В рамках Забайкальского образовательного форума был проведен круглый стол «Управление развитием образовательных организаций на основе проектирования и реализации инноваций», в работе которого приняли активное участие руководители, заместители руководителей, специалисты органов местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, образовательных организаций, председатели краевого и районных профсоюзных организаций, представители издательства «Академкнига/учебник», руководители «Школы антропонимики» и Всероссийской школы развития НооГен (51чел). Основная цель мероприятия: выявление спектра мнений по поставленной проблеме, проведение открытого профессионально-педагогического обсуждения по вопросам управления развития образовательных организаций на основе проектирования и реализации инноваций как механизма развития социального партнерства, получения грантов, статусов инновационных площадок, позволяющих найти ту отправную точку, которая поможет определить всю траекторию развития муниципальных образовательных систем, образовательных организаций Забайкальского края.
Для обсуждения были предложены следующие вопросы:
1. Роль инновационных проектов федерального, регионального и муниципального уровней в развитии региональной, муниципальной систем образования и образовательных организаций.
2. Модель и механизмы управления инновационным развитием муниципальной системы образования и образовательных организаций Забайкальского края.
3. Реализация инновационных проектов образовательных организаций как фактор развития региональной и муниципальной систем образования.
4. Механизмы внедрения инновационного педагогического опыта в образовательные организации Забайкальского края.
5. Управление развитием образовательных организаций на основе проектирования и реализации инноваций (особенности подготовки пакета документов для ФИП и РИП, грантов и проектов).
Участники круглого стола отметили, что кардинальные изменения во всех областях социальной жизни, экономической, политической сферах общества, прогресс в науке и культуре, новые потребности педагогической деятельности затрагивают различные стороны деятельности образовательных учреждений. Это и организационные изменения, когда появляются новые институциональные формы и организационные структуры в сфере образования, и экономические изменения, представляющие собой новые экономические механизмы и источники финансирования.
В современных реалиях органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, образовательным учреждениям приходится решать многочисленные вопросы по организации образовательной деятельности, создавать условия, которые помогут решить поставленную задачу президентом Российской Федерации по выведению российского образования на лидирующие позиции, реализации Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2018-2025 гг.
Одним из возможных путей, способом и средством практического осуществления управляемого развития системы образования и образовательных учреждений как составных элементов этой системы является инновационная деятельность как один из инструментов путей достижения эффективного результата, один из аспектов работы современного образовательного учреждения в режиме развития, характеризующий позитивные качественные изменения системы, перевод ее на новый, более высокий уровень.
В обсуждении проблемных вопросов активное приняли участие руководители и специалисты Комитетов образования городских округов «Город Чита», «Поселок Агинское», администрации муниципального района «Агинский район». В рамках вопросов для обсуждения были затронуты проблемы экспертной поддержки проектирования, научного руководства, организации более системной работы стажировочных и инновационных внедренческих площадках, нормативном закреплении их статуса, механизмах внедрения инновационного педагогического опыта в образовательных организациях Забайкальского края.
Заместитель генерального директора издательства «Академкнига/учебник» Галуга М. В. познакомила участников «круглого стола» с возможностями и ресурсами издательства для реализации инновационной, проектной деятельности образовательной организацией, новыми направлениями работы с педагогическими и руководящими работниками, родителями, представила актуальную проблематику инноваций, алгоритм подготовки материалов для конкурсного отбора на статус ФИП, РИП, гранты, конкурсы. Методистами издательства разработано множество проектов, которые помогут педагогам качественно работать и достигать успеха. Издательство охотно распространяет свой положительный опыт педагогам, руководителям всех уровней, а также «Академкнига/учебник» готовы выступить не только в роли помощника, консультанта в подготовке проектов, грантов, но и быть социальными партнерами образовательных организаций, в т.ч. Забайкальского края. Присутствующие отметили не только информативность, но и практическую значимость участия социальных партнеров в современных условиях развития образования нашего края (н-р, совместный проект Сбербанка и Агинской окружной гимназии «Ладошки» по оплате за питание обучающихся). Ректор ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» отметила активность участия, расширение географии представителей общего, дополнительного и профессионального образования в инновационно-образовательных сессиях, выборе точек роста на опережающее развитие. Отметила, что мощный импульс развития образовательных систем края в 90-2000 годы дал толчок к созданию новых институциональных форм и организационных структур в сфере образования. Создание условий для детей раннего дошкольного возраста обусловило появление и успешное развитие, востребованность структурного подразделения «Ступеньки» в ГУ ПМСС Центр «ДАР», у истоков создания которого стояла Симухина Г.В. Дамбаева Б.Б. предложила продолжить представление и обобщение лучших муниципальных и институциональных практик по различным направлениям образовательной деятельности, более системно организовывать работу по внедрению профессионального роста педагогов. Отметила, что внесенные предложения по реализации краевого конкурса «Лидер образования» (Лидер в образовании) и другие предложения будут рассмотрены по итогам ЗОФ.
Общее мнение участников «круглого стола»»: «Обсуждение проблематики было полезным. Мы узнали новые ресурсы об организации «внеурочки», обсудили технологии, которые используют коллеги в других субъектах РФ, получили возможность ознакомиться с опытом работы за рамками повседневной жизни, развитии новых форм сотрудничества с социальными партнерами, Спасибо Марине Васильевне Галуга: информация о ФИПах, грантовых конкурсах, особенностях подготовки документов к ним, программах развития образовательных организаций представлена квалифицированно. Все конкретно, актуально. Особая признательность за открытость и готовность к сотрудничеству».
Цель проведения «круглого стола» была достигнута.


Капустина И.П., Титова Е.Г.,
сотрудники Центра сопровождения введения профстандартов