22 октября 2014 года в ГОУ «Красночикойская средняя общеобразовательная школа №2» проведена стажировка по теме «Дополнительное образование в школе – фактор успешной социализации учащихся». Данная тема представлена содержанием третьего модуля образовательной программы стажировочной площадки «Современная модель успешной социализации детей в пространстве инкультурации». В работе стажировочной площадки приняли участие 34 чел., из них
В стажировке приняли участие заместители директоров образовательных организаций, организаторы, вожатые, учителя школ Красночикойского района, тьютор-консультант БОП И.А. Грешилова. Программа стажировки включала работу консультационной площадки «Концепция развития дополнительного образования детей», дискуссионной площадки «Проблемы дополнительного образования в современных условиях», практикум для стажеров «Технология составления образовательной программы дополнительного образования», проведение 5 открытых занятий (факультативные курсы, занятия в творческих объединениях школьников), презентацию выставки художественных работ, концертную программу «Капельки солнца». Практические задания для стажёров предполагали анализ занятий, анализ образовательных программ дополнительного образования учителей ГОУ «Красночикойская СОШ №2» с последующим заполнением технологической карты по разработанным критериям, разработка проекта (модели) творческого объединения в условиях собственной ОО, повышение профессиональной компетентности в общении с окружающими, в создании единого пространства дополнительного образования школы, способствующего успешной социализации подрастающего поколения.
В приветственном слове директор ГОУ «Красночикойская СОШ № 2» М.В. Кузнецова от имени тьютора И.А. Грешиловой (приветственное слово в программе) подчеркнула важность и динамичность современной системы дополнительного образования, ее практико-ориентированную направленность и личностную ориентацию, представила программу стажировки, пожелала всем плодотворной работы.
Первая часть стажировки была посвящена практической работе стажеров. В ходе работы консультационной площадки стажеры изучили проект Концепции развития дополнительного образования, целью которой является обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию, расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования, развитие инновационного потенциала общества. Продолжили стажеры работу в группах с документами: Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях; Концепция всероссийского физкультурно-спортивного комплекса; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; Федеральная целевая; программа «Русский язык»; Концепция развития математического образования в РФ. По окончании группового обсуждения стажеры представили собственную интерпретацию документов, их плюсы и минусы по мнению практиков. При обсуждении Программы развития воспитательной компоненты слушатели высказывали свое принятие, согласие с большинством направлений Программы. Участниками стажировки выделялись проблемы: острая нехватка педагогов дополнительного образования; отсутствие возможности повышения квалификации, малое взаимодействие с учреждениями ДОД. Слушатели предложили разработать программу дополнительного образования совместно с учреждениями культуры сел района.
Модератор площадки заместитель директора ГОУ «Красночикойская СОШ №2» Быкова Лариса Викторовна представила структуру образовательной программы дополнительного образования, ее особенности по ФГОС, технологию составления. Стажерами был проведен тщательный анализ программ дополнительного образования ГОУ «Красночикойской СОШ №2» по технологической карте. Следующим видом работы был практикум. Целью этого практического занятия являлось освоение слушателями технологии составления образовательных программ дополнительного образования. Слушателям в качестве рекомендаций были предложены памятка «Структура дополнительной образовательной программы в соответствии с ФГОС», дидактический материал – «Дополнительное образование как институт взросления», где даны рекомендации по использованию различных форм деятельности с учетом возрастных этапов развития личности. В результате слушателями были созданы проекты рабочих программ дополнительного образования по разным направлениям.
Вторая половина дня началась с посещения занятий с их последующим детальным анализом. Руководителями творческих объединений школьников были даны открытые занятия, в ходе которых раскрыты элементы системы дополнительного образования школы. На занятии шахматного клуба «Белая ладья», проводимом В.И. Жарихиной, стажеры узнали названия, ценность фигур и особенности их движения по доске. Особый интерес вызвало ручное ткачество, которому и детей и взрослых учила Г.Н. Говорухина. Как подготовить и провести ключевое образовательное событие «Парад песни и строя» участники стажировки узнали на занятии ОФП, проведенном учителями физкультуры М.М. Быковым и А.В. Гончаровым. В «Мастерской Самоделкина», руководит которой учитель технологии А.Г. Муратов, стажеры наглядно увидели работу кружков технологического направления.
При анализе проведенных занятий стажеры отмечали высокий методический уровень и уровень организации, практико-ориентированную направленность, полезность в дальнейшей работе стажеров.
Программу стажировочного дня продолжили презентация выставки художественных работ учеников МОУ ДОД «Красночикойская детская школа искусств» и концертная программа музыкальных и хореографических творческих объединений школьников «Капельки солнца». В рамках Программы «Безопасное детство – пространство психологического комфорта», реализуемой в Забайкальском крае с 2013 года, заместителем директора М.А. Чупровой была проведена акция «Голубая ленточка – символ отказа от насилия над детьми».
По окончании стажировки участники выразили единодушное мнение, что именно взаимодействие учреждений образования и окружающего социума позволяет максимально использовать все возможности для создания системы внеурочной деятельности и дополнительного образования, позволяющей в полной мере раскрыть способности, таланты, интересы, каждого ребенка. Программа стажировки по данному модулю позволила представить уникальные возможности по развитию творческих способностей обучающихся в области научно-технической, художественной и иной образовательной деятельности, что способствует формированию жизненно важных компетенций и успешной социализации в дальнейшем.
Наиболее яркие впечатления слушателей по окончании стажировки можно представить следующим образом:
• Программа стажировки была насыщенной и разнообразной с использованием теоретических и практических занятий, проведенных на высоком методическом уровне. Это необходимо мне как воспитателю для создания условий для успешной реализации творческого потенциала учащихся;
• Спасибо за то, что умеете и хотите делиться опытом;
• Тема стажировки является актуальной, были поставлены множество вопросов по проблемы и найдены пути их решения;
• Очень эффективна практико-ориентированная направленность стажировочной площадки, что позволило мне участвовать практически во всех видах работ;
• Побывав на консультационной, площадке, практикуме, на обучающем занятии, на прекрасном концерте понимаешь и еще раз убеждаешься, как необходимо дополнительное образование для наших детей.
• Пополняются мои знания, вдохновляется душа!
Удовлетворенность программой стажировки свидетельствует о том, что степень личной заинтересованности участников достаточно высокая, поэтому можно предположить, что в практике стажёров найдут применение формы организации совместной деятельности педагогического и ученического коллектива, отдельные элементы представленной модели успешной социализации детей.
Руководитель базовой опорной площадки: М.В. Кузнецова
Тьютор-консультант: И.А. Грешилова