.jpg17 ноября 2014 года в Российской академии наук обсудили содержание исторической науки и подходы к ее преподаванию в рамках всероссийской конференции «Состояние и перспективы исторического образования и науки в общеобразовательной и высшей школе». Мероприятие было проведено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.

«Перед нашей школой стоит сегодня задача обновления исторического образования, обеспечения его соответствия последним научным результатам и стандартам, принятым в историческом научном сообществе, – сказал в приветствии к участникам конференции Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов. – Одной из приоритетных тем обсуждения в рамках данной конференции станет применение в учебной практике концепции нового учебно-методического комплекса отечественной истории».

Министр отметил, что новые учебники истории, которые будут использоваться в школах, должны стать современным ресурсом для обучения детей и нести ключевые образцы патриотизма и культуры.

«Необходимость переоценки подходов к преподаванию истории вызвана множеством объективных причин – от развития научных дисциплин, в том числе, исторических, до изменения получателей новых знаний – школьников и студентов, –пояснил Дмитрий Ливанов. – Специалисты называют современных учащихся «поколением информационной революции».

Отправной точкой для подготовки новой концепции преподавания истории стало поручение Президента Российской Федерации Владимира Путина, сделанное им 19 февраля 2012 года на заседании Совета по межнациональным отношениям. В нем говорилось о необходимости подготовки единых учебников истории, построенных в рамках единой концепции и единой логики непрерывной российской истории.

В ходе подготовки новой концепции сформулированы необходимые принципы, проведено широкое обсуждение, в котором приняли участие ученые-историки, лучшие учителя России. Основой концепции стал историко-культурный стандарт, содержащий информацию о событиях, датах и фактах о ключевых фигурах Российской истории. Ее проект был одобрен на заседании Совета Российского исторического общества 30 октября 2013 года и окончательно утвержден на собрании общества в мае 2014 года.

«Важно понимать, что введение единообразия в преподавании исторической науки не подразумевают единомыслия в духе Козьмы Пруткова, – уточнила Первый заместитель образования и науки Российской Федерации Наталья Третьяк. – Мы говорим о единой логике школьного курса истории, о взаимосвязи всех этапов развития российской государственности. Она пояснила, что концепция нового учебного исторического комплекса становится основой для разработки примерных рабочих программ по истории, а также подготовки и переподготовки учителей.

«Мы не ставим вопрос – сколько должно быть учебников, – отметила Наталья Третьяк. – Важно, что все они должны соответствовать принятой концепции».

В настоящее время в федеральном перечне учебников – 75 учебников по общей истории и истории России. Их соответствие новой концепции определит рабочая группа Российского исторического общества, в составе которой ученые и эксперты Российской академии наук, Российской академии образования, МГИМО, Росархива, а также представители учительских ассоциаций. Результаты работы группы будут представлены до 1 марта 2015 года.

Несмотря на продолжающуюся работу над будущим учебником истории, разработанная концепция уже вошла в школьную практику. В этом году Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования при участии институтов РАН обучила новым подходам в преподавании истории 500 тьюторов из всех регионов России. Помимо этого, подготовлены методические материалы для учителей, в том числе – на электронных носителях. С сентября этого года во всех регионах организованы курсы повышения квалификации для учителей истории и обществознания. Планируется, что к 2016 году переподготовку пройдут все учителя-предметники – около 60 000 педагогов.

С изменениями в подходах к преподаванию истории в общеобразовательных школах будут синхронизированы изменения в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по истории. Из них будут исключены вопросы с потенциальной конфликтогенностью, а в будущем будут добавлены задания по истории регионов.

В конце ноября в РАН пройдет встреча директоров институтов национальной истории стран СНГ, в которой также примут участие ученые из Литвы, Эстонии, Грузии и Украины. А летом будущего года содержание и главные векторы исторической науки будут обсуждаться на международной конференции в Китае.

Источник: http://минобрнауки.рф/новости/4601