Конкурс «Модели оптимизации здоровьесберегающей среды»
08 декабря 2015 г. В ИРО Забайкальского края состоялся конкурс «Модели оптимизации здоровьесберегающей среды», проходивший в дистанционном формате.
По итогам заочного этапа конкурса в число лидеров вышли пять образовательных организаций Забайкальского края из 22.
Выступления участников очного этапа оценивали эксперты в составе О.И. Матафоновой, зав. кафедрой специального образования и здоровьесберегающей деятельности ИРО Забайкальского края, председателя, Л.А. Тогоновой, консультанта отдела общего и специального образования Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, заместителя председателя, Л.К. Портновой, зав. кафедрой педагогики и психологии ИРО Забайкальского края, к.пс.н., Т.А. Девяткиной, и.о. ст. преподавателя кафедры специального образования и здоровьесберегающей деятельности в образовании, секретаря, М.В. Батуевой, ст. преподавателя Агинского ИПК.
Первой модель здоровьесберегающей среды представила Н.В. Мироманова, директор МБОУ «Молодежнинская средняя общеобразовательная школа». Целью проекта стало создание условий для формирования и развития у обучающихся установок активного, здорового, безопасного образа жизни, понимание личной и общественной значимости приоритета здоровья в системе социальных и духовных ценностей.
Система здоровьесберегающей деятельности школы осуществляется по следующим блокам: здоровьесберегающая инфраструктура школы, рациональная организация учебной и внеурочной деятельности учащихся, эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, реализация дополнительных образовательных программ, просветительская работа.
Здоровьесберегающая деятельность по данным блокам достигается за счет созданного на базе школы оздоровительного центра, получившего в 2011 году статус муниципального ресурсного центра.
Эксперты задали вопросы уточняющего характера о наличии в школе специалистов по медицинскому и психологическому сопровождению.
Модель оптимизации здоровьесберегающей среды представил Н. Бабужапов, директор МОУ «Орловская средняя общеобразовательная школа» Агинского района.
Цель проекта: формирование спортивной культуры учащихся через внедрение инновационных спортивных технологий в образовательный процесс школы.
Задачи:
2.Интегрировать основное и дополнительное образование спортивно-оздоровительной направленности.
3.Создать равные возможности для самореализации и социализации учащихся.
Проект реализуется через следующие мини-проекты:
4. Программа «Семейное многоборье».
Экспертов интересовали вопросы, затрагивающие паспортизацию здоровья школьников и организацию питания.
С.А. Матафонова, заместитель заведующей по воспитательно-методическойработе МБДОУ «Детский сад №24» г. Читы, представила модель оптимизации здоровьесберегающей среды детского сада.
Цель модели: создание версии оптимизации предметно-развивающей среды как ориентира для развития учреждения и улучшения качества образовательной деятельности.
Задачи:
-изучить нормативно-правовую базу: санитарно-гигиенические нормы, учебно-методическую и научно-техническую литературу;
-провести оценку целесообразности педагогического опыта детских дошкольных учреждений по модернизации предметно-развивающей среды;
-проанализировать отдельные сегменты организации в ДОУ с точки зрения соответствия ФГОС ДО;
-разработать дизайн-проект в соответствии с ФГОС ДО.
Ожидаемые результаты: приведение предметно-развивающей среды учреждения в соответствие с федеральными стандартами.
Подробно было отражено несколько направлений модели:
-организация питания;
-медицинское обслуживание;
-физическое воспитание;
-предметно-развивающая среда.
Содержание проекта «Здоровое поколение» осветила в своём выступлении Е.А. Тюменцева, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №19 г. Читы.
Цель проекта: построение здоровьесозидающей образовательной среды, функционирующей на основе идеологии культуры здоровья, предполагающей формирование здорового образа жизни и организацию здоровьесозидающего уклада ОУ.
Задачи проекта:
- построение внутренней среды МБОУ СОШ №19, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса и безопасность обучающихся и педагогов;
- создание системы организационно-методического сопровождения администрации и специалистов МБОУ СОШ №19 в области решения проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся на основе взаимодействия с различными социальными партнерами;
- освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование здоровье сберегающих технологий урока;
- планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся;
- развитие медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физического состояния учащихся;
- развитие системы внеурочной, кружковой, внеклассной и внешкольной работы с целью формирования здорового образа жизни учащихся;
- целенаправленное повышение квалификации участников проекта по направлению «Здоровьесберегающие технологии в школе» через участие в тематических интеллектуальных мероприятиях, обобщение и распространение собственного опыта.
Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта:
- создание кадровых, материально-технических, информационных, научно-методических и социальных условий для здоровьесберегающей и просветительской деятельности, массового привлечения участников образовательного процесса к занятиям физкультурой и спортом;
- освоение педагогическим коллективом здоровьесберегающих технологий, использование современных средств обучения для построения здоровьесозидающей среды;
- повышение качества знаний учащихся на 10% и положительная динамика личностного роста обучающихся;
- освоение новых способов организации школьной жизни учащихся: школьное олимпийское движение, спортивное самоуправление, социальное проектирование – 100% охват учащихся;
- активизация участия учащихся и родителей в организации учебно-воспитательных мероприятий;
- снижение заболеваемости учащихся в течение учебного года – на 10%;
- отсутствие учащихся, имеющих вредные привычки;
- увеличение числа призеров в городских и областных спортивных соревнованиях – на 10%;
- оптимизация системы социального партнерства с учреждениями и службами города;
- расширение финансового обеспечения образовательного процесса через привлечение дополнительных источников финансирования.
Деятельность школы осуществляется по направлениям «Школьное питание», «Физическое воспитание», «Психологическая помощь». «Медицинское обслуживание».«Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Экспертами были заданы вопросы об использовании здоровьесберегающих образовательных технологий, результатах среза объёма домашнего задания.
Формирование здоровьесбеергающего пространства МОУ Красночикойская СОШ описала О.Г. Лунева, учитель физической культуры МОУ «Красночикойская средняя общеобразовательная школа».
Цель проекта: сохранение и укрепление здоровья школьников
в процессе обучения в соответствии с возможностями образовательного учреждения.
Задачи:
1. Изучить инфрастуктуру образовательного учреждения и скорректировать ее на здоровьесберегающую деятельность.
2. Определить рациональную организацию учебного процесса.
3. Проанализировать организацию физкультурно-оздоровительной работы в школе и повысить ее эффективность.
4. Организовать просветительско-воспитательную работу с учащимися, направленную на формирование мотивации к здоровому образу жизни, ценности здоровья.
5. Повысить квалификацию работников общеобразовательного учреждения, а также уровень знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья детей.
6. Вести систематическую профилактику и динамику наблюдений за состоянием здоровья детей.
7. Формировать гигиенические знания, умения и навыки через учебные дисциплины.
Основные направления здоровьесберегающей деятельности:
1 блок. Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения.
2 блок. Рациональная организация учебного процесса.
3 блок. Организация физкультурно-оздоровительной работы.
4 блок. Просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование мотивации к собственному здоровью, ценности здоровья и здорового образа жизни.
5 блок. Просветительско-методическая работа с педагогами и родителями.
6 блок. Профилактика и динамика наблюдений за состоянием здоровья школьников.
Экспертов интересовала выбранная школой форма фиксации результатов проекта и регламент школьного питания.
Аналитическая группа Горюнова Л.А., Степанова Н.В.