Доступ к ресурсам глобальной сети в забайкальских школах - под контролем
О проблеме доступа к ресурсам глобальной сети в забайкальских школах корреспонденты ЧГТРК беседовали со специалистами Центра информационных технологий и дистанционного обучения ЗабКИПКРО.
Блокировать доступ к онлайн-казино, тотализаторам и ресурсам, требующим анонимной регистрации... Министерство образования Российской Федерации разработало список запретов для интернет-доступа в образовательных учебных заведениях. Доступ к ресурсам глобальной сети в забайкальских школах контролируется уже второй год. Как осуществляется надзор и есть ли необходимость усиливать уже установленный фильтр?
Сердцебиение регионального контентного фильтра контролируется здесь - в центре информационных технологий и дистанционного образования. Каждые минувшие сутки скрупулёзно анализируются: начиная с того, какая из 597 обслуживаемых школ края была более всего активна, заканчивая тем, какими ресурсами в основном пользовались и не было ли заявок на чёрный список. С 2012 года почти все школы Забайкалья охвачены интернет-фильтром, который блокирует выходы к сайтам, не имеющим отношения к воспитанию и образованию. «Обманки» типа сервера Прокси, посредством которого можно миновать капканы фильтра, инженеры также стараются консервировать.
Любовь Казакова, директор центра информационных технологий образования и дистанционного обучения ЗабКИПКРО: "Ежедневно мы блокируем порядка 15 сайтов-анониматоров, потому что данные сайты появляются ежеминутно. Этим мы занимаемся ежедневно".
Зона охвата фильтра покрывает всю школу; независимо от того, каким образом происходит подключение к Интернету: через Wi-Fi или по локальной сети, ученик не может обратиться к блокированному ресурсу даже со своего гаджета: будь то телефон, ноутбук или планшетный компьютер. Эти моменты строго отслеживаются; если нарушение всё-таки случилось, «искусственный интеллект» фильтра тут же подаёт сигнал. На основе таких сигналов ежемесячно и формируется «чёрный список».
Александр Истомин, инженер-программист центра информационных технологий образования и дистанционного обучения ЗабКИПКРО: "Сама подготовка этого отчёта даёт очень хорошие результаты. Мы видим картину, что происходит, можем вносить какие-то коррективы, либо настраивать системы контентной фильтрации, либо уже прорабатывать с образовательным учреждением, что им нужно или, если надо, что-то настроить".
Исходя из опыта, инженеры центра делают вывод: настраивать блокировку к вновь предложенным онлайн-казино и тотализаторам просто нет смысла. Жалоб на взломы фильтра почти не поступает - и родители и учителя отмечают даже чрезмерный контроль к доступам. И всё-таки против не выступают. Даже предложили усилить проверку пиковых запросов, ввиду тревожной статистики по подростковым суицидам.
Инженеры, обслуживающие фильтр, установили специальную опцию: она позволяет фиксировать, с какого школьного компьютера, в какое время и какой конкретный ученик вводил в поисковую строку запрос о том, как быстро и легко свести счёты с жизнью. Мониторинг неутешителен: таких запросов слишком много. Очередной «вспышки» специалисты ожидают к концу учебного года, когда гипер-стресс перед экзаменами будут испытывать почти все учащиеся. Надеются, что «искусственный интеллект» фильтра поможет не только распознавать, но и предотвращать роковое развитие событий.
Вероника Чеботарёва, Олег Сукач