано внимание педагога в ходе самоанализа, высокий уровень которого отметили стажёры.
Году литературы был посвящён и классный час в 5 классе «Былинные богатыри-земли русской сыновья» (Сартакова Ольга Михайловна – учитель русского языка). Стажерами отмечалось тесное взаимодействие с работниками библиотеки, возможность пополнить свою методическую копилку подобным мероприятием.
Классный час в 3 классе «Широкая масленица» (Яковлева Ирина Николаевна – учитель начальных классов) способствовал созданию условий для воспитания национальной самоидентичности, духовного родства с русскими народными традициями. В ходе классного часа в 11 классе (Массарова Елена Михайловна – учитель математики, Латышева Марина Яковлевна – учитель истории) ребята узнали о современных героях России, которые жили рядом с нами в Забайкальском крае, Красночикойском районе. У слушателей классный час вызвал большой эмоциональный отклик, отмечалось богатство и неординарность подготовленного материала. При анализе проведенных занятий стажеры отмечали высокий методический уровень и уровень организации, практико-ориентированную направленность, возможность использования в собственной практике.
Большой потенциал и оптимальное использование ИКТ-технологий был отмечен стажерами в ходе заседания интеллектуального клуба. Слушателям была предоставлена возможность поучаствовать в видеоигре «Брейн-ринг» (Ларионова Ольга Владимировна – учитель географии), вместе с участниками игры стажеры в форме мозгового штурма отвечали на вопросы, отмечалось, что данная форма работы способствует не только проявлению интеллектуальных способностей и умению выражать и отстаивать свое мнение, но и сплочению команды, формированию коллектива.
Программу стажировочного дня продолжили презентации портфолио классных коллективов, компонентов воспитательных систем классными руководителями школы (Кузина Наталья Борисовна, Перебоева Татьяна Семеновна, Михалева Татьяна Анатольевна). Участниками площадки отмечена преемственность в работе классных руководителей школы, разнообразие названий воспитательных систем классов, четко сформулированные виды системообразующей деятельности. Модератор площадки заместитель директора ГОУ «Красночикойская СОШ №2» Быкова Лариса Викторовна обобщила выступления слушателей. Участники стажировки были единодушны в мысли о большой роли классного руководителя в успешной социализации каждого ребенка, в создании позитивного образа ученика, класса и в целом школы. «Нужно уметь замечать все хорошее, что делают школьники, и показывать, что ими довольны. Ученики достойны похвалы за хорошие поступки и дела. Тогда ребята будут совершать их еще больше и чаще. Преподаватель не должен подавлять школьников своей властью. Жесткий контроль над их действиями и упорное настаивание на своем руководстве приведут к тому, что ученики будут ощущать себя неудачниками, что, в свою очередь, вызовет их разочарование. Надо дать школьникам почувствовать и испытать свои собственные силы» - такими высказываниями делились стажеры по окончании стажировки.
Наиболее яркие впечатления слушателей по окончании стажировки можно представить следующим образом:
- работу стажировочной площадки можно охарактеризовать как высокоэффективную. Поставленные цели выполнены. Разработаны механизмы внедрения модели успешной социализации. Изучен опыт работы в этом направлении ГОУ «Красночикойской СОШ № 2»;
- многому научилась у педагогов-мастеров, смогла обменяться своими мыслями, наметила пути своей дальнейшей работы;
- стажировочная площадка для меня прошла эффективно, получила новые знания, которые буду применять в своей работе как классный руководитель;
- прекрасно организованы и проведены на высоком уровне классные мероприятия.
Удовлетворенность программой стажировки (см. таблицу) свидетельствует о том, что степень личной заинтересованности участников достаточно высокая.
% |
|
Актуальность рассмотренных вопросов |
98,8 |
Степень Вашей личной заинтересованности и включенности в занятия |
99,4 |
Степень применимости содержания стажировки в Вашей практике |
96,9 |
Степень применимости предложенных методов и приемов в Вашей практике |
97,5 |
Установление коммуникации между руководителями школы и участниками стажировки |
99,4 |
Руководитель базовой опорной площадки __________ М.В. Кузнецова
Тьютор-консультант _________________ И.А. Грешилова