Конкурсную программу в данной номинации открыл проект объединения муниципальных районов Агинского Бурятского округа «Технологии управления развитием и проектированием межмуниципальной системой образования: сессия стратегического сценирования, форсайт-навигация», целью которого определили разработку модели управления опережающим развитием межмуниципальной системы образования, в основу которой положен технологический пакет инновационных методик управления. Разработчиками определены не только результаты-продукты в виде нормативных актов, дорожных карт, критериев обоснования опережающего развития, технологических пакетов управления, но и результаты-эффекты. Реализация проекта приведет к изменениям в управлении муниципальными образовательными системами через формирование проектных школьных команд по сценированию развития, проектированию, определению реальных результатов.
Меньший по масштабу проектируемых инноваций, но не ставший от этого менее значимым стал представленный Управлением образования администрации муниципального района «Красночикойский район» проект по грантовой поддержке главы муниципального района лучших педагогов с целью повышения значимости педагогической деятельности, а через нее и качества образования в целом. Гранты выделяются по нескольким номинациям, отбор претендентов осуществляется по ряду критериев. Несмотря на то, что проект проходит стадию активной реализации, в него вносятся изменения и дополнения как по перечню номинация для грантов, так и критериям отбора.
На развитие педагогического корпуса направлен инновационный проект Нерчинского района «Нерчинский педагогический союз», который представила заведующая РМК Управления образованием администрации муниципального района «Нерчинский район» Г.И. Казакова. Сложившиеся условия требуют поиска новых форм и технологий организации методической работы. Ограниченные ресурсы районных методических служб делают необходимыми более активное использование творческого и профессионального потенциала лучших педагогов района, организацию профессионального взаимодействия между педагогами. На данном этапе организационно оформилось профессиональное сообщество педагогов Нерчинского района, принято Положение о «Нерчинском педагогическом союзе», сформировалась модель его деятельности с определением основных направлений.
Могойтуйский район представил на конкурс проект по созданию муниципальной модели открытого сетевого пространства дошкольного образования ВКЦ «ИСТОК». Цель проекта определена в 3 слоях: для непосредственных участников образовательной деятельности, в управлении и инновационной составляющей. В данную деятельность включаются семьи с детьми, которые по разным причинам не посещают дошкольные учреждения (ранний возраст, проживание в местности, территориально удаленной от ДОУ, отклонения в развитии, социальное и материальное состояние семей и т.д.). Механизмы взаимодействия с родителями весьма разнообразны - как традиционные, так и использующие современные цифровые технологии. Данный проект отвечает современным вызовам со стороны общества и образования, выравнивая стартовые возможности детей перед поступлением в школу.
Проект по теме «Проектные векторы работы с основными участниками образовательных отношений: перспективное планирование развития муниципальной системы образования» был разработан и реализуется в Агинском районе. Длительная и целенаправленная деятельность по развитию муниципальной системы образования через реализацию комплексных проектов с участием администрации, социальных партнеров, местных сообществ потребовала вывода процессов планирования ее развития на принципиально новый уровень целеполагания через интеграцию реализуемых проектов по воздействию на участников образовательных отношений (детей, родителей, педагогов) с учетом их потребностей и запросов. На данном этапе его реализации осуществляется консолидация усилий органов местного самоуправления и углубление проработанности реализуемых проектов.
Проблемы повышения качества образования легли в основу разработки проектов сразу двух муниципальных районов: Оловяннинского и Шилкинского. Районный комитет по образованию и делам молодежи администрации муниципального района «Оловяннинский район» вынес на экспертную оценку проект «Управление развитием муниципальной системы образования на основе кластерного подхода». Опыт деятельности органа управления образованием позволил определиться с теоретическим основами кластерного подхода. Осуществить анализ состояния образовательной системы, на основании которого были выделены три группы школ: школы с устойчиво высокими результатами и наиболее благоприятным социальным фоном, школы с низкими результатами и школы, живущие в сложных социальных условиях. Это позволит адресно подходить к планированию деятельности с каждой из групп. Такой подход сделает возможным более эффективное использование возможностей муниципальной образовательной системы, в частности, школ, стабильно показывающих высокие результаты, а адресность оказываемой помощи в организации образовательной деятельности, создании условий для компенсации имеющихся дефицитов в школах из остальных кластеров позволит последним перейти в статус резильентных.
Несколько иной подход к решению проблемы повышения качества образования предложен в проекте Шилкинского района «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях муниципального района «Шилкинский район» на 2017–2020 годы». В его основу положена идея сетевого взаимодействия образовательных организаций, которое позволит восполнить недостатки в развитии и нивелировать риски.
Немаловажная проблема, на решение которой направлен проект Комитета образования администрации городского округа «Город Чита» «Лидер образования – 2020 – Подготовка управленческого резерва для муниципальной системы образования», была озвучена в выступлении главного специалиста Комитета Г.И Зимирева. Большая сменяемость руководителей, пенсионный и предпенсионный возраст не позволяют эффективно управлять образовательной организацией. Цель проекта – обеспечение устойчивого развития муниципальных образовательных учреждений, муниципальной системы образования г. Читы. Несмотря на то, что подобный проект уже реализовывался на территории г. Читы, научная новизна проекта заключается в сочетании акмеологического и социотехнического личностно-ориентированного подхода в рекрутировании и подготовке управленческих кадров для муниципальной системы образования.
Таким образом, на очном этапе конкурса были заслушаны 14 проектов по 2 номинациям. Победители по каждой из номинаций будут объявлены и награждены на закрытии форума 15 декабря 2017 г.
Общее мнение экспертов высказала председатель конкурсной комиссии Н.М. Шибанова. Все проекты отличаются, в том числе, масштабностью проектных замыслов, уровнем научной обоснованности и инновации. Возможно, при организации будущих конкурсов следует учитывать этот факт и разделять конкурсантов и по этому критерию. При разработке представляемых проектов необходимо более тщательно продумывать планируемые результаты и эффекты с инструментарием оценки их достижения и общей эффективности проекта. Практически во всех проектах отсутствует анализ необходимых финансовых средств и направлений их расходования (бизнес-планирование). Важно не представлять отчеты о проделанной работе, а показать видение проектируемого будущего, ведь не случайно в нескольких проектах оборот «опережающее развитие» прозвучал как тренд. Ректор ИРО Забайкальского края Б.Б. Дамбаева согласилась с замечаниями Н.М. Шибановой и продолжила, что независимо от масштабов проектов (системные или локальные) необходимо видеть их место в развитии системы образования, более тщательно подходить к разработке количественных и качественных показателей и критериев результативности проектов.