20.09.2017 года в рамках НПК модераторами Романюк Л.Б., ст. преподавателем кафедры гуманитарного образования ИРО Забайкальского края, Наделяевой О.Е., профессором кафедры гуманитарного образования ИРО Забайкальского края,  Дондоковой Р.П., ст. преподавателем Агинского ИПК работников социальной сферы Забайкальского края, к.п.н., была организована деятельность предметно-тематической площадки, объединившей учителей истории, обществознания, музыки, ИЗО, МХК. Более 30 человек участвовали в ее работе.

IMG_0091.jpeg

Вниманию присутствующих были представлены мастер-классы победителей регионального этапа Краевого конкурса «Современный урок в условиях реализации ФГОС» (методическая разработка). Попова О.Г., учитель истории и обществознания Акшинской средней общеобразовательной школы, представила участникам конференции фрагмент урока по теме «Со-Творение  урока как один из приемов системно-деятельностного подхода в преподавании предмета «История», продемонстрировав, как уроки такого типа способствуют ликвидации возможных пробелов в знаниях учащихся путем индивидуального и группового участия в ходе образовательной деятельности в учетом предельного уровня каждого обучающегося. Данная форма учебного занятия строится на организации творческой деятельности, способствующей формированию компетенций и достижению планируемых результатов.

Топоркова Г.Ф., учитель истории и обществознания, и Евдакова Е.Ю., учитель ИЗО Нарасунской средней общеобразовательной школы, провели мастер-класс по теме «Создание визуальных образов прошлого на уроках истории по курсу Древнего мира». Данный урок является бинарным, поскольку подготовлен и ведется двумя учителями одновременно, реализуюет цели двух предметов, но приводит учащихся к единому результату. Урок построен на работе разноуровневых групп и нацелен на формирование УУД, способствующих овладению умений сотрудничества, планирования деятельности, осознания собственной значимости и успешности, осознания плодотворной взаимосвязи учебных предметов, способствующей расширению содержания и развивающей сотворчество обучающихся. 

Входе дальнейшей работы педагоги школ края представляли опыт своей деятельности. Эпов А.Е., учитель истории и физической культуры МОУ СОШ с. Знаменка Нерчинского района,  поделился опытом организации и реализации исторических образовательных событий (военно-исторических реконструкций) в рамках школьного проекта «Играют мальчики в войну». Педагогом проводится большая подготовительная работа: обучающиеся изучают исторические факты, геральдику, особенности военной экипировки, изготавливают из подручных материалов оружие, знакомятся с нюансами ведения боя и др. Результатом деятельности является реконструкция военного события, в данном случае Ледового побоища. В ближайшее время начнется подготовка к реконструкции Ленинградской битвы.

Витошкина Л.Б., учитель истории МБОУ СОШ №13 г. Хилка, рассказала об использовании в своей деятельности методов дифференциации и индивидуализации. Главный упор при конструировании уроков педагог делает на мотивации, учете индивидуальных особенностей обучающихся, включенности каждого в работу. Предварительно учитель выясняет уровень знаний истории обучающихся (входящая анкета из 5 вопросов), впоследствии предлагая в ходе уроков разноуровневые задания базового, повышенного и высокого уровней. Любой в праве выбрать себе задание по силам, получить соответствующую отметку.

Видягина Д.А., учитель истории с. Засопка Читинского района, познакомила участников конференции с понятием «индуктор» как способом мотивации, позволяющим от определение цели через решение проблемы идти обучающимся к результату.

Пляскина С.А. рассказала о новых подходах в преподавании истории в условиях перехода на линейную структуру исторического образования, определив основными в деятельности педагога-историка системно-деятельностный и культурно-антропологический подходы, отражающие историю как  непрерывный процесс обретения национальной идентичности,  логически увязанный с политическим и социально-экономическим развитием.  Важным становится освещение проблем духовной и культурной жизни в контексте мировых культурно-исторических процессов, учитывается этнокультурный компонент. Новые подходы способствуют выработке сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам и явлениям,  исключают возникновение противоречивых и взаимоисключающих трактовок исторических событий.

Целью мастер-класса Чаргаа Роберта Константиновна, учитель обществознания МОУ «Агинская СОШ №1» п.Агинское, поставила - показать  применение одной из  моделей постановки и решения  проблем на уроках обществознания,  способствующей познавательной и коммуникативной деятельности учащихся, выполняя следующие задачи:

  1. Анализ познавательных  и коммуникативных проблем учебной деятельности;
  2. Основные черты моделей постановки и решения проблем («ИДЕАЛ», «ФИШБОУН», «ШЕСТЬ ШЛЯП»);
  3. Принципы работы  демонстрируемой технологии  в ходе практического занятия.

Вологдина Наталья Леонидовна, учитель истории и обществознания МОУ  СОШ №78 п. Чернышевск, осветила из опыта работы - способы формирования понятийного аппарата на уроках истории и обществознания, которое достигается путем обеспечения высокого уровня мотивации обучающихся к раскрытию понятий через создание проблемных ситуаций, осуществление работы через сочетание урочной и внеурочной деятельности в условиях максимальной самостоятельности обучающихся  при общем руководстве учителя, применение методов развития критического мышления (кластер) и эвристического обучения (метод синектики, метод эмпатий, исследовательский метод).

IMG_0094.jpeg

Аналитическая группа:  Капустина С.А., ст. преподаватель

кафедры педагогики ИРО Забайкальского края

Бальжаева С.Б., методист учебно-методического

управления ИРО Забайкальского края