5 апреля 2016 в МКОУ СКОШ №10 г. Краснокаменска Забайкальского края в рамках модуля «Организация образовательного процесса для обучающихся с легкой, умеренной и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии в условиях реализации ФГОС ОВЗ проведено стажировочное мероприятие по теме «Развитие жизненных компетенций у учащихся с ОВЗ. Практикоориентированные технологии», который был рассчитан на 16 часов.
МКОУ СКОШ №10г. Краснокаменска является Региональным ресурсным центром по экспериментальной апробации ФГОС для обучающихся с ОВЗ.
В рамках данного образовательного модуля была представлена работа педагогического коллектива в вопросах формирования жизненных компетенций учащихся с умственной отсталостью и детей с задержкой психического развития, как одной из основополагающей составляющей стандарта для обучающихся с ОВЗ.
Стажировочное мероприятие (приказ по организации № 218 от 24 марта 2016 года) подготовила администрация ОО: руководитель СКОШ №10 Девяткина О.В., зам. директора по учебно-воспитательной работе Киселева С.А., тьютор Авезова А.А., учителя предметники: Володин С.П., Кургузова Л.В. психологи школы: Шульгина Е.В., логопед школы: Косых К.В.
Тьютором стажировочной площадки СКОШ №10 является Куприянова О.П. старший преподаватель кафедры специального образования и здоровьесберегающей деятельности ИРО Забайкальского края.
Работа стажировочной площадки была направлена на методическое сопровождение резельентных школ: на стажировке присутствовало 13 педагогов из Алек-заводского района, во главе с директором школы и зав. РМК.
Среди участников мероприятия были 43 стажера городских и районных школ Краснокаменского района (Целининская СОШ, Маргуцекская СОШ, Ковылининская СОШ, Средне-аргунская ООШ, Кайлайстуйская ООШ, Капцегайтуйская ООШ.
Категория стажеров: директора школы, заместители директора по учебно-воспитательной работы, специалисты Комитета по управлению образованием, учителя начальных классов.
В ходе мероприятия стажеры познакомились с опытом работы учителей-предметников, классных руководителей, специалистов службы сопровождения и администрации школы по формированию жизненных компетенций учащихся с умственной отсталостью и детей с задержкой психического развития, что позволило показать взаимосвязь формирования базовых учебных действий с предметами учебного плана для обучающихся с умственной отсталости, выявить особенности образовательных потребностей детей данной категории, выделить главные направления работы, обосновать с точки зрения ФГОС для ОВЗ систему оценки личностных достижений, разработанную консилиумом специалистов МКОУ СКОШ №10,отработать навыки применения метода групповой работы в инклюзивном классе.
Слушателям был представлен опыт в реализации программы базовых учебных действий, как части адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью. Данный материал был представлен наглядно, то есть стажеры могли получить методический продукт школы и применить в дальнейшем в свей практике.
В целом, программа стажировки включала:
- Практико-ориентированный семинар :
1. Программа планирования базовых учебных действий.
2.Роль сенсорной комнаты в развитии жизненных компетенций обучающихся с ОВЗ.
3. Практикоориентированные технологии в обучении и воспитании умственно отсталых школьников.
В ходе данного мероприятия стажеры на практике осмыслили необходимость формирования базовых учебных действий у умственно отсталых школьников, учились находить отличия между универсальными учебными действиями и базовыми, искали взаимосвязь формирования базовых учебных действий с формированием жизненных компетенций учащихся с ОВЗ. Познакомились с методами коррекционно-развивающего обучения, в частности, роли сенсорного развития в коррекции нарушений, а так же значении практикоориентированных технологий. Психолог школы познакомила с основными функциональными зонами сенсорной комнаты и влиянии их на развитие жизненных компетенций учащихся. Стажеры получили практическую возможность познакомиться с основными зонами сенсорной комнаты и спроектировать базовые учебные действия, которые можно сформировать посредством интерактивного оборудования. Директор школы О.В.Девяткина раскрыла суть коррекционно-развивающего обучения и применения практикоориентированных технологий в образовательной деятельности школы.
Участники мероприятия познакомились с методами индивидуальной и групповой работы, поучаствовали в групповом занятии, где смогли в практической деятельности увидеть особенности применения метода групповой работы в инклюзивном классе. Брали на себя роль слепого ребенка, с ДЦП и умственно отсталого, моделировали поведение обучающихся и педагога. Так же слушателям был предложен метод совместно-разделительной деятельности Г.И. Сколянского.
В ходе практических занятий стажеры познакомились с основными формами и методами формирования жизненных компетенций учащихся, таких как психологические и логопедические занятия, урок социально—бытового ориентирования. Были представлены такие методы работы с детьми с ОВЗ, как индивидуальная работа, экскурсия, технологии работы над созданием авторской книги.
В ходе анализа практического опыта по использованию педагогических приемов работы по формированию жизненных компетенций стажеры смогли отработать навыки по использованию сенсорного оборудования. Тьютор Авезова А.А. показала взаимосвязь урока СБО, экскурсии в почтовое отделение и жизнью учащихся через метод работы по авторской книге.
Свой опыт работы по использованию педагогических технологий в работе с детьми с ОВЗ по развитию жизненных компетенций на своих занятиях представили следующие педагоги:
- Индивидуальное логопедическое занятие с использованием интерактивного оборудования (логотренажер Дельфа- 142.1) тема «Домашние животные» - логопед Косых К.В. На данном занятии логопед продемонстрировала опыт работы с обучающейся со сложной структурой дефекта: задержка психического развития и сенсоневральная тугоухость 4 степени. В ходе данного занятия логопед использовала приемы работы по формированию базовых учебных действий таких как: воспринимать цель речевого высказывания и пользоваться ей в повседневной жизни, закрепить навыки произношения губных звуков и способы их дифференциации. Слушатели увидели особенности применения логотренажера по выработке правильного речевого дыхания, а также способности контролировать собственное устное высказывание.
- Свой опыт работы в сенсорной комнате представила педагог психолог Шульгина Е.В. Новизна и практическая значимость данного занятия заключалась в использовании сенсорного оборудования в коррекции зрительного восприятия у детей синдромом Дауна. С помощью арттерапевтических технологий психолог показала стажерам возможность коррекции произвольного внимания обучающихся. Стажеры увидели возможность переноса полученных знаний на занятиях по окружающему миру и математике в индивидуальную коррекционную работу с психологом в сенсорной комнате. Стажеры наглядно увидели, как можно, используя сенсорное оборудование, в частности тактильные ячейки, переносной светящийся модуль, корригировать цветоощущения у детей с сложной структурой дефекта.
По результатам анкетирования, самыми удачными, интересными и специфическими стали мероприятия:
1. Способы применения совместно-разделительного метода обучения и групповой работы с детьми на уроке. -
2. Технологии работы с авторской книгой
Результатом самостоятельной работы слушателей было выполнение следующих стажировочных заданий:
1. Разработка требований к оценке базовых учебных действий
2.Анализ учебных занятий с точки зрения формирования жизненных компетенций у учащихся с ОВЗ.
Итогом работы стажировочной площадки стало интерактивное консультирование представителей Алек-заводского района. В ходе консультации администрация школы и педагоги провели экскурсию по школе, познакомили с особенностями организации образовательного процесса. Директор школы провела подробную консультацию по нормативно-правовой базе учреждения в условиях перехода на ФГОС ОВЗ. Специалисты Регионального ресурсного центра представили рабочие программы по предметам, а также специальные индивидуальные программы развития.
Контроль знаний, навыков, усвоенных стажерами, проведено через тестирование, показавшее объективные результаты стажировки с точки зрения ее участников.
Результаты:
46 участников стажировки (100% ) оценили стажировочное мероприятие по 10-ти бальной шкале в 10 балов.
Данная оценка мероприятия позволяет сделать вывод о том, что рассмотренные вопросы имеют высокую степень новизны и практической значимости. Практическую значимость в работе своего учреждения стажеры так же оценили в 10 баллов, так как предложенные методы можно использовать в повседневной образовательной практике с детьми с ОВЗ. Однако стажеры отмечают нехватку специалистов узкого профиля в своих учреждениях: логопедов, дефектологов. В связи с этим большие затруднения при переносе предложенных коррекционных технологий в свою педагогическую практику. Особо присутствующие отметили высокий творческий потенциал педагогического коллектива, атмосферу доброжелательности и высокого профессионализма в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Директор школы О.В. Девяткина
Тьютор ст. преподаватель КСОиЗДОИРОЗабайкальскогокрая –Куприянова О.П.