В соответствии с программой межрегиональной научно-практической конференции «Итоги и перспективы введения ФГОС общего образования: модернизация технологий и содержания обучения» 22 сентября 2017 года состоялся проблемно- презентационный семинар «Социальное партнерство и сетевое взаимодействие школ Забайкальского края как эффективный механизм повышения качества результатов обучения» в рамках реализации направления 2.2. ФЦПРО «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов».
В работе семинара приняли участие более 70 человек из 19 муниципальных районов Забайкальского края: руководители, члены стратегических команд 16 образовательных организаций-участников пилотного проекта в 2017году (МБОУ СОШ №20, МБОУ СОШ№52, МБОУ СОШ №7, МБОУ СОШ №24 г.Читы; МОУ СОШ с.Шишкино, МОУ СОШ с.Беклимишево Читинского района; МБОУ СОШ №92 г.Могочи, МБОУ СОШ №82 п.Ксеньевки Могочинского района; МОУ Челутайская СОШ Агинского район;, МОУ Подойницынская СОШ Балейского района; МОУ СОШ с.Южное, МОУ Хадабулакская СОШ Борзинского района; МБОУ СОШ с.Урюм, МБОУ СОШ п.Жирекен Чернышевского района; МОУ СОШ с.Нарын- Талача, МОУ СОШ с.Тыргетуй Карымского района), руководители образовательных организаций- стажировочных площадок (МБОУ СОШ №4 п.Карымское- Пушкарева М.И.; МБОУ СОШ №24 г.Читы – Чупрова И.Ю.); руководители и специалисты муниципальных органов управления образованием – кураторы пилотных школ: Евдокимов К.С., руководитель Комитета образования Карымского района, Зимирев Г.И., руководитель Лаборатории управления образованием Комитета образования г.Читы, Сампилова Ж. О., руководитель районного методического кабинета Агинского района, Эпова О. В., главный специалист Комитета образования Борзинского района, Звижулева И. Г.,зам. председателя Григорьева Э.И., начальник отдела Комитета образования Читинского района, Очкасова В.А., и. о. начальника Комитета образования Могочинского района, руководители, сотрудники Института развития образования Забайкальского края-тьюторы пилотных школ.
Среди участников семинара были руководители образовательных организаций – участников реализации проекта в 2018 году (МОУ Ононская СОШ Оловяннинского района, МБОУ СОШ.с.Шелопугино, МБОУ Вершино-Шахтаминская СОШ, МБОУ Копунская СОШ Шелопугинского района, МБОУ СОШ № 20 с. Линево Озеро Хилокского района, МАОУ Улётовская СОШ, МБОУ Нижнецасучейская СОШ, МБОУ Бальзинская СОШ Дульдургинского района, МБОУ СОШ с. Зюльзя Нерчинского района), руководители и специалисты органов управления образованием: Иванова Т.Н., председатель Комитета образования, Королева Е.В., зам председателя Путинцева М.Г., главный специалист Комитета образования Шелопугинского района, Томских О.В., главный специалист Комитета образования Ононского района, Бекетова К.А., главный специалист Комитета образования Оловяннинского района, Казакова Г.И, зав. районным методическим кабинетом Комитета образования Нерчинского района).
В работе семинара также участвовали Кочнева И.В., гл. специалист Комитета образования, Веснина Н.А., директор МБОУ Трубачевская СОШ Газимуро-Заводского района, Сафронова Л.В, директор МАОУ СОШ №6, Костюк Л.Ю, директор МАО « Гимназии №9» г.Краснокаменска, Ганичева Г.В, директор, Размахнина В.М. Лопинцева Л.А.− методисты МАУ «Городского научно- методического центра» г.Читы, Григорьева М.В, зав. районным методическим кабинетом Комитета образования, Бочкарникова Е.Н., директор МБОУ Верх-Усуглинская СОШ Тунгокоченского района и другие .
В ходе семинара руководители 16 образовательных организаций - пилотных школ - представили программы повышения качества образования в соответствии с Техническим заданием согласно Плану-графику выполнения работ по реализации регионального проекта в 2017году. Реализация школьных программ повышения качества образования как компонентов программ развития образовательных организаций нацелена на «перевод» пилотных школ в эффективный режим деятельности. В содержание программ повышения качества образования включены подпрограммы, направления, мероприятия с учетом результатов диагностико – аналитических исследований, проведенных стратегическими командами пилотных школ совместно с региональными выездными мобильными группами проекта, по выявлению, осмыслению причин низких результатов обучения, доминирования неблагоприятных социальных факторов. Приоритетными стратегическими направлениями по изменению социального статуса пилотных школ были названы: повышение профессиональной компетентности педагогов посредством разработки индивидуальных маршрутов профессионального развития, разработки и реализация школьных моделей учительского роста; повышение мотивации обучающихся в достижении образовательных результатов, индивидуализация обучения, разработка и использование новых подходов оценивания результатов обучения; включение обучающихся в разработку, реализацию социальных, учебных, исследовательских проектов, обновление структуры и содержания образовательной среды, организация сетевого взаимодействия пилотных школ и управленческих, педагогических объединений, организация взаимодействия пилотных школ, на условиях социального партнерства, с образовательными организациями-стажировочными площадками, учреждениями культуры, спорта, производственными коллективами, общественными организациями, бизнес-структурами, конкретизация и активизация работы с родителями, повышение информационной открытости пилотных школ и другие.
Подготовительный этап реализации школьных программ повышения качества образования, по мнению выступающих, позволил выявить комплекс взаимозависимых составляющих (условий, факторов, действий), потенциально обеспечивающих другие, более высокие образовательные результаты . При этом предстает неоспоримым аргумент о системности и качестве проектирования, планирования, реализации, анализа деятельности школы.
Руководители пилотных школ неоднократно говорили о том, что участие в проекте позволило заметно обновить подходы в управлении методической, воспитательной работой, обратить особое внимание на мотивационные механизмы повышения качества педагогической деятельности, совершенствование корпоративной культуры, инициирование в организации переговорных площадок с руководителями учреждений, компаний микрорайона, поселения.
В программу проблемно-презентационного семинара были включены презентации муниципальных программ повышения качества образования в соответствии с Техническим заданием муниципальным органам образования по выполнению работ по реализации проекта.
Представление муниципальных программ руководителями, специалистами муниципальных органов управления образованием усилило значимость участия школ в региональном проекте, усилило актуальность проблемы повышения качества образовательных результатов как современного социокультурного вызова.
В выступлениях руководители, специалисты муниципальных органов управления образования, муниципальные кураторы пилотных школ обратили внимание участников семинара на последовательность и взаимосвязь в достижении новых результатов образовательной деятельности управленческих, методических, воспитательных «шагов» и уровня их соответствия запросу современных школьников: качество управления ─ качество профессиональных компетенций ─ качество образовательных результатов обучающихся ─ качество образовательной деятельности школы.
Обобщая высказывания участников семинара об участии в проекте, можно словесно обозначить «точку роста» пилотных школ: «изменение самих себя, изменение отношения к делу, изменение в оценке результатов».
В заключительной части семинара сформулированы предложения по реализации программ повышения качества образования, выполнению Технического задания, рекомендации пилотным школам г.Читы, Читинского, Могочинского, Борзинского районов по участию в межрегиональном вебинаре «Социальное партнерство и сетевое взаимодействие школ Забайкальского края как эффективный механизм повышения качества результатов обучения» (29 сентября 2017г.)
Порш Л.А., зав. кафедрой образовательного менеджмента
ИРО Забайкальского края, к. ф.н.