В работе краевой инновационной научно-образовательной сессии «Проектирование инновационной деятельности в образовании: от замысла к воплощению» приняли участие 80 человек: педагоги образовательных организаций, сотрудники института развития образования Забайкальского края, приглашенные ветераны педагогического труда, победители и участники конкурсов профессионального мастерства.
Цель инновационной научно-образовательной сессии Забайкальского края, заключалась в обсуждении вопросов, связанных с востребованностью, профессиональных сообществ в современных условиях модернизации системы образования, их ролью в плане повышения квалификации и самообразования педагога, транслирования успешных педагогических практик и инновационного опыта, востребованных в условиях внедрения новых федеральных образовательных стандартов и направленных на повышение качества образования.
Проблемное поле:
- технологические и организационные основы функционирования сетевых интернет-сообществ;
- сетевые сообщества как педагогическая технология;
- эффективные практики организации виртуальной образовательной среды;
- дидактика профессиональных сетевых интернет-сообществ, продвижение электронного образовательного контента;
- оценка образовательного потенциала сетевых педагогических сообществ;
- их роль в плане развития профессиональной компетентности современного учителя (включая ИКТ-компетентность, медийную культуру педагога, его готовность к внедрению электронного обучения и т.п.);
- новые модели повышения квалификации педагогов на основе сетевых сообществ.
В работе пленума Б.Б. Дамбаева ректор ГУ ДПО «Институт развития образования», отметила роль и значение общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество «Знание», направленного на поддержку и консолидацию педагогических объединений, сообществ, способствующих расширению возможностей внедрения инновационных проектов в просветительскую деятельность. Разработана и реализуется модель организации лекционной работы, отражающей широкий спектр лекционных материалов рассчитанных как на узкую профессиональную аудиторию, так и на широкую, массовую публику (общественность). Ведущими принципами реализации модели являются:
- принцип совместной деятельности;
- принцип учета региональных особенностей Забайкальского края;
- принцип учета социальных интересов целевой аудитории.
Создан и действует сайт «Регионального отделения общественно-государственной просветительской организации «Российское общество «Знание», на котором размещены информационные материалы. В своем следующем выступлении «Роль и значение профессиональных сообществ в контексте национальной системы учительского роста» Б.Б. Дамбаева отметила, что в настоящее время активно обсуждается проект модели национальной системы учительского роста, основной задачей и приоритетным направлением которого являются обеспечение системных условий профессионального роста учителя. Данная система вводится и реализовывается поэтапно, начиная с 2016 года. Институциональными условиями профессионального роста определены такие параметры, как:
- профессиональное образование (в соответствии с требованиями «Профстандарта педагога»);
- повышение квалификации;
- система аттестации;
- профессиональная среда и профессиональное сообщество.
Предъявляются большие требования к системе профессиональной подготовки педагогов в СУЗах и ВУЗах, а именно в структуре квалификации (бакалавриат). Речь идет о подведении к унификации оценочных материалов выпускников с оценочными материалами аттестации учителей. Традиционно проходящая инновационная сессия, как отмечает Б.Б. Дамбаева, это уже предпосылки внедрения национальной системы учительского роста в Забайкальском крае. Составляющими национальной системы учительского роста являются:
- профессиональная педагогическая подготовка;
- мобильная адресная поддержка в интерактивной форме;
- профессиональные сетевые сообщества педагогов Забайкальского края;
- РУМО, сетевая инновационная инфраструктура;
- региональные ассоциации педагогов;
- региональный банк лучших педагогических практик.
В своем выступлении Б.Б. Дамбаева отметила, что с сентября 2017 года апробируется один из компонентов национальной системы учительского роста «Уровневая оценка педагогической компетентности». Это означает, введение уровневой оценки педагога по должности: ведущий учитель, старший учитель, учитель, с сохранением категорий: высшая, первая, соответствие занимаемой должности. «Уровневая оценка педагогической компетентности» основана на требованиях проф. стандарта педагога (трудовые функции) – матрицей соответствия трудовых функций и уровней владения педагогической компетентностью. Также Б.Б. Дамбаева сказала о введении ЕФОС - единой федеральной оценочной системой. В данное время ведется работа по построению методики уровневой оценки компетентности учителя. В настоящее время национальная система учительского роста формируется, апробируется уровневая оценка педагогической компетентности, в соответствии с проф. стандартом педагога в 13 пилотных региональных площадках. На совещании в Москве, как отметила Б.Б. Дамбаева, были озвучены некоторые итоги: лучшими учителями признаны учителя республики Татарстан и Ленинградской области. Результаты оценивания педагогов:
- 20% - уровень профессиональной компетентности на достаточном уровне
- 45-50% - невысокий уровень
- 80% - слабый уровень.
Так, учителя русского языка показали: знание предмета – 30%, методическая задача – 35%. Учителя математики: знание предмета - 20%, методическая задача – 29 %.
Как отметила выступающая, мы, педагоги, не должны потерять уникальность и стремиться к повышению качества образования в системе образования Забайкальского края.
В своем выступлении Грешилова И.А. проректор ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», Председатель ассоциации РОО «Забайкальское педагогическое общество» рассказала, что Ассоциация педагогов «Забайкальское педагогическое общество», работает с 2009 года. Цель создания ассоциации заключается в содействии развитию системы образования и профессиональной консолидации педагогов Забайкальского края, в укреплении и развитии педагогических профессиональных сообществ. Отмечаются различные формы деятельности ассоциации: семинары, лектории, курсы, вебинары, проведение конкурсов, конференций, педагогических чтений, экспертиза материалов и докладов в сфере образования, издательская деятельность, представительство в различных структурах власти. В настоящее время созданы и действуют следующие предметные ассоциации:
- 2010 г. – учителей истории, педагогов ДОУ НОО, логопедов-дефектологов,
- 2011 г.- учителей русского языка и литературы
- 2012г – учителей математики
- 2016г. – школьных библиотекарей
- 2017г. – учителей географии и школьных психологов (самая многочисленная включает 90 педагогов).
Объединения и ассоциации, как отметила Грешилова И.А., это путь к творчеству, профессиональной консолидации, обмену эффективными практиками обучения и воспитания. Отмечается разнообразие форм взаимодействия ассоциации: педагогические фестивали, гостиные, круглые столы, вебинары. Активно ведется издательская деятельность, публикуются статьи педагогов, их учебно-методические материалы. В настоящее время создан региональный Банк лучших педагогических практик, целью которого являются:
- выявление, обобщение и систематизация успешного педагогического опыта;
- распространение и внедрение опыта в массовую практику;
- стимулирование инновационной деятельности ОО, МОУО.
Из выступлении методиста факультета ДО и НОО Береговой Н.Г. участники конференции познакомились с работой ассоциации педагогов дошкольного и начального общего образования, которая создана в 2010 г. и включает в себя более 150 педагогов. Основной деятельностью является объединение и консолидация педагогов для решения актуальных профессиональных задач:
- содействие созданию и обновлению банка данных научно-методических разработок по вопросам дошкольного и начального общего образования,
- помощь в разработке авторских программ.
В рамках работы ассоциации успешно проведен фестиваль «Олимп успеха», цель которого заключалась в оказании поддержки педагогам в распространении лучших педагогических практик. В настоящее время реализуется сетевой учебный проект «Шире круг», создан единый банк «Лучших идей», публикуются сборники статей, отмечается активное участие в конкурсах, круглых столах, создан и действует сайт ассоциации, в плане проведений конференций.
Попова Г.Б., заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин, представила деятельность ассоциации учителей русского языка и литературы, отметила, что она создана в 2011 г. и в неё входят 1,5 тыс. учителей русского языка. Председателем ассоциации является А.Н. Кивлева, учитель русского языка и литературы СОШ № 33 г. Читы. Определен состав и действует состав координационного Совета. Целью и задачами деятельности ассоциации является распространение ППО для профессионального и личностного роста педагога. Деятельность ассоциации осуществляется в форме проведения тематических круглых столов, проблемных семинаров, дискуссий, презентационной работы, стажировочных площадок, мастер-классов, конференций. Велика роль совместной работы с партнерами, такими, как Забайкальская краевая библиотека. В данное время создан и действует сайт «Словесники Забайкалья», завершился региональный этап Всероссийского конкурса школьных сочинений Забайкальского края.
Рыбак Т.Г, заведующая кафедрой естественнонаучного и математического образования, рассказала об интересной работе, которую проводит Ассоциация учителей географии. Ассоциация создана в 2007году под эгидой Российской ассоциации учителей географии, создан и действует координационный Совет. Цели и задачи ассоциации заключаются в консолидации и оказании помощи учителям географии, диссеминации педагогического опыта. Изданы статьи учителей в журнале «География в школе». Проводится независимая экспертиза учебно-методического материала, учебных программ УМК, выездные полевые практики, мастер- классы.
Романюк Л.Б. поделилась опытом работы Ассоциация учителей истории, которая создана с 2010 года под руководством А.Г. Чубарьяна. Прошло три съезда учителей истории и обществознания, осуществлен переход на линейную структуру исторического образования. Одним из ведущих направлений стала выработка единого образовательного пространства учителей истории, участие в конкурсе всероссийского уровня, победителем которого является учитель истории Молчанова Т.В. школы №49 г. Читы. По итогам первого и второго этапа педагог занял 2 место среди учителей истории в сибирском регионе по проблеме «Сложные вопросы революции 1917 г.».
«Первые шаги ассоциации библиотекарей Забайкальского края», так назвала своё выступление Л.Е. Гайнанова. Созданная в мае 2016 года с целью формирования профессионального сообщества школьных библиотекарей Ассоциация является организатором краевых конкурсов, созданы творческие команды и опорные площадки. Члены Ассоциации активно участвуют во всероссийских мероприятия и виртуальных выставках, проводят конкурсы школьных библиотекарей, межрегиональные интернет-конференции, создана Забайкальская педагогическая мастерская для библиотекарей СУЗов. Создан и действует веб-проект. 900 с лишним посещений сайта. Статьи учителей опубликованы в журнале «Вестник образования в Забайкалье». В перспективах развития профессионального сообщества - создание регионального отделения школьных библиотекарей.
По итогам выступлений педагоги пришли к выводу, что в условиях разобщенности педагогических сообществ необходима консолидация в единое образовательное пространство, исходя из которого, расширение предметных ассоциаций является механизмом развития образования Забайкальского края.
Проректор, директор центра информационных технологий образования и дистанционного обучения ГУ ДПО «Институт развития образования» Казакова Л.И. представила региональный банк лучших педагогических практик. Институт развития образования является техническим оператором инновационных площадок Забайкальского края. В данный момент образовательные организациями не внесены уточняющие данные для регистрации. Для размещения в региональный банк ППП необходимо пройти экспертную оценку, затем представить материал в региональный банк на сайте ipk.zabedu.ru. на данном сайте представляются конспекты уроков внеурочных занятий, экспериментальной образовательной работы.
«Диалог во времени», выступление участников всероссийского конкурса «Учитель года России» Путинцевой В.К., учителя русского языка и литературы СОШ № 5 г. Читы и Батоболотовой С.Э. учителя математики Агинской СОШ № 2 никого не оставило равнодушным.
В 1996 году, рассказала Валентина Константиновна материально-техническая база школ была слабо оснащена, но решались сложные вопросы повышения качества образования, создавались новые экспериментальные площадки, на которых работали сильнейшие методисты, педагоги - новаторы, такие как Ш.А. Амонашвили, С.Н.Лысенкова. Путинцева В.К. отметила, что вместе с ней участником Всероссийского конкурса «Учитель года» в 1984г. была и учитель математики с Агинского района Батожаргалова Дулма Дамбаевна. Вспомнила Валентина Константиновна свой конкурсный день, проведенный мастер-класс, вопросы жюри, свои педагогические идеи и находки. После участия в конкурсе сотрудники РИПКРО предложили совместную работу и забайкальский педагог много лет творчески сотрудничала с лабораторией академика Салахова «Школа – гимназия будущего», ее статьи и учебно-методические материалы публиковались в газете «Первое сентября», в журнале «Литература в школе». В своих напутственных словах, ветеран педагогического труда, отметила, что ее беспокоит низкое качество по русскому языку и современным педагогам необходимо вложить не только знания, но и душу в свой замечательный предмет.
Батоболотова Соелма Эрдэмовна, рассказала о Всероссийском конкурсе «Учитель года-2017», первый этап которого состоялся в июне в г. Москве, в котором приняли участие 85 педагогов из всех регионов РФ. Задание этого этапа - эссе «Человек, благодаря которому я стал педагогом» и более сложное - создание сайта, на котором представлены учебно-методические материалы педагога. Очный этап состоялся в г. Сочи и включал в себя такие конкурсные мероприятия- методический семинар, урок, образовательный проект. Самым сложным конкурсом для себя, Соелма Эрдэмовна назвала «образовательный проект», в котором главным умением была работа в команде. «Встречи с Президентом РФ В.В.Путиным, с лучшими педагогами страны, время проведенное на конкурсе это замечательные моменты в жизни» - отметила педагог и её победа, «Это победа целой команды, которая помогала ей пройти все этапы конкурса!».
Во второй половине дня в рамках интерактивных мероприятий сессии работали пять групп.
1. Дискуссионная площадка. «Роль и значение сетевых интерактивных методических кабинетов».
На площадке обсуждались следующие вопросы:
«Ваш взгляд на методическое объединение учителей информатики» – работает или нет? Должно ли оно существовать? Нужна ли ассоциация учителей информатики?
Создание интерактивного методического кабинета.
2.Круглый стол. «Содержание деятельности профессиональной среды педагогического сообщества учителей гуманитарных дисциплин».
Педагоги говорили о проблеме патриотического воспитания, плотно обсуждали проблемы сетевого взаимодействия и рассматривались вопросы о дальнейшей работы ассоциации учителей естественнонаучных дисциплин.
3. Круглый стол. «Содержание деятельности профессиональной среды педагогического сообщества учителей естественнонаучных дисциплин». Дианова Е.О. старший методист кафедры естественнонаучных дисциплин, участник ХIX Всемирного фестиваля молодежи студентов в Сочи представила презентацию о что фестивале, грандиозном молодежном событии, проходящим под девизом «За мир и дружбу». В рамках фестиваля проводились социологические вопросы, создавались международные команды, проводился интерактивный семинар «Составить модель современной семьи», участвовали в разработке проекта «Экономика 20, 30» - видение экономической позиции будущего. Интересным событием было сдача комплекса ГТО.
4. «Роль и значение профессионального сообщества в достижении результатов в ФГОС НОО и ДО». Работа проводилась в форме общественного обсуждения.
Горюнова Л.А. ст. преподаватель факультета акцентировала внимание на системе оценивания предметных и метапредметных результатов. Подробно говорили об использовании уровневого подхода и необходимости фиксации индивидуальных достижений школьников.
5. «Профессиональное взаимодействие как фактор развития профессиональных компетенций современного психолога».
На презентационной площадке руководителями группы Тюриковой Л.Н. и Тимофеевой Н.Г. проведены мастер-классы по решению следующих проблем: «Консультирование родителей по проблеме детско-родительских отношений » и «О роли и значении игры в жизни и воспитании ребенка, с целью привлечь внимание родителей к детской игре как к деятельности».
Второй день работы инновационной сессии открыл Региональный проблемно-аналитический вебинар «Модели и технологии объективной оценки образовательных результатов».
Доржинимаева Т.Н. Речь идет об ужесточении процедуры выдачи федеральных и региональных медалей выпускникам образовательных организаций, так как в 2016 году из 401 выпускников, 281 – медалисты, в числе которых выпускники показавшие результаты ниже минимального, ниже порога по выбранным предметам при сдаче ЕГЭ. Будет дорабатываться региональное положение о выдаче медалей «Гордость Забайкалья ». Было отмечено, что вся работа в образовательных организациях в ОО должно быть нацелено на повышение качества образования и в целом, на имидж Забайкальского края.
Кимова С.З. «Оценка ключевых компетенций (навыков 21 века) и новой грамотности в школе: международный опыт и варианты для России». В своем выступлении Кимова С.З. раскрыла отличительные, идентичные особенности, и структуру оценки уровня сформированности ключевых компетенций обучающихся (навыков 21 века) на примере международной и российской практики.
Волынчук Н.И. В данное время завершается разработка уровневой оценки педагогической компетенции. Средствами развития профессиональных сообществ определены
- уровневая оценка профессиональной компетенции учителя в рамках НЦУР
- курсы повышения квалификации (образовательной стажировки на базе «Академии «Просвещение»).
Большая работа Академии заключается в формировании единой системы работы разных профессиональных сообществ, организации образовательных стажировок. Повышение квалификаций в формате стажировок Академия проводит на территории многих субъектов Российской Федерации. У издательства «Просвещение» 30 опорных школ, они активно делятся своим опытом, сформирована ассоциация учителей опорных школ и просьба включится в ассоциацию учителей Забайкальского края и принять участие в курсах повышения квалификации. Большая роль отводится к постстажировочному периоду, лучшие учителя принимают участие в экспертизе новых УМК, являются членами жюри профессиональных конкурсов федерального уровня. «Академия «Просвещение» ждет активного участия учителей Забайкальского края в образовательных стажировках.
Тютерева Л.А. В образовательной организации разработана и действует модель учительского роста, целью приведения квалификационного кадрового потенциала к современному уровню, «модель сетевого взаимодействия в котором родительская общественность является главным целевым ориентиром». Школа – центр сетевого партнерства активно сотрудничают с Забайкальским горным колледжем. С 2017 года действует программа «Повышение качества образования». Запущен механизм повышения репутации школы.
Раменская И.И. Система образования Борзинского района, в своем сообщении отметила Раменская И.И., включает в себя 21 ОО, количество учащихся 6 656 учеников. Большая проблема в удаленности сельских школ от районного центра и одной из проблем является повышение качества образования, так как на протяжении нескольких лет у ряда школ района отмечаются низкие результаты ЕГЭ. Для повышения качества образования введена мониторинговая система исследования качества образования в ОО. С 2016 года разработана и действует программа «Повышение качества образования в ОО Борзинского района».
Юдина Н.А. отметила, что существует проблема измерения качества образования, измерения личностных результатов освоения ООП ООО, в ФГОС выделено 13 позиций. Акцентировала внимание на процедуре измерения, показала инструментарий измеренияНамжилова Е.С. – участник международной конференции в Санкт-Петребурге в 2017 г., организатором которой являлась Европейская кампания оценки качества образования. Намжилова Е.С. ознакомила с содержанием своего выступления, в котором отразила эффективные пути внутриклассного оценивания и фиксацию результатов в электронном журнале «РУЖЭЛЬ», работает школа по данному электронному журналу с 2010 г. Она отличается от использующихся, в данное время электронных журналов в ОО, трехуровневой системы оценки – формирующая оценка в РУЖЭЛЬ- ученик видит объяснение полученной оценке и пути ее решения. Суммирующая оценка в РУЖЭЛЬ – фиксация результатов оценивания. Текстовая оценка – ученик и его родители видят, как работать дальше. Особенность электронного журнала «РУЖЭЛЬ», отметила Намжилова Е.С., состоит в том, что на итоговую оценку ученика влияют только констатирующие оценки.
Прикуле М.Н. в своем выступлении раскрыла роль и значение личностно-ориентированного обучения и пути развития УУД через использование разноуровневых заданий и системы их оценивания из опыта работы МБОУ СОШ №19 г.Читы.
Работа в группах продолжилась во второй половине дня.
1.Содержание деятельности профессиональной педагогической среды: современный урок. Модератор: ст. преподаватель кафедры педагогики С.А. Капустина.
В рамках работы группы своим опытом, в форме мастер-классов, поделились ведущие педагоги Забайкальского края, победители конкурса на денежное поощрение лучших учителей Забайкальского края, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего общего образования в 2017г., Михайлов Е.И., учитель информатики школы №47 г.Читы, Прохорова И.Г., учитель иностранного языка Петровск - Забайкальской гимназии №1,Прикуле М.Н., учитель русского языка и литературы школы №19 г. Читы и др.
2. Содержание деятельности профессиональной среды педагогического сообщества: факторы и условия построения ИОТ выбора профессии подростков.
Модератор: ст. преподаватель кафедры педагогики И.Н. Крицкая, ст. методист Центра развития среднего профессионального образования ГУ ДПО «Институт развития образования» Т.Н. Кошелькова.
В группе обсуждались вопросы построения индивидуальной образовательной (профориентационной) траектории подростков и молодежи Забайкальского края, которая позволит учащимся более ответственно относиться к сдаче ЕГЭ и выбору будущей профессии.
В своем выступлении «Профессиональное ориентирование учащихся: вызовы и тренды» Крицкая И.Н. рассказала о содержании профориентации на современном этапе, о профессиональных трендах, вопросах, требующих решения и ожидаемых результатах работы. Педагоги выстроили траекторию успешной профориентационной работы в образовательной организации начиная с детского сада до учреждения среднего профессионального образования. Опыт своей работы представили педагоги ГПОУ «Забайкальский техникум транспорта и технологии», ГОУ СПО «Читинский техникум отраслевых технологий», ГОУ СПО «Читинский педагогический колледж». Участники разговора отметили появление новых, инновационных форм деятельности (квесты, семинар-мастерские, проектные площадки, краткосрочные образовательные практики для дошколят и др,) Ярким акцентом стали выступления агитбригад студентов-транспортников и будущих педагогов дошкольных образовательных организаций.
Подводя итоги сессии проректор И.А. Грешилова отметила, что в представленных предметных ассоциациях, в структуре ассоциации «Забайкальское педагогическое общество» отмечается разнообразие форм деятельности, эффективность и результативность реализации организационно-методических мероприятий. Необходимым является расширение спектра предметных ассоциаций на основе создания ассоциаций учителей физики, биологии, иностранных языков, технологии с целью совершенствования и развития их профессиональных навыков, в соответствии с требования «Профессионального стандарта педагога» и НСУР.
Инновационная образовательно-научная сессия достигла в процессе работы, целей и задач, способствовала решению актуальных педагогических проблем: определению и выявлению психолого-педагогических проблем и поиску совместных путей ее решения; введению новых форм методического сопровождения деятельности профессиональных сообществ в ОО Забайкальского края – сетевых интерактивных методических кабинетов, выявлению и распространению передового педагогического опыта педагогов ОО, что будет способствовать как повышению качества образования, так и процессу консолидации педагогических сообществ Забайкальского края.
Аналитическая группа: Дугаржапова Е.Д., к.пед.н., старший преподаватель, Крицкая И.Н., старший преподаватель кафедра педагогики ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края»