6 декабря 2018 г. состоялся Конкурс проектов образовательных организаций «Инноватика в дополнительном образовании детей» в номинации «Образовательные проекты».

В 1 группе эксперты в составе Кузьминой С.В., доцента кафедры образовательного менеджмента и Матафоновой О.И., доцента кафедры психологии и коррекционной педагогики ГУ ДПО ИРО Забайкальского края, к.п.н., под председательством Дамбаевой Б.Б., к.п.н., ректора ГУ ДПО ИРО Забайкальского края, заслушали 14 проектов образовательных организаций, в том числе 2 дошкольных образовательных организаций, 7 общеобразовательных организаций, 4 организации дополнительного образования и организации среднего профессионального образования, из 7 муниципальных районов и городских округов Забайкальского края. Такое соотношение учреждений дополнительного образования и иных образовательных организаций, представленных на конкурсе, отражает характерную для Забайкальского края тенденцию – интеграция дополнительного и дошкольного и общего образования, что нашло отражение и в конкурсных материалах (МБОУ «Ясногорская СОШ» Оловяннинский район «ТОП-модель школьного менеджерского центра Дополнительного образования детей»; МОУ «Гунэйская СОШ» Агинский район, «Интеграция общего и дополнительного образования как условие успешной социализации обучающихся»).

Образовательные организации представили проекты, которые в полной мере отражают ведущие направления развития дополнительного образования:

обеспечение познавательной мотивации, предоставление возможности свободного выбора образовательной траектории и формирование умения проектировать для себя образовательную программу на протяжении всей жизни (МАОУ «Агинская гимназия-интернат» п. Агинское. «Навигатор социальных компетенций «Softskills»;);

социально-профессионального самоопределения, реализации личных жизненных планов (МОУ «Судунтуйская СОШ» Агинский район, «SMARTKIDS – лифт в будущее» как механизм развития творческих способностей и самоопределения детей», ГПОУ «Могойтуйский аграрно-промышленный техникум» Могойтуйский район, «Центр студенческих инновационных проектов «Точка кипения»; МУ ДО «Агинский Дом детского творчества» п. Агинское, «Центр комплексной безопасности МУДО «Агинский ДДТ» как механизм формирования культуры безопасности на территории городского округа «Поселок Агинское»). Данное направление дополнительного образования основывается на освоении детьми и подростками современных технологий, обеспечивающих их личностное и профессиональное самоопределение в изменяющемся мире.

Среди государственных приоритетов выделяются инженерные технологии: включение детей и подростков в проектирование и создание технических объектов, решающих конкретные производственные или бытовые задачи (МОУ «Моготуйская СОШ № 2» Моготуйский район, «Школьный техноцентр»);

• визуальные технологии: включение школьников в современные визуально-эстетические практики (ГОУ «Забайкальский краевой лицей-интернат» г. Чита, «Каналы интерактивной коммуникации в образовательном пространстве ГОУ «Забайкальский краевой лицей-интернат»).

На содержание и формы дополнительного образования влияют особенности территорий (географические, демографические, экономические, социальные), традиции народов и местного сообщества. В свою очередь дополнительное образование обладает значительными возможностями для сохранения целостности и уклада территориальных сообществ, обеспечения преемственности в передаче культурных традиций и практик, развития социокультурного потенциала территории (МБОУ ДО «Центр детского творчества «Вдохновение» Хилокский район, «Шаг навстречу»; МБОУ ДО «Дульдургинский Дом детского творчества» Дульдургинский район, «Этнокультурное образовательное пространство в условиях дополнительного образования: инноватика и традиции»).

Новый вызов в содержании дополнительных образовательных программ направлен на повышение финансовой грамотности обучающихся. Забайкальский край активно включился в реализацию данного проекта на федеральном уровне, что нашло отражение в конкурсной программе. Дошкольные организации представляли 2 проекта по данной тематике: «Азбука финансовой грамотности» по формированию предпосылок экономического образования дошкольников как условие социализации в рамках ФГОС» (МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 45» г. Чита) и «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста» (МБДОУ «Детский сад «Аленушка» Агинский район).

Проекты по развитию физической культуры и спорта отличаются новым подходом к решению проблем. Кадетская общеобразовательная школа-интернат Забайкальского края (г. Чита) в проекте «Спорт – наше будущее» предложила расширить возможности для физического развития своих воспитанников за счет обновления материального оснащения стадиона уличными спортивными тренажерами. «Забайкальский детско-юношеский центр» (г. Чита) показал в проекте «Точка роста – турград» разработку инновационного подхода к обеспечению кадрами такого, востребованного среди подростков направления, как туризм.

Все представленные проекты имеют разный уровень проработанности, что отметили эксперты. Но важно, что в образовательной системе Забайкальского края через интеграцию ресурсов общего и дополнительного образования появляются проекты, позволяющие сформировать у наших детей компетенции, которые будут необходимы для их успешной социализации в соответствии с вызовами XXI века в условиях неопределенности будущего.

Кузьмина С.В., доцент кафедры образовательного менеджмента

ГУ ДПО ИРО Забайкальского края