В работе презентационной площадки приняли участие 19 человек, было заявлено 10 выступлений педагогов образовательных организаций г. Читы, Читинского, Борзинского, Дульдургинского, Карымского, Улетовского, Петровск-Забайкальского районов.

Открыла работу презентационной площадки Портнова Людмила Константиновна, заведующая кафедрой психологии и коррекционной педагогики ГУ ДПО ИРО Забайкальского края, к.пс.н. В приветственном слове к участникам симпозиума, она обозначила тему презентационной площадки, в ходе работы которой должна быть представлена коррекционная деятельность педагогов с детьми разных нозологических групп. Вниманию присутствующих предлагается работа трех больших групп детей с ОВЗ: с нарушением опорно-двигательного аппарата, расстройством аутистического спектра, нарушением интеллекта.

Открыла работу Барвинская Татьяна Владимировна, педагог-психолог социально-психологического центра «Дар», познакомив всех с темой своего выступления и обратив внимание на то, что данная работа применяется в своей практике крайне редко. Тем не менее методы телесно-ориентированной терапии в работе с детьми с НОДА нужно, по мнению выступающей, использовать в практике, если у детей сохранен интеллект. Татьяна Владимировна обобщила теоритический материал, где обозначила основную задачу системы обучения и воспитания детей с двигательными нарушениями - их социальную адаптацию и интеграцию в общество, отметив важность начала коррекции с раннего возраста.

В практической части своего выступления Татьяна Владимировна провела мастер-класс с педагогами по применению методов телесно-ориентированной терапии, по окончании которого было сделано заключение о том, что применяя данную технологию, нужно еще дополнительно пройти курсы повышения квалификации по данному направлению.

Следующей представила опыт работы с детьми с расстройством аутистического спектра при использовании адаптивной физической культуры Медведева Екатерина Евгеньевна, инструктор по адаптивной физической культуре ГУ ЦППМСП «ДАР». Екатерина Евгеньевна обозначила, что примерно 30% детей страдают сниженным мышечным тонусом. В своей практике педагог применяет следующие методы: игратерапия, АВА-терапия, сенсорная терапия, моторная азбука. Главной особенностью проведения занятий является цикличность проведения занятий. Занятие адаптивной физической культурой – это одно из важных способов лечения аутистов.

Формирование жизненных компетенций учащихся коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы раскрыли Попова В.И., учитель начальных классов, и Чипизубова Л.В., учитель-дефектолог МБОУ «Дульдургинская средняя общеобразовательная школа», где представили модель социального партнёрства, которая реализуется в интеграции образовательного учреждения, дополнительного образования, учреждений культуры, здравоохранения, а также использования материальной базы учреждений. Модель представлена в двух составляющих: образовательное пространство и социальное пространство.

Основной задачей своей работы с детьми по формированию жизненных компетенций учащихся Рубцова Валентина Ильинична, воспитатель ГОУ «Черновская специальная (коррекционная) школа-интернат», определила разработку и реализацию новых технологий формирования жизненных компетенций. Эта задача решается реализацией долгосрочного проекта «Жизненные навыки», рассчитанного на 4 года. Особый интерес вызвала у участников разработанная педагогом система оценки достижений.

Опыт работы по экологическому воспитанию детей с ОВЗ представила Недокушева Галина Александровна, ГОУ «Читинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа», продемонстрировав видеоролик «На природе», который заставляет задуматься об экологической проблеме. Приоритетным направлением в своей работе педагог считает воспитание в детях доброго и заботливого отношения к природе, любви к родному краю, чувства ответственности. Педагог представил разнообразные формы, методы, приемы, которые применяет в своей работе: экологическое лото, авторские экологические сказки, рассказ по сюжетным картинкам и т.д.

Продолжила представление опыта по данной теме Стрибежева Ирина Викторовна, учитель-логопед ГОУ Читинская СКОШ. Педагог считает, что применение дидактических эколого-речевых игр способствует развитию словаря и грамматического строя речи у дошкольников, формированию мотивации к природоохранной деятельности, вызывает интерес и желание ухаживать за природными объектами.

Интересный опыт «Нескучная автоматизация, или Как сделать процесс автоматизации звуков более эффективным» представила Адамова Юлия Петровна, учитель-логопед ГОУ «Борзинская специальная (коррекционная) школа-интернат». При проведении мастер-класса педагог представила несколько авторских пособий: «Задание в колодце», «Ежик», «Маски», «Елочка», «Колобок» и т.д., что вызвало большой интерес присутствующих.

Еще одно немаловажное направление в работе с детьми с нарушением интеллекта является трудовое воспитание. Систему трудового воспитания в школе-интернате презентовала Шарапова Ольга Викторовна, заместитель директора по УВР ГОУ «Урульгинская школа-интернат», представив вниманию участников симпозиума разработанную педагогическим коллективом программу «Школа жизни», в которой определены следующие направления: ручной труд, швейное дело, столярное дело, слесарное дело, штукатурное дело, вязание, художественная обработка швейных изделий.

Подводя итог работы презентационной площадки участники получили ответы на интересующие их вопросы, отметив, что представленный опыт полезен и необходим для развития детей с ОВЗ.

Аналитик Москвина С.В., методист факультета ДиНОО ИРО Забайкальского края