21-22 октября 2015 года на базе ЗабГУ г. Читы проходила Международная научно-практическая конференция «Развитие систем оценки качества образования: методология и практика»

Всего в пленарном заседании конференции приняло участие более 250 педагогов и руководителей дошкольных и общеобразовательных учреждений, учреждений среднего и высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования, Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, гости из Китайской народной республики, Монголии, Республики Бурятии.

1Конференцию открыл Андрей Александрович Томских, первый заместитель министра образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, представив гостей конференции г-на Линь Байсюе, консула по вопросам образования, г-на Ли Цинвэй, консула по делам науки и техники, г-на Ли Цинбин, консула по делам экономики и торговли генерального консульства КНР в г. Иркутске, Д. Баяр, директора Монголо-Китайской школы, депутата Законодательного собрания Забайкальского края второго созыва, Доржиеву Дариму Дагбажалсановну, члена комитета по социальной политике, директора Агинской СОШ № 1.

В приветственном слове А. Томских обратил внимание на традиционность проводимой в Чите конференции и актуальность вынесенных на обсуждение вопросов, которые во многом совпадают с тематикой первой международной конференции «Эволюция оценки качества образования», посвященной качеству школьного образования (г. Москва, 15 октября 2015 г.).

Значимость открывающейся конференции отметила Алиса Николаевна Хатькова, и.о. ректора Забайкальского государственного университета, определив её в актуальности вопросов, вынесенных на обсуждение, возможности поделиться опытом по проблемам обеспечения качества образования.

2Господин Линь Байсюе отметил рост интереса к изучению китайского языка и высокий уровень его преподавания. Китайская народная республика делает многое в обеспечении преподавания китайского языка студентам и школьникам не только в Восточной Сибири, но и во всей Российской Федерации: направляет специалистов, волонтеров для преподавания, издает учебные пособия.  

Баяр Д., директор Монголо-Китайской школы, говоря о сотрудничестве с представителями системы образования Российской Федерации, выразил благодарность за возможность обмена опытом по проблемам оценки качества образования.

В своем докладе «О развитии региональной модели оценки качества образования» А.А. Томских обратил внимание на иерархичную структуру оценки качества образования, подчеркнув особую актуальность создания базового уровня – внутришкольной системы оценки качества образования и образовательных результатов. Оценка качества деятельности образовательного учреждения опирается на оценку индивидуальных достижений обучающегося как главного субъекта образовательного процесса. Следующий уровень иерархии – оценка качества муниципальной образовательной системы – формируется через интеграцию оценки качества деятельности образовательных учреждений с учетом социально-экономических условий конкретной административно-территориальной единицы. Оценка качества образования региона образуется путем агрегирования оценок муниципальных образовательных систем с учетом социально-экономических показателей развития субъекта Федерации (средняя заработанная плата по региону, уровень безработицы и т.д.).

Оценка качества образования на всех уровнях осуществляется для формирования информационной основы принятия управленческих решений, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей населения, поступательное движение системы образования, обеспечение социально-экономического развития края, что отражает переход от управления на основе предписаний к управлению на основе оценки и анализа процессов, происходящих в системе образования.

В дальнейшем выступающий осуществил ретроспективный анализ формирования региональной системы оценки качества образования, сделав вывод о ее поэтапном и поступательном развитии начиная с июня 2004 г. В настоящее время в развитии модели региональной системы оценки качества образования А. Томских выделил ряд актуальных позиций:

- достраивание системы публичной объективной оценки результатов образовательной деятельности для всех её участников, через Общественный Совет Министерства образования Забайкальского края и независимых операторов;

- определение источников финансирования поскольку этот вопрос является ключевым и чем выше степень финансовой свободы, тем выше уровень объективности оценки и наоборот;

- развитие информационного портала службы оценки качества с целью обеспечения открытости системы оценки и доступности к информации разным группам пользователей;

- функционирование экспертно-аналитической группы, обеспечивающей качество анализа собираемой информации; 

- развитие кадрового потенциала.

В тоже время докладчик выделил ряд проблем, характерных для современного этапа развития РСОКО. Среди основных задач перспективного развития были названы следующие:

- достраивание системы объективной оценки качества образования и результатов образовательной деятельности для всех её участников;

- выстраивание системы подготовки и профессиональной переподготовки педагогических и управленческих кадров в области оценки качества образования, системы подготовки специалистов для обеспечения правильности проведения контрольно-оценочных процедур по новым технологиям и использования их результатов в образовательной практике;

- совершенствование нормативного правового обеспечения региональной системы оценки качества образования;

- развитие инфраструктуры региональной системы оценки качества образования, создание ГУ КЦОКО, создание и развитие сети лабораторий (центров) оценки качества образования в муниципальных районах края, разработка единой информационно-технологической платформы СОКО на всех уровнях;

- создание и развитие современных и эффективных внутришкольных систем оценки качества образования и образовательных результатов;

- развитие систем независимой оценки качества образования на региональном, муниципальном уровнях и на уровне образовательной организации;

- развитие механизмов общественной и общественно-профессиональной экспертизы, подготовка общественных экспертов и независимых аудиторов по оценке качества образования;

- создание банка валидного инструментария педагогических измерений и надежных контрольно-оценочных процедур, регионального банка валидной образовательной статистики; обеспечение доступа к нему различных категорий пользователей (школы, управления образования, вузы, родители, учащиеся, учителя, представители общественных структур т.д.).

Таким образом, развитие региональной модели оценки качества образования позволит создать условия повышения качества образовательных услуг, оказываемых населению через усиление потоков информации о качестве и результатах образования и включения в процесс оценивания максимального круга субъектов, не входящих в систему образования: родителей, членов общественных советов, независимых общественных организаций, СМИ и других заинтересованных лиц.

3Доклад проректора по учебной работе ЗабГУ Светланы Ефимовны Старостиной «Многопрофильный вуз в регионе: новое качество высшего профессионального образования» был посвящен вопросам качества высшего профессионального образования в Забайкальском крае. Развитие систем управления качеством образовательных услуг, формирование современной модели взаимодействия учреждений профессионального образования с работодателями осуществляется на основе учета требований профессиональных стандартов, которые обсуждаются на конференциях, «круглых столах», организуются исследования по данной проблематике.  

Новые социально-трудовые отношения на основе профессиональных стандартов требуют дальнейшей модернизации высшего образования. В ближайшее время запланирована структурная перестройка высшего профессионального образования, в том числе создание многопрофильных университетов - региональных опорных вузов, основная задача которых – подготовка специалистов, востребованных, в первую очередь, на рынке труда своего региона.

Новое качество высшего образования в Забайкальском государственном университете, по словам выступающей, определяется по критерию содержания и результатов деятельности субъекта кооперационных связей предприятий и организаций различных форм собственности; других вузов; образовательных учреждений иных уровней; международных вузов и организаций в трансграничном регионе (Россия, Китай, Монголия); научно-исследовательских образований; властных структур и органов местного самоуправления; институтов гражданского общества и будут представлены различными формами стратегического интеграционного взаимодействия.

Формы стратегического интеграционного взаимодействия определены как конкретные комбинации перспективных интеграционных контактов вуза с субъектами внешней среды и представлены следующими формами и их сочетаниями в деятельности университета: базовые кафедры, многоуровневый образовательный комплекс непрерывного обучения, общественно-политический альянс экспертно-научного плана, орган координационной деятельности по конкретной сфере деятельности, интеграционные связи с научно-образовательными организациями РФ.

В заключение докладчик предложил в рамках настоящей конференции обсудить проблему международного сотрудничества по содействию развитию независимой оценки качества образования на всех уровнях и институционального определения этого сотрудничества в виде международной ассоциации организаций в сфере образования по содействию независимой оценки качества образования.

В телевыступлении научного руководителя Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, Президента Евразийской Ассоциации оценки качества образования Виктора Александровича Болотова был сделан акцент на методологии и практике развития систем оценки качества образования. Анализ информации из регионов о развитии СОКО позволил сделать вывод о том, что не везде РСОКО развивается системно. Для обсуждения были предложено несколько положений по формированию СОКО: планирование, ориентированное на результат, переход от надзора за качеством на управление качеством.

         Определяя качество образования как индивидуальные достижения обучающихся, соответствие материально-технической базы, образовательных программ (процесса) требованиям ФГОС, выступающий сформулировал несколько вопросов, которые должны быть рассмотрены при проектировании РСОКО.

Так при планировании исследования индивидуальных достижений обучающихся необходимо понимать следующее: что должны оценивать, что мы хотим измерять при оценивании достижений, кто будет пользоваться результатами, кто и какие действия может совершить, используя материалы измерений (учитель, директор, учредитель, родитель), как полученные результаты будут соотноситься с другими измерениями, зачем их проводите, какую проблему вскрывают измерения.

Часто регионы сами делают измерительные материалы, но соответствуют ли они требованиям к разработке тестовых материалов. Для этой процедуры нужны тестологи в регионе, иначе результаты исследования будут спорными.

         В процедуре проведения измерений важно кто их проводит. Если учитель проводит измерение, и его результаты будут влиять на аттестацию педагога, возникает проблема безопасности, предотвращения несанкционированного вмешательства взрослых в процедуру.

Необходимо просчитать. какие факторы влияют на проведение испытания, в том числе языковой барьер, профиль в старшей школе, социально-экономический статус семьи, населенного пункта. Отсутствие контекстного анализа затрудняет использование результатов. При интерпретации результатов должна учитываться категория пользователей, от чего будет зависеть язык изложения, объем информации и т.д.

При проведении рейтингования необходимо использование контекстного анализа. Ведь если школа единственная в микрорайоне, то результаты рейтингования бессмысленны, т.к. невозможно сравнить эту школу с подобной.  

Особое внимание докладчик уделил формированию информационного пространства РСОКО. Регламент сбора, передачи, использования информации разрабатывается исключительно на основе законодательства, но результаты должны быть доступны всем от родителей до депутатов.

Учет вышеизложенных положений, по мнению В.А. Болотова, позволит повысить эффективность работы по оценке качества образования.

Бюраева Юлия Григорьевна, ведущий научный сотрудник отдела региональных экономических исследований Бурятского научного центра СО РАН, в докладе «Предпосылки становления системы оценки качества профессионального образования в Республике Бурятия» остановилась на анализе проблем развития профессионального образования в регионе, результатов исследования рынка труда, что обуславливает необходимость формирования оценки качества профессионального образования.

Анализ выявленных проблем в организации профессионального образования (низкая практикоориентированность обучения, неэффективность стажировок студентов) позволил предложить пути их решения. Наиболее сложным становится учет потребностей рынка труда в Республике Бурятия при формировании структуры набора абитуриентов (направления подготовки, контрольные цифры приема) организаций профессионального образования. 

Стабильно наблюдается большое количество выпускников по экономическим, гуманитарным и управленческим специальностям. В то время рынок труда испытывает перманентную потребность в квалифицированных рабочих в строительной отрасли, врачах и среднемедицинском персонале. Все это приводит к дисбалансу в развитии трудовых ресурсов.

В этих условиях гарантией востребованности новых кадров на рынке труда, по мнению докладчика, становится качество профессиональной подготовки. Поэтому при разработке системы оценки качества профессионального образования в Республике Бурятия докладчик предлагает обратить первоочередное внимание на изучение возможности системы профессионального образования отвечать как на текущие запросы рынка труда, так и на перспективные потребности развития экономики; анализ спроса со стороны студентов и учащихся на получение компетенций, востребованных на современном рынке труда; оценку соответствия этого спроса предложению образовательных услуг в системе профессионального образования и т.д.

Следующий выступающий декан психолого-педагогического факультета Забайкальского государственного университета, председатель Общественного совета по независимой оценке качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, при Министерстве образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Татьяна Константиновна Клименко, остановилась на проблеме определения методологических подходов к построению СОКО в средней школе. Отметив, что методология качества образования находится в стадии становления, докладчик обратила внимание на имеющиеся научные исследования по данным проблемам в Забайкальском крае.

В условиях глобализации законом становится опережающее развитие качества человека, качества образовательных систем и качества общественного интеллекта, неизмеримо повышается роль образования. Важным становится не массовость образования, а его качество.  Квалитативная революция в мире обусловила переход от качества товаров к качеству технологий и производств, далее к качеству систем управления качеством и к качеству образования.

Полипарадигмальность образования понимается как допустимость существования нескольких методологических систем. Существуют различные подходы к определению качества образования, что влияет на формирование методологических подходов к построению системы оценки качества образования.  Докладчик предложила использовать системно-деятельностный, процессный и компетентностный подходы.

Системно-деятельностный подход основывается на том, что качество образования с одной стороны рассматривается как система, а с другой как подсистема, входящая в состав метасистемы образование. Качество образования как системное явление имеет свои подсистемы (качество субъекта, качество объекта, качество процесса, качество нормы, требований). Системообразующим фактором является качество норм, требований, которое как система входит в состав системы цель образования.

Данный подход в построении внутришкольной системы оценки качества образования был обобщен в диссертационном исследовании директора средней общеобразовательной школы № 49 г. Читы Р. Никонова. Его использование требует подготовки специалистов в школе, наличия системы критериев, разграничения полномочий членов педколлектива.

Процессный подход базируется на определении того, что процесс – это организация ресурсов, процесс – это организованная деятельность. Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2001 процесс – это совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы и выходы.

Процесс – последовательность исполнения функций (работ, операций), направленных на создание результата, имеющего ценность для потребителя, при которой становится обязательной определение лица, ответственного за реализацию каждого процесса.

Компетентностный подход опирается на определения компетенции (знания и опыт в той или иной области) и компетентности (опыт успешного осуществления деятельности по выполнению определенной компетенции).

Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но делает упор на умение приобретать, перерабатывать и использовать полученные знания самостоятельно. Существенным становится не то, что нового узнал ученик в школе, а то, чему он научился. Его использование требует компетентности руководителей образовательных организаций в создании менеджмента качества.

Построение СОКО в общем образовании сталкивается с определенными проблемами. Необходимы концептуальное единство в подходе оценки качества образования, координация усилий образовательных организаций по созданию СОКО, подготовка и сертификация специалистов, готовых проектировать СМК для каждого образовательного учреждения, и экспертов, привлекаемых для проведения процедур оценки качества образования, регламенты и положения по оценке качества образования.

Руководитель производственно-практического обучения студентов и службы маркетинга ГПОУ «Читинский политехнический колледж» Инесса Ивановна Шеханова представила опыт своего образовательного учреждения по формированию системы независимой оценки качества образования. Отправной точкой для работы в данном направлении стала заинтересованность в повышении конкурентоспособности как образовательного учреждения, так и его выпускников.

Докладчик подробно познакомила с системой оценки качества образовательных услуг со стороны работодателей и обучающихся.  Представители работодателей (всего более 10 предприятий и организаций города) привлекаются в качестве внештатных экспертов к проведению промежуточной аттестации по профессиональным модулям и контрольных срезов по профессиональным модулям при процедуре аккредитации, в качестве председателей экзаменационных комиссий при государственной итоговой аттестации.

В течение трех лет ежегодно проводится анкетирование целевых групп работодателей с целью выявления удовлетворенности качеством подготовки, профессиональной компетентности, востребованности студентов и выпускников колледжа и определения возможности дальнейшего сотрудничества по различным направлениям деятельности.

Данные последних лет отражают стабильную тенденцию увеличения числа положительных оценок по ГИА выпускников, что говорит о повышении качества подготовки выпускников. По процедуре НСОКО обучающиеся участвуют в оценивании содержания, организации и качества образовательного процесса. Основные пожелания студентов при анкетировании касались вопросов улучшения стипендиального обеспечения и материально-технической базы. Колледж успешно прошел институциональные уровни оценки качества образовательной деятельности в декабре 2014 г. при лицензировании трех новых специальностей «Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте», «Садово-парковое и ландшафтное строительство», «Страховое дело» и в марте 2015 г. при аккредитации. В 2014 г. независимая оценка качества образовательной деятельности колледжа была проведена силами специалистов Министерства образования, науки и молодежной политики края с помощью преподавателейи студентов Забайкальского государственного университета. По ее результатам ЧПТК стал лучшим среди учреждений СПО.

В завершение докладчик выделил проблемы при формировании и проведении НСОКО в Забайкальском крае. Требуется не только правовые механизмы реализации полномочий, но и наличия организационных условий, а также финансовой обеспеченности проведения данных мероприятий.

В докладе «Социологические характеристики региональной системы оценки качества образования: модель построения» руководитель ЛУРО, главный специалист Комитета образования г. Читы, доцент кафедры социологии ЗабГУ Георгий Иванович Зимирев представил роль социологии в формировании системы оценке качества образования на всех уровнях функционирования. Одинаково равное значение имеют как теоретико-методологический потенциал социологии - комплекс актуальных для управления качеством образования идей, концепций и теорий, так и научно обоснованные, корректные и валидные инструменты сбора, анализа и интерпретации социологических данных, востребованные для построения региональной системы оценки качества образования.

 В оценке качества образования имеют значение как объективные (условно) показатели, зафиксированные в образовательной статистике, так и субъективные показатели (например, «удовлетворенность граждан качеством образовательных услуг»), которые могут быть получены только с помощью репрезентативных социологических исследований.

Докладчик подробно остановился на требованиях к построению системы оценки качества образования с позиций системной организации сферы образования, институтов образования, системного характера связей различных её элементов, в заключении были сформулированы проблемы, требующие решения при формировании СОКО в Забайкальском крае.

Во-первых, в связи с изменениями стандартов и нормативно-правовой базы ОСОКО, требуют переработки методика проведения социологического исследования и инструментарий анкетных опросов потребителей образовательных услуг. Они должны стать составной частью регионального и муниципальных стандартов качества.

Во-вторых, вызывает настороженность применение в опросе потребителей компьютерного анкетирования, так как это ставит под сомнение репрезентативность проводимого исследования, исключает контроль качества исследования. Сам факт того, что опросы проводятся самими образовательными организациями, без привлечения независимых социологических служб, также позволяет усомниться в объективности полученных результатов исследования. Необходимо планировать бюджеты подобных исследований или создавать службы социологического мониторинга на общественных началах, в том числе, например, в рамках социальной практики старшеклассников, профессиональных сообществ школьных психологов и социальных педагогов. 

В-третьих, нужно скорректировать практику применения выборочного метода в проводимых исследованиях.

В-четвертых, следует усилить аналитическую составляющую социологических исследований. Не только фиксировать полученные данные, отслеживать их динамику, но и выявлять факторные связи позитивных и негативных процессов в сфере образования, их корреляцию с объективными педагогическими показателями.

В-пятых, решить эти задачи можно, если руководители образования разного уровня осознают возможности социологии для управления процессом развития образования.

В качестве выводов Г. Зимирев сформулировал требования к РСОКО:

  1. должна базироваться на методологической основе концепции «качества жизни», системного подхода и принципах общественного договора;
  2. её структура должна представлять комплекс, состоящий из внутренних систем оценки качества образовательных организаций, муниципальных систем оценки качества, и элементов РСОКО на региональном уровне, включая институты и инструменты оценки качества образования общефедерального уровня; 
  3. её стержневым элементом должна стать детально разработанная научно обоснованная система показателей оценки качества образования, имеющих как объективный характер, так и субъективное измерение, выявляемое в результате опроса потребителей образовательных услуг. Эти показатели должны учитывать как требования законодательства, так и социальный заказ со стороны потребителей;
  4. в её рамках должны быть созданы структуры, выполняющие функцию оценки качества образования на уровне региона, муниципалитетов и служб внутреннего аудита образовательных организаций. В состав этих структур должны входить службы социологического обеспечения процессов оценки качества образования.

Кузьмина С.В, Кузнецова Л.И.,

аналитическая группа Забайкальского края