В 2016 г. Забайкальский край принял участие в конкурсном оборе субъектов на предоставление субсидии из федерального бюджета бюджету Забайкальского края на реализацию мероприятия 2.2. «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов» Федеральной целевой программы развитие образования на 2016-2020 годы. Объем федеральной субсидии составил 1 489,9 тыс. руб., объем регионального софинансирования – 2 143,0 тыс. руб. Данные средства направлены на:
- организацию повышения квалификации учителей, организационно-методическое обеспечение дополнительных профессиональных образовательных программ;
- приобретение современного оборудования, электронных информационных и образовательных ресурсов;
- создание служб психолого-педагогического и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в своем развитии и социальной адаптации;
- организация межрегиональных мероприятий.
В целях реализации указанного мероприятия разработан и реализуется региональный проект «Комплексная модель управления процессом повышения качества образования в школах Забайкальского края, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях: от организационно-педагогических решений к социальным эффектам».
Цель реализации проекта состоит в практическом обеспечении комплексной модели управления процессами повышения качества образования в школах Забайкальского края с низкими результатами обучения, школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, посредством управленческих, ресурсных, обеспечивающих условий и механизмов, направленных на повышение основных показателей качества образовательной деятельности школ данной группы и их переход в статус резильентных, увеличении количества школ, включенных в данный процесс.
В 2016 и 2017 годах проведены факторный, кластерный анализы результатов образовательной деятельности и отдельных показателей функционирования школ с учетом социальных условий. В результате регионального мониторинга сформировано несколько кластеров школ, испытывающих трудности и по ряду показателей, относящиеся к категории школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях:
- 77 общеобразовательных организаций (13,2 %) стабильно в течение 2-3 лет показывают низкие образовательные результаты (60 и 17 школ);
- 168 школ (28,8 %) характеризуются преобладанием доли семей учащихся с низким социально-экономическим уровнем;
- 106 школ (18,2 %), в которых есть дети со слабым знанием русского языка (дети из семей мигрантов и иностранных граждан);
- 75 школ (12,8 %), в которых менее 0,5 % учащиеся принимали участие в олимпиадах регионального уровня в течение последних 3 лет;
- 227 школ (38,9 %), в которых выявлены дети, склонные к девиантным формам поведения;
- 387 сельских и малокомплектных школ (66,3 %), 37 приграничных школ и школ, находящиеся в труднодоступной местности, 6,3 % со слаборазвитой инфраструктурой социокультурного развития и досуговой занятости.
В результате корреляции перечисленных показателей определено, что 16 школ в первоочередном порядке нуждаются в помощи и в 2017 году вошли в реализацию регионального проекта, сопровождение которых будет продолжено в 2018 году. В 2018 году предполагается включение в проект еще 10 школ из перечисленных кластеров.
Целевая адресная программа поддержки школ, работающих в сложных социальных условиях и показывающих низкие образовательные результаты включает ряд направлений:
- формирование муниципального плана действий (дорожной карты) по обеспечению конструктивных изменений в конкретной общеобразовательной организации;
- разработка краткосрочного плана (дорожной карты) и перспективной программы развития школы;
- повышение квалификации педагогических работников, подготовка педагогов и администрации образовательных организаций, к осуществлению необходимых преобразований, направленных на повышение качества образования; модернизация содержания и технологий образования, организации внеурочной занятости детей, дополнительного образования;
- развитие служб комплексного сопровождения, обеспечение психолого-педагогического консультирования основных участников образовательных отношений; развитие сетевого взаимодействия школ, педагогов в рамках сетевых профильных объединений; укрепление материально-технической базы школ, включая развитие информационно-образовательных ресурсов школы.
С целью реализации указанных направлений за первое полугодие 2017 года проведено:
- 16 курсов повышения квалификации в объеме 32 часов с охватом 484 человек;
- 11 стажировочных мероприятий объемом 8 часов каждая как на базе ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», так и на базе стажировочных площадок – общеобразовательных школ края;
- разработано 2 дополнительных программы повышения квалификации «Технологии повышения качества обучения в школах, функционирующих в сложных социальных условиях» и «Технологии повышения качества обучения в школах, функционирующих в сложных социальных условиях».
- разработаны и проведены мониторинги качества:
- результатов обучения;
- преподавания;
- управления;
- школьной среды.
- разработано и утверждено региональное положения о сетевом межрегиональном профессиональном объединении педагогов на 2017 год, согласование с регионами-партнерами.
- организована работа выездных мобильных рабочих групп «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в сложных социальных условиях: анализ, ресурсы, механизмы» в 16 образовательных организаций Забайкальского края;
- ЦИТО и ДО ИРО Забайкальского края организовано использование дистанционных технологий в обучении школьников в муниципальных ресурсных центрах Забайкальского края; организовано дистанционное обучение педагогов (в настоящее время прошли обучение 288 человек);
- организовано сетевое взаимодействие учителей-предметников по обсуждению наиболее сложных и проблемных учебных тем на базе региональных ассоциаций учителей;
- подписано соглашение между ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области», ГАУ ДПО Республики Бурятии «Бурятский республиканский институт образовательной политики «О сетевом межрегиональном профессиональном объединении педагогов», целью которого является создание единого информационного пространства посредством расширения виртуального коммуникационного взаимодействия, способствующего повышению качества образования, обеспечения перевода школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, школ с низкими образовательными результатами в эффективный режим деятельности;
- в 18 муниципальных образованиях разработаны и реализуются школьные и муниципальные программы повышения качества образования;
- до конца 2017 г. будут проведены 10 вебинаров для стратегических команд пилотных школ, школ-стажировочных площадок, руководителей и специалистов муниципальных органов управления образованием по актуальным вопросам реализации регионального проекта.
В результате проведенных мероприятий за 1 полугодие 2017 года, осуществляемых в рамках регионального проекта, нормативное, организационное, научно-методическое, информационно-аналитическое, консультационное, тьюторское сопровождение способствовало достижению положительной динамики образовательных результатов обучающихся:
- по итогам ВПР в 2016-2017 уч. году улучшены результаты в 6 (37%) проектных школах;
- по результатам ГИА в форме ОГЭ 9 кл. 13 (81,3%) из 16 проектных школ улучшили свои результаты по сравнению с 2016 годом;
- улучшили результаты по математике в форме ОГЭ 14 (87,5 %) из 16 образовательных учреждений с учетом сохранения 100% уровня успеваемости;
- только в 1 (6,25 %) проектной школе уровень неудовлетворительных отметок по ОГЭ по математике выше среднекраевого (5,1 %);
- анализ формальных результатов ОГЭ по основным предметам показал, что результаты по двум основным показателям «усвоение ГОС» (успеваемость) и «количество отметок «4» и «5» (качество обученности) по русскому языку улучшили 8 школ (50%), по 2 показателям по математике – 7 школ (43,75%);
- улучшили результаты по русскому языку в форме ЕГЭ 12 (80%) из 15 проектных школ (в 1 не было выпускников) с учетом сохранения 100% уровня успеваемости;
- с 38,4% до 56,1 % увеличился процент обучающихся 11 классов проектных школ, получивших более 55 баллов по русскому языку в форме ЕГЭ;
- улучшили результаты ЕГЭ по математике базового уровня 10 (71,43 %) из 14 проектных школ (в 2-х не сдавали) с учетом сохранения 100% уровня успеваемости;
- улучшили результаты по математике профильного уровня 8 (66,67 %) из 12 школ с учетом сохранения уровня успеваемости;
- анализ формальных результатов ЕГЭ по основным предметам показал, что результаты по абсолютной и качественной успеваемости (доле выпускников с результатом выше уровня минимального количества баллов и доле получивших более 55 баллов) и среднему тестовому баллу по русскому языку улучшили 10 школ (66,67%), по 3 показателям (доля выпускников с результатом выше уровня минимального количества баллов, доля результатов с отметками "4" и "5", средний тестовый балл) по математике (базовой) – 8 школ (57,14%), по 3 показателям (доле выпускников с результатом выше уровня минимального количества баллов и доле получивших более 55 баллов) по математике (профильный) –2 школы (16,67%);
- отмечен положительный опыт реализации муниципальной программы Могочинского района по поддержке школ с низкими образовательными результатами.
Вместе с тем, выявлен ряд школ, ухудшивших свои результаты по сравнению с 2016 годом, что должно стать предметом анализа на муниципальном уровне и в образовательной организации с целью выявления причин и их преодоления:
- ухудшили свои показатели ЕГЭ по русскому языку 3 (18,8 %) проектные школы;
- наибольшая доля несдавших экзамен по математике на базовом уровне наблюдается в 1 6,3%) СОШ, где треть выпускников не справилась с заданиями;
- по ЕГЭ по математике (базовый) ухудшили свои показатели 3 (18,8 %) школы;
- по математике (профильный уровень) в форме ЕГЭ ухудшили свои показатели 4 (25 %) проектные школы.
Таким образом, в регионе сложилась инновационная инфраструктура образовательных организаций, организовано сетевое взаимодействие «сильных» и «слабых» ОО в различных формах: совместное проведение межшкольных мероприятий и сетевого взаимодействия школ различной направленности, новые формы организации методической деятельности по повышению профессионализма педагогов, способствующие решению задачи по выравниванию качественных показателей образовательной деятельности Опыт участия Забайкальского края в 2016-2017 гг. в реализации проекта «Разработка, апробация и внедрение программы выравнивания возможностей обучающихся на получение качественного образования в школах с низкими результатами обучения» (АПКиППРО, г. Москва) позволил пилотным школам разработать школьные комплексные модели учительского роста, ставшие компонентами 2 региональных Комплексных моделей учительского роста: для школ с низкими результатами обучения и для школ, функционирующих в сложных социальных условиях. В немалой степени этому способствовало обучение тьюторов для сопровождения команд педагогических работников школ с низкими результатами, проведение проблемных, обучающих, методических семинаров, вебинаров по вопросам совершенствования профессионального уровня педагогов.
Забайкальский край стал победителем конкурсного отбора субъектов по данному направлению в 2018 году с плановым объемом федеральной субсидии в размере 2, 446,7 тыс. руб. Участие Забайкальского края в реализации мероприятий 2.2 в 2018 г. позволит увеличить количество школ – участников проекта, усилить социальный эффект, выражающийся в повышении удовлетворенности обучающихся, родителей, социальных партнеров, общества качеством образовательной деятельности; усилении позиции школ как институтов социального развития.