24 сентября открылась межрегиональная научно-практическая конференция «Итоги и перспективы введения ФГОС нового поколения»
В Забайкальском государственном университете на конференцию собрались работники образования: специалисты Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края и муниципальных органов управления образованием, сотрудники ЗабКИПКРО и Агинского ИПКРСС, педагоги образовательных организаций, гости из  ФГАО «Федеральный институт развития образования», ОАО "Издательство "Просвещение", Издательство "Дрофа" и ОАО "Издательство "Русское слово" (г.Москва) и  АОУ ДПО «Бурятский институт образовательной политики» (г. Улан-Удэ).

Участники конференции посетили юбилейную выставку, посвященную 75-летию ЗабКИПКРО, познакомились с экспозициями, представленными издательствами и информационно-библиотечным отделом ЗабКИПКРО.
В программе 1-го дня конференции: пленарное заседание и широкий спектр интерактивных мероприятий: презентационные и дискуссионные площадки, круглые столы.
Пленарное заседание приветственным словом открыла заместитель министра - начальник управления общего образования и воспитания Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Наталия Михайловна Шибанова. В продолжении она выступила с докладом "Актуальное состояние, проблемы и перспективы введения ФГОС дошкольного и общего образования в Забайкальском крае". Федеральные государственные образовательные стандарты прочно входят в деятельность образовательных организаций Забайкальского края. С 1 сентября 2014 г. все учащиеся начальных классов обучаются по новым стандартам в штатном режиме. Третий год идет апробация стандартов основного общего образования. С 2014 г. началась подготовка по введению ФГОС дошкольного образования. На уровне Забайкальского края утвержден пакет программно-нормативных документов, определяющих вектор развития системы образования региона на ближайшее время. Далее докладчик сделала акцент на важности развития дошкольного образования. В Региональной программе изменений в отраслях социальной сферы закреплены взятые Забайкальским краем обязательства по охвату воспитанников программами дошкольного образования. До 2018 года все дети в возрасте от 5-7 лет должны осваивать ФГОС дошкольного образования. Для этого всем педагогам дошкольных учреждений необходимо иметь профильное образование или профессиональную переподготовку. Особое внимание в выступлении обращено на качество реализации как дополнительных профессиональных программ, так и программ дошкольного образования.
Следующая группа проблем, затронутых докладчиком, касалась необходимости осмысления содержания ФГОС на каждом уровне общего образования и соблюдения принципа преемственности. В тоже время на смену периода энтузиазма и творчества в образовании пришли жесткая регламентация и нормирование деятельности на основе проработки нормативно-правовой базы. В современных условиях образовательные организации не могут оставаться замкнутыми системами, а стоят перед необходимостью поиска социальных партнеров для достижения собственных уставных целей. Для начала апробации ФГОС старшей школы с 2015 г. предстоит подготовить учителей для преподавания на профильном уровне, организации и сопровождения исследовательской деятельности учащихся. Помимо кадровых условий необходимо обеспечить соответствие материальных и информационных ресурсов новым требованиям. 
Изменение законодательства на федеральном уровне привело к тому, что все дети независимо от возможностей здоровья имеют право на образование в соответствии со своими возможностями и потребностями. Забайкальский край вступил в апробацию ФГОС для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. На 8 региональных пилотных площадках будут созданы условия для введения специальных ФГОС. Выступающая отметила особую роль учреждений дополнительного профессионального образования в создании условий для развития кадрового потенциала, методического сопровождения пилотной апробации стандартов старшей школы. 
Следующим прозвучал доклад "Повышение профессионального уровня педагога как условие достижения требований ФГОС общего образования", с которым выступила и.о.ректора ЗабКИПКРО Бальжит Балдандоржиевна Дамбаева. Основной акцент докладчик сделала на то, что введение ФГОС требует учителя совершенно иного уровня квалификации. Одной из ключевых проблем остается отсутствие или низкий уровень мотивации учителя работать по-новому. Недостаточно развитые рефлексивные способности приводят к неадекватной самооценке. Слабая теоретико-методологическая подготовка не позволяет организовать образовательный процесс в логике системно-деятельностного подхода. Зачастую все вышеназванные проблемы приводят к имитации деятельности. 
Изменились требования и к руководителю образовательной организации. Необходимо понимание потребности в системных изменениях. Все вышеназванное, как отметила выступающая, требует изменения инфраструктуры методической деятельности, формирование мобильных, оперативно реагирующих на возникающие потребности педагогов группы или команды, взаимодействующих в сетевом пространстве, с выходом на рабочее место учителя, в том числе в режиме on-line. Идеологию персонификации системы повышения квалификации невозможно реализовать без встраивания в нее методических служб образовательных организаций и муниципальных районов. Еще одной проблемой, обозначенной докладчиком, становится введение профессионального стандарта – сложного регулятора большого числа вопросов педагогической работы: трудоустройства педагога, определения его должностных обязанностей, аттестации, оплаты труда.
В   мае 2014 года утверждена Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников. Этот документ свидетельствует о том, что проблема – системная. На уровне региона 29 августа приказом МОЗК утверждена «дорожная карта». Следующим шагом должны стать разработка и утверждение пакета нормативно-правовых документов муниципального и школьного уровней.  В целом, применению в практике профессиональных стандартов педагога должна предшествовать большая подготовительная работа, что повлечет за собой оценку деятельности педагога на предмет соответствия требованиям профстандарта.
 Елена Витальевна Сарафанова, отметила длительное и плодотворное сотрудничество между Федеральным институтом развития образования и Забайкальским краем. Указав на имеющуюся нормативно-правовую базу для введению ФГОС дошкольного образования, Елена Витальевна рассказала о учебно-методическом обеспечении ФГОС ДО на этапе внедрения, разработанным ФИРО. Оно включает проекты Примерных основных образовательных программ (ПООП); методические рекомендации для дошкольных образовательных организаций по составлению основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО; методические рекомендации по организации предметно-развивающей среды; программы повышения квалификации работников системы дошкольного образования; методические рекомендации для родителей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО. В настоящее время институт осуществляет экспертное обеспечение внедрения стандартов дошкольного образования, в рамках которого проводятся общественная экспертиза проектов примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования и экспертные семинары, посвященные результатам экспертной апробации учебно-методического обеспечения введения ФГОС дошкольного образования.
Заседание продолжило выступление Кузьминой Светланы Владимировны, посвященное проблемам формирования муниципального задания (МЗ) в условиях реализации ФГОС. Основными вопросами при разработке МЗ становятся утверждение ведомственного перечня муниципальных услуг, определение стоимости услуги и показателей ее качества. Выступающая отметила, что на федеральном уровне в последнее время проделана значительная работа по совершенствованию процедуры формирования базового и ведомственного перечней. На первоначальном этапе перехода на реализацию 83-ФЗ федеральные власти (в том числе отраслевых министерств) были лишены полномочий по определению единого перечня услуг и работ, что привело к отсутствию единого подхода к определению аналогичных услуг. Начиная с 1 января 2016 г. все муниципальные задания будут формироваться исходя ведомственных перечней, утвержденных на основе единого базового перечня услуг. Таки м образом, становится актуальной дифференциация услуги по реализации программ общего образования в зависимости от стандарта (ГОС 2004 или ФГОС). Это обусловлено различиями в результатах обучения, в зависимости от чего и должны определяться показатели качества услуги. В Забайкальском крае, по словам докладчикам, имеется еще одно основание для дифференциации: закон №1017-ЗЗК определил различные нормативы финансового обеспечения для обучающихся по ГОС 2004 и ФГОС. Это обусловлено необходимостью создания различных условий для обучения, различной организацией учебного процесса, необходимостью обеспечения безопасности социальных проб и практик. В фонде оплаты труда увеличены фонды доплат, на иной персонал. А при расчете норматива для обучающихся по ФГОС принято более низкое соотношение учитель-ученик. 
В проблемное поле попадает определение показателей качества муниципальной услуги. Пока не будут соотноситься результаты ООП, показатели качества муниципальной услуги и стимулирования педагогов и руководителей, по словам докладчика, все усилия по повышению качества образования будут напоминать усилия героев басни Крылова «Лебедь, рак и щука». 
Выступление заместителя начальника управления образования и молодежной политики Могойтуйского района Натальи Бальжинимаевны Батоцыреновой было посвящено управлению введением ФГОС основного общего образования как механизму формирования муниципальной образовательной сети. Поставленные ФГОС задачи было решено достигать через объединение усилий всех образовательных организаций района и привлечения ресурсов образовательных систем соседних муниципалитетов. В основе взаимодействия были положены нелинейный характер взаимодействия, виртуальное профессиональное сообщество, стандартизация и вариативность. Вся деятельность основывается на нормативно-правовой базе, созданной на муниципальном уровне.
Реализуются проекты «Сетевая модель реализации ФГОС в основной школе на основе дистанционного обучения», «Коммуникативно-компетентностная модель взаимодействия образовательных организаций на основе академических и социальных практик», «Расширение индивидуальных образовательных маршрутов сельских школьников посредством развития социального партнерства», «Инновационный комплекс муниципальной системы образования как ресурс опережающего развития привела к необходимости». В районе был создан Муниципальный центр комплексного психолого-педагогического сопровождения детей. В перспективе деятельности образовательного холдинга – создание финансово-экономического механизма взаимодействия, включая разработку сетевого норматива, переход на срочные трудовые договоры и эффективный контракт.
Галина Цырендашиевна Болотова, заведующая учебной частью АИПК, представила опыт индивидуализации образовательного процесса как механизма реализации ФГОС старшей школы. В процессе используются различные формы организации такие, как школа индивидуального профиля, образовательный холдинг, образовательный консорциум, разновозрастные профильные группы, нелинейное расписание. Условиями для реализации индивидуальных образовательных программ становятся кадровая подготовка, финансово-экономические механизмы, материально-техническая база, отход от узкого фиксированного профиля, использование возможности РВО, расширение сетевого взаимодействия, дистанционного обучения, интеграция с учреждения ДО, НПО, СПО ВПО.
Представители издательств «Просвещение» Ольга Сергеевна Ноженкина, «Дрофа» - Н.М. Доржиева, «Русское слово»Людмила Руслановна Новосёлова познакомили участников конференции с подготовленными издательствами учебно-методическими комплектами. Все издания отвечают требованиям ФГОС, обеспечены электронными версиями. И каждое издательство представило свои «изюминки» для более успешной реализации новых стандартов.

Л.А.Порш, С.В.Кузьмина