С 4 по 6 декабря 2014 г. в подмосковном городе Электросталь прошел II Всероссийский съезд молодых учителей «Молодой учитель – школе будущего». Его организаторами выступили Минобрнауки России и Всероссийское педагогическое собрание. Для участия в работе съезда прибыли около четырехсот молодых педагогов из 67 субъектов Российской Федерации.
Мероприятие также посетили Министр образования и науки Российской ФедерацииДмитрий Ливанов, первый заместитель министра образования и науки Российской Федерации Наталья Третьяк, заместитель Председателя Комитета по образованию Государственной Думы Российской Федерации Ирина Мануйлова, первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по международным делам Светлана Журова, министр образования Московской областиМарина Захарова, председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова.
Ведущим пленарного заседания съезда стал главный редактор «Учительской газеты»Петр Положевец.
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец всвоем видеообращении к делегатам съезда отметила, что за последнее время в российские школы пришло множество молодых учителей.
«В школах увеличилась доля преподавателей до 30 лет, вырос конкурс на педагогические специальности в вузы», – сказала вице-премьер.
Первый заместитель министра образования и науки Российской Федерации Наталья Третьяк, выступая перед делегатами, отметила, что подобные встречи нужны не столько дебютантам, сколько специалистам, разрабатывающим государственную политику в сфере образования.
Замглавы Минобрнауки России также объяснила, почему профессия учителя стала более привлекательной для молодежи. По ее словам, в настоящее время действует ряд программ, способствующих привлечению молодых педагогов.
«Во многих регионах выпускникам вузов и педагогических колледжей при трудоустройстве в год выпуска выплачивается единовременное пособие, а затем устанавливается ежемесячная доплата на три года», – пояснила первый замминистра. Она также привела пример: в Сахалинской области такая доплата составляет 40%.
По ее словам, очень важным аспектом поддержки молодых учителей являются также активно развивающиеся ипотечные программы.
Так, в Кемеровской области несколько таких программ, и самая привлекательная из них – заем на 20 лет без процентов и без первоначального взноса.
Особое внимание в своем выступлении Наталья Третьяк уделила программам профессиональной поддержки молодых педагогов, в том числе, поддержке наставничества. Так, в Тюменской, Новосибирской областях, в других регионах созданы клубы молодых педагогов, основная задача которых – помогать молодому специалисту адаптироваться к школе.
Далее в своем докладе первый замминистра рассказала о масштабных изменениях, происходящих российской школе.
«Начальные классы полностью перешли на новые образовательные стандарты, вскоре на них перейдет основное и старшее звено, предстоит внедрение профессионального стандарта педагога», – отметила Наталья Третьяк. Все это меняет требования и к организации образовательного процесса, и к учительскому труду – для успешной работы в школе необходимы новые подходы, новые методики, новые технологии взаимодействия с детьми.
Большой вклад в решение таких задач, как повышение зарплат учителей, создание инфраструктуры для введения новых образовательных стандартов, оптимизация сети образовательных организаций, развитие информационных технологий в школах, привлечение в школы молодых учителей внес проект модернизации региональных систем общего образования.
«Все эти задачи были выполнены, а зарплата учителей, как и было запланировано, достигла средних показателей по региональной экономике, – дала свою оценку проекту Наталья Третьяк. – Из федерального бюджета на проект МРСО было выделено 120 млрд рублей».
Говоря об особенностях работы молодых учителей, замглавы Минобрнауки России проинформировала, что подбирая кандидатов на вакансии, некоторые директора не скрывают, что отдают предпочтение молодым – ведь их компетенции не просто помогают выстраивать отношения с детьми, но и делают более результативным учебный процесс.
«Есть примеры, когда молодые учителя, прекрасно ориентирующиеся в социальных сетях, предотвращали реальные конфликты и даже трагедии, которые могли стать последствием виртуального общения их учеников друг с другом», – подчеркнула она.
Докладчик также напомнила, что 28 мая 2014 года заместитель председателя Правительства России Ольга Голодец утвердила Комплексную программу повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций. Она состоит из четырех подпрограмм: внедрение профессионального стандарта педагога, модернизация педагогического образования, переход к эффективному контракту, дальнейшее повышение престижа профессии учителя. Профессиональный стандарт педагога был разработан под руководством директора школы, сопредседателя Общественного совета Минобрнауки России Евгения Ямбурга.
Кроме этого, по словам замглавы ведомства, сейчас по всей России реализуется проект модернизации педагогического образования, в котором участвуют около сорока педагогических вузов. Одно из ключевых изменений в образовательных программах – увеличение часов на практику и обеспечение высокого уровня ее проведения.
«В некоторых вузах даже вводят понятие «педагогической интернатуры» – как у врачей, чтобы студенты проводили как можно больше времени в школе, в классе», – уточнила Наталья Третьяк. Например, такую модель интернатуры разработал Красноярский институт повышения квалификации: студенты региональных вузов на старших курсах могут значительную часть учебного времени работать в школе. А в Московском городском психолого-педагогическом университете студенты проходят продолжительную практику начиная с первого курса.
В завершении своего выступления Наталья Третьяк резюмировала: «Среди лучших учителей страны все больше молодых. Не случайно за последние несколько лет снизился средний возраст участников Всероссийского конкурса «Учитель года» – в этом году он составил 37 лет. Два абсолютных победителя, которых мы награждали совсем недавно, – Андрей Сиденко, 28 лет, и Александр Демахин, 27 лет».
Круг поднятых вопросов на Съезде определила работа пяти дискуссионных площадок, круглых столов и диалог-клубов. Разговор шел о том, что и как необходимо изменить в подготовке учителя, каковы перспективы профессионального и личностного роста молодого педагога в современной школе, насколько эффективна и как реализуется государственная поддержка молодых учителей, в том числе, программа «Учительский дом», и что нужно сделать для создания комфортных условий работы в школе. Обсуждался также вопрос использования молодыми педагогами в своей работе инновационных образовательных технологий. Делегаты делились опытом, рассказывая, как в их школах решаются вопросы воспитания гражданственности и патриотизма.
Кроме того, в рамках мероприятия состоялось избрание нового состава федерального координационного Совета ассоциации молодых учителей России. Было избрано 9 сопредседателей-координаторов.
Завершился съезд общением делегатов с Министром образования и науки Российской Федерации Дмитрием Ливановым. Молодые педагоги задали министру десятки вопросов, поделились своими идеями и пожеланиями.
Обсуждались темы повышения квалификации молодых учителей и возможности обучения в заочной магистратуре и аспирантуре, заработной платы, программ льготной ипотеки для учителей и другие.
Так, в частности, делегаты выразили Министру обеспокоенность тем, что в обществе существует несоответствующее действительности восприятие профессии учителя. «Как переломить эту тенденцию?», – спросили у Дмитрия Ливанова
«Уважение общества к той или иной профессии формируют не только средства массовой информации, но и сами учителя, – отметил Министр. – Если мать или отец приходят на родительское собрание и убеждаются, что учитель их детей образован, что это человек высокой культуры, его любят и уважают дети, то и у родителей появится чувство уважения к такому учителю».
По окончанию встречи Дмитрий Ливанов высказал предложение проводить Съезды молодых учителей ежегодно.
Источник: http://минобрнауки.рф/новости/4705