rsh1  В 2015 году   на базе ГУ ДПО «Институт развития Забайкальского края» проведен краевой конкурс резильентных школ. В основу классификации школ был положен критерий «резильентность», понимаемый как «способность человека или социальной системы строить нормальную, полноценную жизнь в трудных условиях», так и вбирающий комплекс признаков, характеризующих  социальные условия и способы «выживания» и «продвижения». 

   Цель конкурса −создание условий для получения положительной динамики в развитии школ, работающих в сложных социальных контекстах и (или) демонстрирующих низкие образовательные результаты.

   В процессе заочной экспертизы представленных проектов (1 этап конкурса) и публичной защиты проектов (2 этап) были определены школы-победители краевого конкурса. Среди победителей  - МОУ Александрово-Заводская СОШ (3 место).

   Конкурс проектов позволил представить разные варианты модели организации образовательной деятельности, способствующей эффективному развитию школы в сложных социальных условиях.

   Следующий после конкурса период включает научно-методическое сопровождение резильентных школ, основу которого составляют мероприятия, rsh2направленные на повышение профессиональной компетентности педагогов (организация проблемных семинаров, психолого-медико-педагогических консультаций) по актуальным проблемам создания эффективной образовательной и позитивной воспитательной среды, повышения познавательной активности обучающихся, разработки рабочих программ по учебным предметам, методики распределения учебного материала и оценки образовательных достижений обучающихся, обучения детей с ОВЗ и другие;

   В рамках этой программы  были проведены следующие мероприятия: изучен образовательный запрос коллектива МОУ Александрово-Заводской СОШ, определены примерная последовательность и содержание действий по введению ФГОС для обучающихся с ОВЗ, организована работа пообсуждению и утверждению необходимой документации в образовательной организации, проведены два вебинара  по актуальным проблемам введения ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями), изучен опыт деятельности образовательных организаций Забайкальского края в условиях инклюзии.

   05 апреля 2016  на базе МКОУ СКОШ № 10 г. Краснокаменска Забайкальского края  проводилось   стажировочное мероприятие в рамках работы Регионального ресурсного центра по экспериментальной апробации ФГОС ОВЗ. Модуль  «Организация образовательного процесса для обучающихся с легкой, умеренной и глубокой  умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии в условиях реализации ФГОС ОВЗ" был рассчитан на  16 часов. В работе стажировочной  площадки участвовали  13 педагогов из Александрово-Заводского района, во главе с директором школы и   заведующей методкабинетом муниципального района "Александрово-Заводский район".

   Слушателям был представлен опыт реализации программы  базовых учебных действий, как части адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью.  Данный материал был представлен наглядно, то есть стажеры могли получить методический продукт школы и применить в дальнейшем в свей практике. 

   В целом, программа стажировки включала:

1. Практико-ориентированный семинар :

1.1. Программа планирования базовых учебных действий.

1.2. Роль сенсорной комнаты в развитии жизненных компетенций обучающихся с ОВЗ.

1.3. Практикоориентированные технологии в обучении и воспитании умственно отсталых школьников.

rsh3   В мае 2016 года в МОУ Александрово-Заводская СОШ специалистами ГУ ДПО «Институт развития Забайкальского края»  проведено тематическое обучение, направленное на повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным проблемам инклюзивного образования, психолого- педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, нормативно-правового обеспечения получения качественного образования детьми с ОВЗ, сетевого взаимодействия. В целом модуль «Актуальные проблемы введения ФГОС для обучающихся с ОВЗ» включает 72 часа и предполагает различные формы работы со слушателями: дистанционное обучение, очная и самостоятельная работа слушателей.

   В обучении приняли участие 30 педагогических работников  МОУ Александрово-Заводская СОШ.  

   В ходе обучения слушатели  проанализировали условия сопровождения обучающихся с ОВЗ в ОО  в связи с  введением ФГОС  НОО обучающихся с ОВЗ с 1rsh4 сентября 2016 года, готовность педагогов СОШ к инклюзивной практике, прослушали лекции на темы: «Нормативно-правовое обеспечение получения качественного образования детьми с ОВЗ», «Структура Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», «Характеристика особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ», рассмотрели варианты программ для различных категорий детей, что позволило обосновать   с точки зрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ раздел «Программа коррекционной работы» в ООП, выявить особенности разработки АООП и АОП,  выделить отличия адаптированной образовательной программы от специальной индивидуальной программы развития и т.д. Тема: «Организация работы методической службы (РМО, ШМО) в условиях введения ФГОС для обучающихся с ОВЗ. Сетевое взаимодействие» была освещена в лекции Осиповой З.В., доцентом КОМ ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края». В рамках семинара проведена консультация для родителей.

   Занятия со слушателями  продолжатся в сентябре 2016 года и будут направлены на разработку индивидуальной траектории профессионального развития педагога и руководителя образовательной организации  через организацию тематических веб-семинаров, стажировок, лекционно- практических занятий,  внеурочной деятельности, работу с работу с родителями с учетом рекомендаций  Минобрнауки  России и Минобразования Забайкальского края.

                        Ст. Методист КОМ  Капустина И.П.

Ст. преподаватель КСОиЗДО Куприянова О.П.