28 февраля 2019г. в рамках межрегионального научно-практического симпозиума «Современные тенденции и перспективы изучения родных языков и поликультурного воспитания детей и молодежи» состоялась дискуссионная площадка «Концептуальные подходы и эффективные практики поликультурного воспитания детей и молодежи».

В работе площадки приняли участие 25 человек: специалисты Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, сотрудники ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», специалисты ГАУ ДПО «Агинский ИПК работников социальной сферы Забайкальского края», представители учреждений культуры, руководители и педагоги образовательных организаций г. Читы, Могойтуйского, Дурдульгинского, Агинского районов, ГО «Поселок Агинское» Забайкальского края, БПОУ ОО «Омский государственный колледж управления и профессиональных технологий», ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского, ГОУ ДПО Республики Саха (Якутия) «Институт развития образования и повышения квалификации, ГАОУ РХ ДПО «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации», НОУ ВПО «Сибирский университет потребительской кооперации» г. Новосибирск.

В ходе интересного, содержательного разговора участники обсудили следующий круг вопросов:

- этнокультурная направленность современного образования;

- современные технологии в изучении родного языка;

- проблемы и перспективы учебно-методического обеспечения изучения родных языков, в том числе русского языка как родного;

- роль учреждений культуры в сохранении родных языков.

В приветственном слове к участникам модератор, заведующая кафедрой педагогики ИРО Забайкальского края Светлана Зандараевна Кимова подчеркнула, что 2019 год объявлен ООН Международным годом языков коренных народов. Основной задачей мероприятий, проводимых в этом году, ставится повышение осведомлённости общественности о состоянии автохтонных языков, находящихся под угрозой исчезновения во всём мире, а также установление связи между языком, развитием общества, мирным существованием и урегулирование конфликтов.

Рабданова Лхама Раднабазаровна, ректор Агинского ИПК, в своем выступлении «Обновление содержания этнокультурного образования в контексте реализации стратегии развития бурятского языка» отметила, что новые образовательные результаты, заявленные в Федеральном государственном образовательном стандарте, актуализируют задачи обновления содержания и появления разных форм, технологий организации образовательной деятельности учителями-практиками. Данная задача успешно решается педагогическим сообществом. Изучение модельных практик показало, что профессиональное сообщество учителей бурятского языка при выборе эффективных методик отдает предпочтение технологиям проектного метода обучения, образовательных событий, технологии обучения в сотрудничестве и др. Акцент «усвоения знаний» переносится на формирование «компетентностей», включает в образовательную деятельность электронные учебно-методические пособия, видео-уроки, системы мультимедиа, интерактивные плакаты.

Прашутинская Светлана Васильевна, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №40 г. Читы, в докладе «Школа русской языковой культуры» - условие формирования толерантности в условиях образовательного учреждения» представила работу с детьми мигрантами в русскоязычной школе. В ходе выступления педагог пояснила, что для организации воспитательной работы школы учителя используют разные формы работы с детьми-мигрантами, диагностики, разноплановые мероприятия. Большую роль в формировании адаптации в русско-язычной школе играет «Фестиваль народных культур», на котором дети через игру знакомятся с окружающим миром, приобщаются к традициям. Светлана Васильевна представила программу «Адаптация для детей мигрантов в русскоязычной школе» и поделилась опытом ее реализации.

Цыбикова Цымпилма Цыбеновна, учитель бурятского языка и литературы МОУ «Челутайская средняя общеобразовательная школа» в своем выступлении «Развитие творческих способностей обучающихся посредством интеграции учебно-воспитательной и внеурочной деятельности» рассказала о деятельности литературно-драматического кружка «Найдал», цель которого – выявление и развитие творческих способностей детей, их литературного дара и обучение учащихся не только выразительному чтению стихотворений, но и умению писать стихи на родном бурятском языке. Основными направлениями деятельности кружка являются развитие культуры речи и творческих способностей учащихся, воспитание у детей интереса и любви к театру; приобщение детей к классической и бурятской литературе, драматургии, театральному искусству.

Болотова Билигма Баторовна, учитель бурятского языка и литературы, в своем докладе «Народный фольклор как средство сохранения и развития родного языка» поделилась опытом работы фольклорной группы, целью которой является сохранение и развитие родного языка, сохранение у детей интереса к своим национальным корням, утверждение нравственных ценностей на основе обычаев и обрядов своего народа. В представленном для просмотра видео были отражены занятия, посвященные устному народному творчеству, через изучение пословиц, поговорок, сказок в которых ребята раскрывают для себя нравственно-этические понятия добра и зла, уважения к старшим, взаимопомощи, понимания, человеколюбия. Важным компонентом работы фольклорной группы совместно с ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы» является выпуск методического пособия по практическому буддизму в помощь молодым педагогам.

Полуэктова Вера Ивановна, старший методист кафедры педагогики ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» и Герлейн-Усаченко Олеся Владимировна, руководитель студии эстрадного вокала ГАУК «Театр национальных культур «Забайкальские узоры» представили опыт создания открытой культурно-образовательной среды в привлекательной для подростков студии эстрадного вокала, определили формы, способы взаимодействия социокультурных институтов в контексте диалога культур. Проблемы, которые педагоги обозначили в своем выступлении, касались разработки творческого проекта, проектирования социокультурного пространства, призванного решить ряд задач духовно-ценностного содержания, воспитания уважительного отношения к национальному достоинству людей, формирования у детей чувства причастности к историческим корням своего народа.

Батомункуева Рита Мункуевна, ведущий библиотекарь отдела краеведения и библиографии ГУК «Забайкальская краевая библиотека им. Ц. Жамцарано», рассказала о роли библиотеки в сохранении и развитии национальной культуры бурятского народа. Агинская окружная, ныне Забайкальская краевая библиотека, является главным информационным, культурным учреждением Агинского Бурятского округа, архивом национальной печати, методическим центром. Сотрудники библиотеки видят свою задачу в том, чтобы сохранить память своего народа, способствовать возрождению и внедрению в быт его обычаев и традиций, знать своих выдающихся ученых, внесших огромный вклад в развитие российской науки, погрузиться в мир созданных народом мифов, сказок, легенд, вслушаться в его песни, осмыслить их значение

Так, в целях создания условий для гармоничного развития и оптимального функционирования бурятского языка и расширения сферы его применения среди читательской аудитории Агинского Бурятского округа, Забайкальской краевой библиотекой на 2019 год разработан проект «Бурятский язык и литература: сегодня и в будущем». В программе проекта предусмотрены мероприятия, призванные способствовать продвижению изучения бурятского языка:

- разработка бурятской версии сайта библиотеки agalibr.ru

- подготовка и выпуск буктрейлеров из фонда редких книг библиотеки на бурятском языке «Эрхимбуряад ном»;

- разработка анимационных и мультимедийных библиотечных проектов на бурятском языке в рамках Года театра в РФ и Года анимационного бурятского кино в Агинском Бурятском округе;

- разработка проекта «Говорящая книга для незрячих и слабовидящих на бурятском языке». Это выпуск аудиодисков, куда войдут тексты с бурятским фольклором, народная бурятская музыка, художественное чтение произведений писателей Аги и Бурятии артистами народных театров Аги.)

Проведены такие крупные мероприятия, как традиционный окружной конкурс «Баян даа, турэлхихэлэмнай», презентации книг к 80-летию АБО, фундаментальных изданий «Сыны и дочери Аги – народные избранники» и фотоальбома «Цвети, родная Ага», круглый стол «Особо охраняемые природные территории Забайкальского края: опыт работы, проблемы и перспективы развития», литературный праздник «Забайкальская осень в Аге» с участием писателей и поэтов Забайкальского края, Республики Бурятия и Иркутской области, библиоквест «Мой край для меня – это Родина, Родина – это Забайкалье!», конкурс знатоков – краеведов родного края в рамках Всероссийской акции «Библионочь – 2018» и празднования 10-летия образования Забайкальского края.

В феврале 2019 года в рамках празднования Белого месяца – Сагаалгана провели большую праздничную встречу с различными землячествами: якутская, тувинская, армянская, шэнэхэнская, а также монгольская диаспора, представленная студентами Агинского педагогического колледжа. Представители диаспор рассказали учащимся школ поселка Агинское о своей культуре, традициях и обычаях, принесли свои национальные блюда. Были организованы конкурсы благопожеланий, загадок, пословиц и поговорок. Все участники были в национальных костюмах и празднование закончилось дружным чаепитием.

Долгоржапова Долгорма Мункуевна, режиссер ГУК «Центр развития бурятской культуры Забайкальского края», в яркой презентации представила красочный бурятский национальный костюм, каждая деталь которого несет в себе отпечатки истории и культуры народа, служит объектом изучения, приобщения подрастающего поколения к своим корням, культуре, обычаям и традициям своего народа. Участники симпозиума узнали, что входит в комплект национальной бурятской одежды, что означают элементы костюма, познакомились с особенностями женской одежды, оформления причесок и украшений. Долгорма Мункуевна обозначила проблему отсутствия мастериц по пошиву национальной традиционной одежды, и предложила пути ее решения.

Сымжитова Ирина Цымпиловна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 26 г. Читы, говорила о важности поликультурного воспитания обучающихся на уроках литературы, на образцах культурного наследия региона, в котором проживают школьники. Важным результатом работы является отсутствие конфликтных ситуаций в школе.

Жабкина Наталья Викторовна, заместитель директора по ВР МБОУ СОШ № 32 г. Читы, подняла проблему изучения русского языка как неродного в начальной школе через внеурочную деятельность. Представила результаты диагностики по русскому языку учеников-мигрантов для определения сформированности умений и навыков разных видов речевой деятельности за два года, показала УМК по русскому языку для детей мигрантов и переселенцев под редакцией Р.Г. Давлетбаевой.

Участники выразили единодушное мнение о степени важности обсуждаемых вопросов, выразили уверенность в том, что формат обмена опытом по актуальным вопросам в режиме симпозиума позволяет не только расширить спектр участников, но и продолжить конструктивное взаимодействие в дальнейшем.

Аналитическая группа:

Крицкая И.Н., ст. преподаватель кафедры педагогики ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»

Жигзымаева Х.Э., ст. преподаватель ГАУ ДПО «Агинский ИПК работников социальной сферы Забайкальского края» 

 

Материалы:

1. Рабданова Л. Р., ректор ГАУ ДПО «Агинский ИПК работников социальной сферы Забайкальского края»

Обновление содержания этнокультурного образования в контексте реализации стратегии развития бурятского языка

2. Прашутинская С. В., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 40 г. Читы

«Школа русской языковой культуры» – условие формирования толерантности в условиях образовательного учреждения

3. Полуэктова В.И., старший методист кафедры педагогики ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»

Герлейн-Усаченко О. В., руководитель студии эстрадного вокала ГАУК «Театр национальных культур «Забайкальские узоры»

Опыт проектирования культурно-образовательного пространства: принципы, технологии, содержание

4. Цыбикова Цымпилма Цыбеновна, учитель МОУ «Челутайская СОШ» Агинского района

Развитие творческих способностей обучающихся посредством интеграции учебно-воспитательной и внеурочной деятельности

5. Долгоржапова Долгорма Мункуевна, режиссер ГУК «Центр развития бурятской культуры Забайкальского края»

Национальная одежда как одно из средств этнокультурного воспитания подрастающего поколения

6. Батомункуева Рита Мункуевна, ведущий библиотекарь отдела краеведения и библиографии ГУК «Забайкальская краевая библиотека им. Ц. Жамцарано»

Роль библиотеки в сохранении и развитии национальной культуры бурятского народа: опыт работы

7. Болотова Билигма Баторовна, учитель МОУ «Сахюртинская СОШ» Агинского района

Сохранение и развитие бурятского языка в контексте этнокультурного воспитания детей

8. Жабкина Наталья Викторовна, заместитель директора по ВР МБОУ СОШ № 32 г. Читы

Изучение русского языка как неродного в начальной школе через внеурочную деятельность