Мероприятия заключительного дня VII Всероссийского симпозиума с международным участием «Современные тенденции и перспективы развития доступного и качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья» (19-21апреля 2017 г.) проходили 21 апреля 2017 г. на базе Читинского техникума отраслевых технологий и бизнеса.

Перед началом официальной части симпозиума доброй и светлой ноткой прозвучали детские выступления творческих коллективов ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир» и ГОУ «Черновская специальная (коррекционная) школа-интернат».

Президиуме пленарного заседания: Шибанова Н.М., к.п.н., заместитель министра образования Забайкальского края, начальник управления общего образования и воспитания, Дамбаева Б.Б., ректор ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», к.п.н. и Петров С.А., заместитель председателя Забайкальской организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов».

Формат пленарного заседания симпозиума предусматривал on-line трансляцию с подключением не только районов Забайкальского края, но и других регионов РФ: Москвы, Бурятии, Хабаровского края, Иркутской, Амурской, Ростовской областей.

Симпозиум открылся приветственным словом коллеги из Монголии, которая в своем видео-выступлении подчеркнула актуальность проблемы доступности и качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья, требующей поиска и апробации новых подходов к организации комплексного сопровождения, а также плодотворного обмена опытом. Видео-выступление продолжил маленький концерт детского сада «Жимсэн» (консорциум русскоязычных садов района Хан-уул г. Улан-Батор, Монголия).

Шибанова Н.М. в своем докладе отметила высокую оценку педагогического опыта Забайкальского края, полученную в декабре 2016 года на Коллегии Министерства образования РФ, и вручила благодарственное письмо Губернатора Забайкальского края Перфильевой Е.А. («Черновская специальная (коррекционная) школа-интернат»).

Как основные тенденции развития практики образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Забайкальском крае, заместитель министра образования выделила следующие: до 2020 года реализуются государственные программы Забайкальского края «Доступная среда» и «Развитие образования Забайкальского края», а также вступает в силу реализация Концепции развития ранней помощи.

Докладчиком отмечено увеличение числа детей-инвалидов, для которых создается доступная среда; увеличение числа адаптированных для детей-инвалидов образовательных организаций, среди которых  учреждения, оказывающие комплексное сопровождение и раннюю помощь, учреждения дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования.

Определены целевые приоритеты: доступность качественного образования и успешной социализации детей с ОВЗ, расширение возможностей обучения детей с ОВЗ в неспециализированных образовательных учреждениях, создание образовательными организациями условий для развития жизненных компетенций детей-инвалидов, контроль за деятельностью ПМПК, создание консультативных пунктов на базе ДОУ и СКОШ.

Особо выделена такая приоритетная задача, как информационная открытость системы образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Так, в настоящее время доступен сайт «Краевое родительское собрание», начал работу и новый проект – межведомственный сайт «Особый ребенок».

Маллер А.Р., доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (г. Москва), в своем видео-выступлении рассказал об опыте инклюзивного образования зарубежных коллег (Австрия, Финляндия, Швеция), а также дал обзор собственных научных публикаций, посвященных проблеме социализации детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

О проблемах реализации ФГОС НОО ОВЗ говорилось в видео-выступлении Ворошиловой Е.Л., зав. кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (г. Москва). Докладчик представила нормативно-правовую информацию об актуальных вопросах, волнующих родителей и педагогов: статус ребенка с ОВЗ, содержание заключения ПМПК, реализация рекомендаций ПМПК образовательной организацией, отличие АООП от АОП, права и обязанности родителей как полноправных участников образовательных отношений.

Ли С.М., к.ф.н., директор ГОУ «Центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения «ДАР» Забайкальского края в своем докладе «Реализация концепции развития ранней помощи в Забайкальском крае» подчеркнула актуальность данной проблематики, являющейся в настоящий момент одним из приоритетных направлений. Докладчик отметила, что в соответствии с утвержденной Правительством РФ 31 августа 2016 г. Концепцией в Забайкальском крае реализуется модель организации ранней помощи с открытием служб ранней помощи и внедрением новых технологий, сосредоточенных на базе нескольких организаций образования, социального обслуживания населения и медицинских.

Приоритетными направлениями реализации Концепции развития ранней помощи Ли С.М. называет следующие: создание консультативных пунктов на базе всех ДОУ и СКОШ, разработку индивидуальной программы ранней помощи в рамках региональной программы ранней помощи, доработку правовых основ и методического обеспечения функционирования программы, своевременное начало оказания помощи, территориальную и финансовую доступность ранней помощи, подготовку квалифицированных кадров, управление качеством услуг ранней помощи, создание информационной региональной базы, организацию мониторинга ранней помощи.

Петров С.А., заместитель председателя Забайкальской организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», в своем выступлении «Создание доступной среды как условия получения доступного и качественного образования детей-инвалидов» отметил, что на 1 января 2017 года в Забайкальском крае числится 4 874 детей-инвалидов. Докладчик обратил внимание участников симпозиума на такие параметры доступной среды, как «Физическая доступность» и «Доступность услуги».

Об оказании психиатрической помощи детям с интеллектуальными нарушениями говорила Пасько Л.Б., врач-психиатр, зав. отделом детско-подростковых служб ГК УЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница им. В.Х. Кандинского», отметив, что по распространенности психических нарушений у детей Забайкальского края лидируют непсихотические расстройства (ЗПР), второе место занимает умственная отсталость. Также наблюдается рост числа детей с аутизмом и увеличение количества детей с диагнозом «умственная отсталость».

Актуальной проблемой является некомпетентность родителей детей с психическими расстройствами в области информирования об учреждениях, оказывающих адекватную помощь. Пасько Л.Б. приоритетным направлением развития оказания психиатрической помощи детям выделила преемственность в работе с детьми, страдающими психическими расстройствами (сотрудничество районного врача-психиатра с диспансерным отделением Краевой клинической психиатрической больницы им. В.Х. Кандинского; взаимодействие краевой ПМПК с медицинскими учреждениями психиатрического профиля; взаимодействие между учреждениями здравоохранения, образования и социальной защиты в районах края, где не предусмотрены ставки узких специалистов-дефектологов, психологов, логопедов).

Эпова Н.П., к.пс.н., доцент кафедры управления образованием ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО (г. Ростов-на-Дону), в своем видео-выступлении рассказала об организации адресной системы поддержки и сопровождения развития профессиональных компетенций педагогов инклюзивного образования в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ на примере Ростовской области.

Выступающие пожелали участникам симпозиума активной и конструктивной работы на запланированных консультационных, презентационных и дискуссионных площадках.

Доклады:

  1. Тенденции развития практики образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Забайкальском крае

    Шибанова Н.М., заместитель министра образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, к.п.н.

    Презентация

  2. Актуальные проблемы реализациии ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

    Малер А.Р., доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии, к.п.н.

    Видео

    Ворошилова Е.Л., доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии, к.п.н., доцент ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

    Видео

  3. Реализация концепции развития ранней помощи в Забайкальском крае

    Ли С.М., директор ГОУ «Центр психолого-педагогического, медецинского и социального сопровождения «ДАР» Забайкальского края, к.ф.н.

    Презентация

    Видео

  4. Создание доступной среды как условие получения доступного и качественного образования детей с инвалидностью

    Петров С.А., заместитель председатель Забайкальской организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов»

    Презентация

    Видео

  5. Оказание психиатрической помощи детям Забайкальского края

    Пасько Л.Б., врач-психиатр, зав. отделом детско-подростковых служб ГК УЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница им. В.Х. Кандинского»

    Презентация

    Видео

  6. Об организации адресной системы поддержки и сопровождения развития профессиональных компетенций педагогов инклюзивного образование в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ

    Эпова Н.П., начальник отдела научно-методической работы, доцент кафедры управления образования ГБОУ ДПО «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовкий работников образования», к.пс.н.

    Видео

Аналитик Мысникова Э.А., доцент кафедры психологии и коррекционной педагогики ИРО Забайкальского края