5 декабря 2018 г. в ауд.1 ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» (ул. Красной Звезды, 51а) состоялся очный этап конкурса авторских проектов педагогических работников «Воспитать человека».

Поликультурность является  важной частью современного образования, способствующей усвоению учащимися знаний о других культурах, уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов, воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем. Считают, что поликультурное воспитание это не только воспитание толерантного, уважительного отношения к другим культурам, это – важное обстоятельство собственного интеллектуального, эмоционального, духовного развития человека.  

Следовательно, цель всех проектов (а их было 14), заявленных в рамках этого конкурса и в номинации «Мы разные, но мы вместе: воспитание поликультурности и толерантности», едина: становление образа личности без негативных культурных стереотипов, а кроме того формирование её общей культуры.

Проект «Если дружба велика – будет Родина сильна!», который открыл заседание площадки, безусловно, стал подтверждением его названия. Е.Н. Козулина, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Тополёк», Приаргунского района, отметила, что воспитание терпения у детей является непременным условием формирования воли и характера. Учитывая, что в настоящее время в дошкольном учреждении воспитываются дети разных национальностей (русский, буряты, китайцы, дагестанцы и т.д.) данный проект является своевременным, жизненным и достаточно животрепещущим. Поэтому целью работы образовательного учреждения стало приобщение ребят к общечеловеческим достижениям и ценностям через формирование толерантности как признака высокого уровня духовного и интеллектуального воспитания. Важно относиться к окружающим с уважением, никогда не думать, что Ваше мнение важнее мнения другого человека, не навязывать свое мнение другим, его можно просто высказать, каждый волен выбирать свой стиль и имидж, свои привычки и пристрастия (в рамках приличия). Уметь видеть ценность и самобытность культуры каждой нации.

Такие идеи стали основой внедрения проекта, в результате которых ребёнок начинает осознавать свои характерные особенности и предпочтения, понимать, что уникален и неповторим как каждый человек; ребёнок учится общаться с разными людьми, независимо от национальности, пола, возраста, языковой принадлежности; ребёнок понимает, что может развиваться и совершенствоваться, благодаря общению с людьми разных национальностей; ребёнок чувствует поддержку в различных ситуациях; ребёнок уважительно относится к культуре других народов; ребенок обогащает свои коммуникативные навыки, умения устанавливать и поддерживать контакты, находить общие темы, интересы.

Далее педагог дополнительного образования МОУ «Агинская СОШ № 1» Цыденов Мунко-Жап Цыренович с проектом «На земле Гэсэра» продолжил работу номинации. Гэсер –это посланник небес, призванный бороться со злыми духами.

Цель проекта: научить пению (в том числе горловому), развивать этнофольклор, формировать мировоззрение обучающихся, создать ансамбль «Страна легенд».

Педагогу удалось наглядно показать, насколько значима музыка в воспитании молодого поколения. Развитие способностей люб ого ученика позволяет дать ему шанс самому поверить в свои силы. Сохранение и популяризация бурятских народных инструментов, традиций и культуры своего народа также важна в воспитании будущего поколения.

Инновационный проект «Я – гражданин мира», представленный зам. директора по ВР МАОУ «Агинская окружная гимназия-интернат» Санжитовой Наталией Дугаровной, был интересен тем, что он тесно связан с деятельностью ЮНЕСКО и направлен на создание взаимодействия между школами в мире, использование глобальной сети, обмен информацией и опытом между школьниками, преподавателями, а также развитие и совершенствование нового учебного содержания и методов, которые делают молодых людей в состоянии справиться с различными проблемами мира.

Гончикова Бутит Базаровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Хара-Шибирская СОШ им. Б. Мажиева», выступила с проектом «Толерантность и мы».

Бутит Базаровна определила цель проекта: формировать у детей основы толерантной культуры. После распада СССР уровень толерантности значительно понизился. Следовательно, были определены задачи: прививать уважительное отношение, открытость, дружелюбие к сверстникам и родителям школы; воспитывать любовь и уважение к своей Родине, к своей нации, толерантное отношение к представителям других наций; развивать коммуникативные качества, познавательную активность, развивать творчество и фантазию. Автор проекта считает, что данный проект может иметь эффек, так как он направлен на сплочение детского коллектива.

Кувардина Любовь Алексеевна,  зам. директора по УВР МОУ СОШ № 2 п. Забайкальск, проектом «Мы разные, мы равные» указала путь своей школы к результатам по преодолению негативных стереотипов в отношении отдельных народов и национальностей; знанию основ национальных культур народов России; овладение различными формами организации и проведения мероприятий по теме межнациональной толерантности;

Любовь Алексеевна отметила, что конечным результатом должно стать формирование толерантной личности, конкурентоспособной на рынке труда, обладающей высокой профессиональной мобильностью, социальной ответственностью и способной принимать самостоятельные решения

Проект «Наадангааhурая», что в переводе с бурятского «учимся, играя», о котором рассказала Базарова Баради Баторовна , педагог МДОУ «Детский сад «Малыш» п. Агинское, вывел на поверхность проблему незнания родного бурятского языка. Следовательно, решение ее возможно только, если его изучение начнется с раннего возраста. Игра, считает автор проекта, уникальная возможность заполнить пробелы в пользовании родным языком. Интересно то, что пособия для закрепления знаний родного языка изготавливаются родителями и педагогами.

Иванова Марина Прокопьевна, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад» г. Читы выступила с проектом «Мостик дружбы Россия-Япония».

Марина Прокопьевна в своей презентации указала на цель их работы: формирование у детей старшего дошкольного возраста чувств толерантности к людям другой национальности, через знакомство с традициями, культурой, искусством Японии и России в сравнении. Для решения задач проекта в детском саду организовывается различное образовательное пространство для приобретения опыта о культуре, искусстве, традициях Японии и России через совместную деятельность ребенок – родитель – педагог: Это и уголки Японии, сад камней, костюмы, сшитые руками воспитателей и родителей. Окрашивание ткани и изготовление поделки «Японка в кимоно» и мн.др. Главное, что отметила Марина Прокопьевна, воспитанники развивают творческое воображение, наблюдательность, познавательный интерес к произведениям искусства, музыке, традициям России и Японии.

Проект «Кулинарный глобус» МУДО «Шилкинский Дом детства и юношества» был презентован Хасановой Светланой Валерьевной, педагогом дополнительного образования. Отметим удивительное разнообразие форм представления кухни разных народов. Поскольку у каждого народа есть своя особенная национальная кухня. И в каждой такой кухне можно найти особенности культуры народа, передаваемые из поколения в поколения. А толерантность предполагает не только понимание, но и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим. Если человек знает чужую культуру, он с уважением относится к ней.

МДОУ Детский сад №3 «Росинка» п. Забайкальск на суд экспертов предложил проект «Формирование поликультурных качеств и толерантности детей дошкольного возраста». Порфирьева Татьяна Федоровна отметила, что дошкольное детство — один из важнейших периодов в развитии человеческой личности. В этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания. И мы воспитатели, отметила Татьяна Федоровна, должны довести до сознания детей то, что люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. Попадая в коллектив, пусть даже пока дошкольный, каждый ребенок приносит с собой багаж знаний и представлений о мире, который он получил от своих родителей и, конечно же, в нем есть место для представлений о национальной культуре своего народа. Для решения задач проекта коллектив привлекает родителей. Они охотно участвуют в реализации задуманного проекта.

«Комплекс мероприятий, направленных на поликультурное воспитание дошкольников (на основе народных праздников русских, бурят и алтайцев)» под таким названием реализуется проект МДОУ «Детский сад «Далай». Потехина Людмила Владимировна, воспитатель детского сада, указала на задачи проекта: формирование культурной идентичности дошкольников через организацию событийных погружений в культуру русского, бурятского, алтайского народов. Важно, что культуры разных народов перекликаются из глубины веков, переплетаются между собой, привносят в мир новые традиции и обряды. Это праздники духовного родства и всеобщего единения, символ добра и гостеприимства, взаимного уважения и почитания. В этом, по мнению Людмилы Владимировны, мы все очень схожи, в этом наше родство и единство.

Гурожапова Татьяна Аюшиевна представила проект «Фестиваль национальных культур «Толерантность - дорога к миру», который, безусловно, станет результатом проекта МБОУ «Дульдургинская СОШ № 2», поскольку для создания условий для развития ценностных качеств личности школьника следует уделять внимание тем качествам, которые помогают ценить культурное и социальное различие между людьми, воспитывают терпимое, толерантное отношение к окружающим.

Эрдынеева Цыренжап Доржиевна, МОУ «Гунэйская СОШ», своим проектом «Школы Приононья» обратила внимание на тот факт, что даже близко находящиеся школы порой не могут полноценно выступать партнерами в делах. Поэтому целью своего проекта автор считает решение этой проблемы и приобщение других школ к общему делу.

Жабкина Наталья Викторовна, зам. директора по ВР МБОУ СОШ №32, выступила с немаловажным проектом по обучению русскому языку как неродному в начальной школе через внеурочную деятельность.

Проект МУ ДО «Районный дом детского творчества пгт. Новопавловка под названием «Народы Севера» своей целью ставит создание условий для познания самобытности северного народа и раскрытия творческого потенциала, через устное народное творчество, средствами кукольного
театра.

Таким образом, победителями в номинации «Мы разные, но мы вместе: воспитание поликультурности и толерантности» стали:

- Кувардина Любовь Алексеевна зам. директора по УВР МОУ СОШ № 2 п. Забайкальск – 1 место;

- Козулина Елена Николаевна, учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад «Тополек» – 2 место;

- Санжитова Наталия Дугаровна, зам. директора по ВР МАОУ «Агинская окружная гимназия-интернат» – 3 место