На пленарном заседании научно-практической конференции обсуждали проблемы и перспективы математического образования в образовательных организациях Забайкальского края
27 марта 2014 года на региональной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы математического образования в образовательных организациях Забайкальского края» собрались учителя, преподаватели, методисты – все те, кого волнуют проблемы математического образования в Забайкальском крае. Это более 70 человек из 20 территорий края. То, что тема конференции «критически важная», отметила в своём приветственном слове и. о. ректора ГБОУ ДПО «Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Дамбаева Бальжит Балдандоржиевна. По её словам, конференция – одно из ключевых событий для учителей-математиков края. В 2013 году была принята Концепция развития российского математического образования. Цель Концепции – вывести российское образование на лидирующее положение в мире, в ней утверждены фундаментальные идеи. Проблемы, обозначенные в ней, схожи с теми, которые будут открыто обсуждаться на конференции, необходимо выработать пути их решения. Бальжит Балдандоржиевна пожелала участникам конференции удачной работы.
В докладе «Актуальное состояние и перспективы повышения качества математического образования в Забайкальском крае» Шибановой Натальи Михайловны, заместителя министра образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края, к.п.н., прозвучало, что от математического образования будет зависеть развитие инновационной экономики России. Математика есть элемент общей культуры, функциональной грамотности и повседневного применения. Метапредметность математики – это способность планировать, предвидеть результат, поэтому очень важно математическое просвещение, популяризация математики как сферы знания. Нет детей, не способных к математике, необходимо создать условия для каждого ребёнка, проектировать «траекторию ближайшего развития». 10-11% не сдают ЕГЭ по математике (600 - 700 выпускников). Часто считается, что это проблема ребёнка. Но учителя должны понимать, что это школа не выполнила свое назначение. Необходимо найти конструктивные подходы, чтобы выполнить государственные обязательства.
Наталья Михайловна обозначила проблемы:
1. Недостаточная кадровая обеспеченность. Тенденция к увеличению учителей с непедагогическим образованием (экономическое, инженерное, техническое); по стажу работы основная масса – педагоги от 11 лет стажа, % молодых – всё меньше; задача учителя – самому готовить себе смену; в крае 105 вакансий учителей математики. Это пространство работы для ЗабКИПКРО, ЗабГУ.
2. Проблемы мотивационного характера – общественная недооценка значимости математики в жизни.
3. Недостаточное обеспечение дифференциации и индивидуализации программ и требований в области математического образования.
Векторы повышения качества результативности математического образования в крае – дорожная карта:
1. Кадровое обеспечение, квалификация педагогов-математиков (модели сетевого взаимодействия, обмен опытом, дистанционные варианты представления опыта, профессиональная переподготовка, привлечение кадров, не имеющих педагогическое образование).
2. Уровневое обучение математике. На базовом уровне в крае обучается 86%, на профильном – 14%. За 2-3 года этот процент должен приблизиться к 40% (профильные классы, профильные группы, система дополнительного образования).
3. Совершенствование содержания и технологий обучения математике, целевая подготовка высокомотивированных детей.
4. Повышение качества результатов итоговой аттестации выпускников и объективности их оценивания: изменить подходы к преподаванию математики, к подготовке к ЕГЭ.
5. Обеспечение преемственности через формы и методы работы, через целевые ориентиры.
6. Активизация олимпиадного движения: 43 ученика из 12 районов. Необходимо ввести метапредметные курсы, развивающие качество ума.
7. Развитие инженерно-технического творчества в системе дополнительного образования (например, развитие робототехники).
Высоцкий Иван Ростиславович, заведующий отделом развития содержания математического образования Центра педагогического мастерства г. Москвы, эксперт федеральной группы разработчиков КИМ ЕГЭ, в своём выступлении заметил, что результаты ЕГЭ в Забайкальском крае недостаточны, но объективность – разумна. Математика – это способ мышления, способ выделиться человеку, это не средство изучения объективного мира. Концепция впервые говорит о том, что «неспособных детей нет». Математика пронизывает всю нашу жизнь, нас окружает нумеризация. Уровни математической подготовки должны быть разными: элементарная математическая культура, математика для профессиональной деятельности (инженерная, социологическая, управленческая), математика на творческом уровне (фундаментальные исследования по физике, химии). Нет конкуренции – нет математики. Необходима сертификация уровней, дети должны иметь достижимую цель.
Преподавание математики в школе – алгоритмично. Реальная профилизация не состоялась. Переход на уровневое образование – это ломка кадров. Необходима специализация учителей для уровнего образования.
Концепция реализуется в виде ряда мер, в ней прописан механизм поддержки кадров, энтузиастов математического образования. Математика привлекательна, это пища для ума.
Скиданова Людмила Александровна, проректор ГБОУ ДПО «Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», директор Краевого Центра оценки качества образования, в докладе «Оценки качества математического образования на основе государственной итоговой аттестации в Забайкальском крае» показала в цифрах и диаграммах сопоставление результатов ЕГЭ в Забайкальском крае, Сибирском территориальном округе и в России в целом. Тенденция в крае – к небольшому, но повышению. Результаты ЕГЭ соответствуют уровню реализации образовательных программ. На профильном уровне – 96% выполнения ЕГЭ, непрофильный уровень – 88%, углубленное изучение – 99% (всего 2 учителя работали по программе углублённого изучения математики).
Людмила Александровна отметила, что нет постоянной положительной динамики, есть «всплески», поэтому необходимо принять ряд мер:
1. Создать систему работы по усвоению государственного образовательного стандарта.
2. Повысить квалификацию педагогических кадров, в том числе методистов и учителей.
3. Создать региональную систему оценки качества.
Токарева Юлия Сергеевна, декан факультета естественных наук, математики и технологий ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет», к.ф.-м.н, доцент, остановилась на проблемах подготовки педагогических кадров для Забайкальского края по математическому направлению:
1. низкий конкурс на профили педагогического направления (число абитуриентов снизилось в 2 раза);
2. отсутствие интереса выпускников к профессии учителя математики;
3. большая стоимость обучения на платной основе для детей, получивших низкий балл по ЕГЭ (63320 руб. – очное обучение, 25000 руб. – заочное обучение, 74000 руб. – магистратура);
4. разрыв между школьной и вузовской математикой;
5. снижение числа часов по математическим дисциплинам в учебных планах;
6. снижение % выпускников математического профиля, трудоустроенных по специальности (50%).
Участники конференции продолжили свою работу на дискуссионной площадке и проблемном семинаре.
Медникова Е.Б., ст. методист факультета предметных технологий и профильного обучения ЗабКИПКРО
Простакишина М.А., методист факультета предметных технологий и профильного обучения ЗабКИПКРО