В рамках международной научно-практической конференции «Развитие систем оценки качества образования: методология и практика» состоялось заседание секции «Независимая система оценки качества образования: ключевые вопросы и действующие практики».
Модератор: Хренова Татьяна Петровна, заведующая кафедрой образовательного менеджмента ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», к.п.н.
Работа секции началась с доклада Хреновой Т.П. «Конкурсное движение как фактор развития качества регионального образования», в котором раскрыта роль конкурсного движения как одной из технологий независимой оценки качества образования. Было дано обоснование необходимости проведения краевых конкурсов резильентных школ, независимой системы оценки качества образования, ООП ООО, раскрыты аспекты качества образования, выявляемые в конкурсах.
Зимирев Георгий Иванович., к.с.н., руководитель ЛУРО, гл. специалист КО г. Читы, доцент кафедры образовательного менеджмента ГУ ДПО ИРО Забайкальского края», доцент кафедры социологии ЗабГУ, председатель правления РОО ЗабПО, раскрыл содержание проекта «Вектор 2016: формирование региональной модели независимой оценки качества образования в условиях Забайкальского края», разработанного региональной общественной организацией «Забайкальское педагогическое общество». В ходе реализации проекта планируется разработка модели независимой оценки качества образования (НСОКО) в Забайкальском крае. Докладчик выделил следующие компоненты модели:
- согласованная на уровне экспертного сообщества научно обоснованная система показателей качества образования соответствующего вида;
- подготовленная группа аудиторов (оценщиков);
- корректные технологии и процедуры оценивания;
- эффективная система информирования общественности и органов управления образованием о качестве образования.
Зимирев Г.И. подчеркнул, что независимая система оценки качества в отличие от государственной аккредитации и государственного контроля и надзора не носит тотального характера и проводится по инициативе общественных институтов (родительской общественности, регионального и муниципальных общественных советов по оценке качества, органов общественного участия образовательными организациями).
По мнению докладчика, создание НСОКО будет связано с активным использованием методов социологического исследования, экспертных оценок, переходом на управление, «основанное на фактах» образовательного менеджмента по результатам, и разработкой системы научно обоснованных показателей по оценке качества образования.
В ходе обсуждения доклада были подняты вопросы отбора школ для участия в проекте и подготовки экспертов для проведения оценки качества образования. Дамбаева Бальжит Балдандоржиевна, ректор ИРО Забайкальского края, высказала мнение о необходимости подготовки экспертов-тестологов на базе ИРО Забайкальского края, сотрудничестве с независимыми организациями, создания банка тестовых материалов для проведения независимой оценки качества образования.
Опытом проведения мониторинговых исследований в системе дополнительного профессионального образования в контексте качества образования поделилась Юдина Наталья Александровна, заведующая отделом мониторинга и социологических исследований ГУ ДПО ИРО Забайкальского края, познакомив участников секции с результатами социологических опросов среди слушателей курсов повышения квалификации. Выступающей был сделан вывод, что социологическое сопровождение процессов повышения квалификации дает возможность органам управления образования на основе научно обоснованных методов организовывать подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогических работников, т.е. через профессиональное развитие педагогов обеспечивать достижение высокого качества образования.
Задачи и проблемы подготовки квалифицированных специалистов (совершенствования качества подготовки специалистов) были затронуты в выступлении Заречновой Кристины Викторовны, заведующей отделом аттестации педагогических работников КЦОКО ГУ ДПО ИРО Забайкальского края, к.п.н. Участники секции обсудили перспективы развития региональной модели аттестации педработников, подготовку членов экспертных групп и критериев, используемых при аттестации.
Аналитическая группа Макеева Лилия Николаевна,
ст. методист КЦОКО ГУ ДПО ИРО Забайкальского края