5 апреля 2016  в МКОУ СКОШ №10 г. Краснокаменска Забайкальского края в рамках модуля «Организация образовательного процесса для обучающихся с легкой, умеренной и глубокой  умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии в условиях реализации ФГОС ОВЗ проведено стажировочное мероприятие по теме «Развитие жизненных компетенций у учащихся с ОВЗ. Практикоориентированные технологии»,  который  был рассчитан на  16 часов.

 МКОУ СКОШ №10г. Краснокаменска  является Региональным ресурсным центром по экспериментальной апробации ФГОС для обучающихся с ОВЗ.  

   В рамках данного образовательного модуля была представлена  работа педагогического коллектива в вопросах формирования жизненных компетенций учащихся с умственной отсталостью и детей с задержкой психического развития, как одной из основополагающей составляющей стандарта для обучающихся с ОВЗ.    

   Стажировочное мероприятие (приказ по организации № 218 от 24 марта 2016 года) подготовила администрация ОО: руководитель СКОШ №10 Девяткина О.В., зам. директора по учебно-воспитательной работе Киселева С.А., тьютор Авезова А.А., учителя предметники:  Володин С.П., Кургузова Л.В.  психологи школы: Шульгина Е.В., логопед школы: Косых К.В. 

   Тьютором стажировочной площадки СКОШ №10 является Куприянова О.П. старший преподаватель кафедры специального образования и здоровьесберегающей деятельности ИРО Забайкальского края.

   Работа стажировочной  площадки была направлена на методическое сопровождение резельентных школ: на стажировке присутствовало 13 педагогов из Алек-заводского района, во главе с директором школы и   зав. РМК.

   Среди участников мероприятия были  43 стажера городских и районных школ Краснокаменского района (Целининская СОШ, Маргуцекская СОШ, Ковылининская СОШ, Средне-аргунская ООШ, Кайлайстуйская ООШ, Капцегайтуйская ООШ.

 Категория стажеров: директора школы, заместители директора по учебно-воспитательной работы, специалисты Комитета по управлению образованием, учителя начальных классов.

   В ходе мероприятия стажеры познакомились с опытом работы учителей-предметников, классных руководителей, специалистов службы  сопровождения  и  администрации  школы по формированию жизненных компетенций учащихся с умственной отсталостью и детей с задержкой психического развития, что позволило показать взаимосвязь формирования базовых учебных действий с предметами учебного плана для обучающихся с умственной отсталости, выявить особенности образовательных потребностей детей данной категории,  выделить главные направления работы, обосновать     с точки зрения ФГОС для ОВЗ систему оценки личностных достижений, разработанную консилиумом специалистов МКОУ СКОШ №10,отработать навыки применения метода групповой работы в инклюзивном классе.

   Слушателям был представлен опыт в реализации программы  базовых учебных действий, как части адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью.  Данный материал был представлен наглядно, то есть стажеры могли получить методический продукт школы и применить в дальнейшем в свей практике.

В целом, программа стажировки включала:

  1. Практико-ориентированный семинар :

       1. Программа планирования базовых учебных действий.

       2.Роль сенсорной комнаты в развитии жизненных компетенций обучающихся с ОВЗ.

       3. Практикоориентированные технологии в обучении и воспитании умственно отсталых школьников.

   В ходе данного мероприятия стажеры на практике  осмыслили необходимость формирования базовых учебных действий у умственно отсталых школьников, учились находить отличия между универсальными учебными действиями и базовыми, искали взаимосвязь формирования базовых учебных действий с формированием жизненных компетенций учащихся с ОВЗ. Познакомились с   методами коррекционно-развивающего  обучения, в частности,  роли сенсорного развития в коррекции нарушений, а так же значении практикоориентированных технологий. Психолог школы познакомила с основными функциональными зонами сенсорной комнаты и влиянии их на развитие жизненных компетенций учащихся. Стажеры получили практическую возможность познакомиться с основными зонами сенсорной комнаты и спроектировать базовые учебные действия, которые можно сформировать посредством интерактивного оборудования. Директор школы О.В.Девяткина раскрыла суть коррекционно-развивающего обучения и  применения практикоориентированных технологий в образовательной деятельности школы.

   Участники мероприятия познакомились  с методами индивидуальной и групповой работы, поучаствовали в групповом занятии, где смогли в практической деятельности увидеть особенности применения метода групповой работы в инклюзивном классе. Брали на себя роль слепого ребенка, с ДЦП и умственно отсталого,  моделировали поведение обучающихся и педагога. Так же слушателям был предложен метод  совместно-разделительной деятельности Г.И. Сколянского.

   В ходе практических занятий стажеры познакомились с основными  формами  и методами формирования жизненных компетенций учащихся, таких как психологические и логопедические занятия, урок социально—бытового ориентирования.  Были представлены такие методы работы с детьми с ОВЗ,  как индивидуальная работа, экскурсия, технологии работы над созданием авторской книги.

     В ходе анализа практического опыта по использованию  педагогических приемов работы  по формированию жизненных компетенций    стажеры смогли отработать навыки по использованию   сенсорного оборудования. Тьютор Авезова А.А. показала взаимосвязь  урока СБО, экскурсии в почтовое отделение и  жизнью учащихся через метод работы по авторской книге.

   Свой опыт работы по использованию  педагогических технологий   в работе с  детьми с ОВЗ по развитию жизненных компетенций  на своих занятиях представили следующие педагоги:

  1.   Индивидуальное логопедическое занятие с использованием интерактивного оборудования (логотренажер Дельфа- 142.1) тема «Домашние животные» -  логопед Косых К.В. На данном занятии логопед продемонстрировала опыт работы с обучающейся со сложной структурой дефекта: задержка психического развития и сенсоневральная тугоухость 4 степени. В ходе данного занятия логопед использовала приемы работы по формированию базовых учебных действий   таких  как: воспринимать цель речевого высказывания и пользоваться ей в повседневной жизни, закрепить навыки произношения губных звуков и способы их дифференциации. Слушатели увидели особенности применения   логотренажера по выработке правильного речевого дыхания, а также способности контролировать собственное устное высказывание.  
  2.  Свой опыт работы  в сенсорной комнате  представила  педагог психолог Шульгина Е.В.  Новизна и практическая значимость данного занятия заключалась в использовании сенсорного оборудования в коррекции зрительного восприятия у детей синдромом Дауна. С помощью арттерапевтических технологий психолог показала стажерам возможность коррекции произвольного внимания обучающихся. Стажеры увидели возможность переноса полученных знаний на занятиях по окружающему миру и математике  в индивидуальную коррекционную работу с психологом в сенсорной комнате. Стажеры наглядно увидели, как можно, используя сенсорное   оборудование, в частности тактильные ячейки, переносной светящийся модуль, корригировать цветоощущения у детей с сложной структурой дефекта.

   По результатам анкетирования, самыми удачными, интересными и специфическими стали мероприятия: 

 1. Способы применения совместно-разделительного метода обучения и групповой работы с детьми на уроке.  -

 2.  Технологии работы с авторской книгой

   Результатом самостоятельной  работы  слушателей было выполнение следующих стажировочных заданий:

 1. Разработка требований к оценке базовых учебных действий

2.Анализ учебных занятий с точки зрения формирования жизненных компетенций у  учащихся с ОВЗ.

   Итогом работы стажировочной площадки стало интерактивное консультирование представителей Алек-заводского района. В ходе консультации администрация школы и педагоги провели экскурсию по школе, познакомили с особенностями организации образовательного процесса. Директор школы провела подробную консультацию по нормативно-правовой базе учреждения в условиях перехода на ФГОС ОВЗ. Специалисты Регионального ресурсного центра представили рабочие программы по предметам, а также специальные индивидуальные программы развития.

   Контроль знаний, навыков,  усвоенных стажерами,  проведено через тестирование, показавшее объективные результаты стажировки с точки зрения ее участников.

Результаты:

46  участников стажировки (100% ) оценили стажировочное мероприятие по 10-ти бальной шкале в 10 балов.

   Данная оценка мероприятия позволяет сделать вывод о  том, что  рассмотренные вопросы имеют высокую степень новизны и практической значимости.  Практическую значимость в работе своего учреждения стажеры так же оценили в 10 баллов, так как предложенные методы можно использовать в повседневной образовательной практике  с  детьми с ОВЗ. Однако стажеры отмечают нехватку специалистов узкого профиля в своих учреждениях: логопедов, дефектологов. В связи с этим большие затруднения при переносе предложенных коррекционных технологий в свою педагогическую практику.   Особо присутствующие отметили высокий творческий потенциал педагогического коллектива, атмосферу доброжелательности и  высокого профессионализма в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.        

Директор школы                              О.В. Девяткина

Тьютор  ст. преподаватель КСОиЗДОИРОЗабайкальскогокрая –Куприянова О.П.