В декабре 2016 г. Забайкальский край участвовал в отборе региональных программ развития образования и стал победителем открытого конкурса субъектов Российской Федерации в рамках задачи 2. «Развитие современных механизмов и технологий общего образования» по мероприятию 2.2. «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов» в соответствии с Комплексом мер Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы.

В то же время в течение 2016 г. ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» участвовало в проекте «Выравнивание возможностей обучающихся на получение качественного образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях», реализуемого ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (г. Москва).

В течение 2017 года в Забайкальском крае будут проведены масштабные работы в целях реализации мероприятий 2.2. «Повышения качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях» Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы и проекта ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» «Выравнивание возможностей обучающихся на получение качественного образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях», который становится одним из направлений Плана Мероприятий 2.2., «идейно» объединяясь с ним.

Согласно «Плана-графика выполнения работ» в ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» 2-3 марта 2017 г. проведены мероприятия, направленные на обсуждение методологического, нормативного, организационно-методического обеспечения Типовых комплексных моделей учительского роста, предложенных АПКиППРО.

2 марта 2017 г. в рамках методической поддержки федеральный координатор региона, доцент, заведующая кафедрой методики преподавания истории, социально-политических дисциплин и права АПК и ППРО, к.п.н. Татьяна Владимировна Болотина провела совещание сотрудников ИРО Забайкальского края, осуществляющих тьюторское сопровождению команд педагогических работников школ с НРО и ССУ. В ходе совещания был сделан краткий обзор вариантов проекта Комплексной модели учительского роста с точки зрения структуры, содержания, целей, задач, основополагающих идей.

Далее был проведен методический семинар «Комплексная модель учительского роста: от повышения квалификации к системе профессионального роста педагогических работников», в работе которого приняли участие Болотина Т.В., Дамбаева Б.Б. ректор ИРО Забайкальского края к.п. н., Грешилова И.А. , проректор по научно-методической работе, к. ф. н. ИРО Забайкальского края, Порш Л.А., зав. кафедрой образовательного менеджмента, к.ф.н., Хренова Т.П., профессор кафедры образовательного менеджмента, к.п.н., Кузьмина С. В., доцент кафедры образовательного менеджмента, Осипова З.В., доцент кафедры образовательного менеджмента, Служаева О.С., старший методист кафедры образовательного менеджмента, Капустина И.П., старший методист кафедры образовательного менеджмента, Титова Е. Г., директор Центра сопровождения введения профессиональных стандартов ИРО Забайкальского края, Зимирев Г. И., главный специалист Комитета образования Администрации городского округа «Город Чита», к.с.н., стратегические команды МБОУ СОШ №7, МБОУ СОШ №24 г. Читы.

Программа методического семинара (Приложение 1.)

Раскрывая сущность, особенности, структуру и содержание Типовых моделей учительского роста (Приложение 2.), Т.В.Болотина подчеркнула: методологическим обоснованием определения понятия «профессиональный рост» Типовой комплексной модели учительского роста являются подходы М.М.Поташника, Е.В.Бондаревской.

  • Понятие «учительский рост» может рассматриваться в нескольких измерениях (профессиональный, карьерный, социальный). «Учительский рост» осуществляется при наличии условий (нормативно-правовых, финансово-экономических, материально- технических, организационно-кадровых) как на региональном уровне, так и институциональном (школьном);
  • Профессиональный рост предполагает наличие общих и специальных компетенций учителя;
  • Карьерный рост включает «горизонтальную», «вертикальную», «центростремительную», а также властную, статусную, монетарную карьеры педагога;
  • Социальный рост учителя вбирает показатели увеличения социально-демографического, социально-трудового благополучия, повышение уровня и качества жизни, улучшение жилищных условий, сохранение здоровья, повышение уровня образования, культуры, повышение уровня социально-психологического самочувствия;
  • Типовые комплексные модели учительского роста разработаны отдельно для группы школ с низкими результатами обучения, а также для группы школ, функционирующих в сложных социальных условиях;
  • Категориальные особенности школ определяют содержание, целевые установки, механизмы реализации и результаты Типовых комплексных моделей учительского роста;
  • Типовые комплексные модели учительского роста могут рассматриваться как основания для разработки региональных и институциональных (школьных) моделей;
  • Региональные и институциональные (школьные) модели учительского роста должны вбирать специфические особенности региона, школы в решении проблем повышения профессиональной компетенции педагогов.

Проектирование механизмов внедрения Типовых моделей учительского роста было целью работы стратегических команд школы с низкими результатами обучения и школы, функционирующей в сложных социальных условиях.

В состав группы МБОУ СОШ № 24 г.Читы вошли руководители и педагоги. Группа определила общий перечень механизмов внедрения моделей учительского роста:

  • механизмов диагностики уровня проявления профессиональной компетентности;
  • регистрации индивидуальных образовательных задач и возможностей педагогов;
  • программы учительского роста;
  • технологии модерации;
  • технологии тьюторства;
  • организация деятельности учителей-наставников;
  • организация деятельности волонтеров (педагогов, студентов, родителей и т.д.), участвующих в творческих инициативных группах;
  • школьная методическая служба, обеспечивающая методическую поддержку инициатив, проектов, участия педагогов в коллегиальных органах и общественных сообществах, творческих группах;
  • финансирование дополнительного штата специалистов, предоставление преференции для реализации специальных образовательных программ, учебных планов;
  • мотивация и стимулирование развития учительского роста.

В ходе обсуждения были отмечены особенности школы, ее сильные и слабые стороны. Участники обсудили проблемы выявления возможностей и профессиональных потребностей педагогов. Школа участвует в различных конкурсах, что является мотивирующим фактором повышения профессиональной компетентности педагогов.

Наиболее спорными оказались механизмы, связанные с диагностикой уровня проявления профессиональной компетентности и созданием программы индивидуального развития педагога. За основу оценки деятельности педагогов было предложено брать не абсолютный результат, а динамику развития. В результате обсуждения участники пришли к выводу, что в специфических условиях данной конкретной школы ведущим механизмом внедрения модели учительского роста может быть организация совместной деятельности всех участников образовательных отношений. Было отмечено, что такой механизм как финансирование дополнительного штата специалистов использовать в данной школе практически невозможно.

В работе 2 группы приняли участие заместитель директора МБОУ СОШ №7 г. Читы А.А. Ковалева, руководители методических объединений и педагоги данной школы Т.А. Грачева, Т.А. Белоглазова, С.В. Шеломенцева, главный специалист-эксперт Комитета образования г. Читы Г.И. Зимирев, преподаватели ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» Л.А. Порш, С.В. Кузьмина, О.С. Служаева.

Александра Анатольевна Ковалева представила краткий анализ условий функционирования школы:

  • из 387 учащихся школы 64 имеют статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (16%);
  • 9% родителей имеют высшее образование, а около 70% - не имеют никакого специального образования;
  • происходит старение педагогического коллектива, что приводит к нехватке кадров и большой учебной нагрузке коллектива;
  • из 29 педагогов только 1 педагог имеет высшую квалификационную категорию и 3 – первую категорию (ранее более половины педагогов имели квалификационные категории);
  • отсутствие учреждений дополнительного образования.

Но в школе созданы условия для психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, в штатном расписании есть ставки педагога-психолога, социального педагога, педагога-дефектолога, педагога-логопеда.

При анализе предложенной модели профессионального роста учителей, основанной на программе внутрифирменного обучения педагогов, были высказаны опасения в недостаточности данных мер. Необходимо внешнее сопровождение со стороны педагогов и/или специалистов ИРО и/или ГНМЦ (Городского научно-методического центра г.Читы). Требуется внешняя экспертиза рабочих программ по учебным предметам на предмет их соответствия ФГОС и реальности достижения запланированных результатов.

Одним из механизмов повышения качества обучения может стать развитие социального партнерства с общеобразовательными школами, находящимися в подобных социальных условиях, но с достаточно высокими образовательными результатами, проведение на их базе и/или силами их педагогов на базе СОШ №7 стажировок.

Необходимо повышение мотивации участия педагогов в профессиональных конкурсах школьного, муниципального уровней, в деятельности профессиональных сообществ (ассоциаций, виртуальных сообществ и т.д.).

Было высказано предложение об объединении выпускников школы прежних лет в ассоциацию с целью организации их взаимодействия с нынешними учениками, оказания помощи школе по реализации ООП, в том числе через создание материально-технических условий. Для организации участия выпускников прежних лет в аттестации педагогов необходимо внести изменения в положение об аттестационной комиссии.

Обсуждение результатов работы групп позволило констатировать:

  • Разработка и реализация институциональных (школьных) Комплексных моделей учительского роста требует научно-методического сопровождения стратегических (управленческих) команд школ.
  • При проектировании механизмов апробации Типовых комплексных моделей учительского роста в конкретной школе становится понятной необходимость не только дальнейшего осмысления содержания модели, целевых установок, но и разработки дополнительных разделов Модели, включающих описание влияния повышения профессиональной компетенции педагогов на изменения образовательных результатов обучающихся, итогов образовательной деятельности школы в целом.

В обсуждении следующего вопроса программы методического семинара «Нормативное обеспечение внедрения Типовых комплексных моделей учительского роста» была представлена видео-презентация Баграмяна Эммануила Робертовича, и.о. директора Центра мониторинга и оценки качества образования ФГАУ АПК и ППРО (г.Москва) (Приложение 3.).

По итогам работы в группах представители МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24» из всей нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность ОО, выделили блок нормативных локальных актов, определяющие мотивацию и стимулирование труда педагогов, обосновав это тем, что данный механизм является одним из основных в управленческой деятельности школ, функционирующих в сложных социальных условиях, и определяет эффективность взаимодействия администрации школы и педагогических работников. Они предложили внести дополнения в коллективный договор, должностные инструкции, важную роль отвели модератору, программе развития ОО (подраздел «ДПО и ППК, направленные на развитие учительского потенциала с учетом специфики школ, функционирующих в сложных социальных условиях»), организовать переговорные площадки через реализацию моделей сетевого взаимодействия образовательных организаций различных типов и уровней, разработать положения о временных творческих группах по направлениям деятельности, план контроля за реализацией профессионального роста педагогов в образовательной организации.

Во 2 группе представители МБОУ СОШ №7, в соответствии с проектом Плана мероприятий по апробации Типовой комплексные модели учительского роста, предложили к разработке следующие локальные акты:

  1. Положение о внутрифирменном обучении педагогов.
  2. Договор о сетевом взаимодействии школы.
  3. Договор об организации волонтерских групп.
  4. Положение о внутришкольных профессиональных педагогических конкурсах.
  5. Положение об Ассоциации выпускников.
  6. Положение о программе мониторинга образовательной деятельности.
  7. Положение о мониторинге реализации школьной Комплексной модели учительского роста и другие.

Участники методического семинара согласились с мнением выступающих о том, что локальные акты (количество, содержание структура), необходимые при реализации мероприятий, программ в рамках институциональной (школьной) Комплексной модели учительского роста, будут иметь специфические особенности, обусловленные наличием и глубиной проблем, ставших основанием идентификации с одной из тематических групп школ.

Вебинар «Комплексная модель учительского роста как механизм повышения качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях» состоялся 3 марта 2017 г. В его работе приняли участие сотрудники ИРО Забайкальского края, заместитель председателя Комитета образования Администрации городского округа «Город Чита» М.А.Секержитская, руководители школ, руководители методических объединений, педагоги более 20 общеобразовательных школ Забайкальского края - всего более 90 чел. Программа вебинара (Приложение 4.).

В начале вебинара с приветственным словом к его участникам обратилась Дамбаева Б.Б., ректор ИРО Забайкальского края, к.п.н.

Актуальность проблематики вебинара усиливается целями приоритетных направлений государственной политики в образовании. В декабре 2015 г. на заседании Госсовета Президентом Российской Федерации В.В. Путиным были обозначены основные проблемы развития общего образования и определены задачи на ближайшее время, сформулированные впоследствии в поручениях Правительству Российской Федерации. Одна из стратегических целей - повышение качества и эффективности образования, условием достижения которой может стать формирование Национальной системы учительского роста.

Разработка типовых моделей учительского роста рассматривается в контексте Мероприятий, направленных на выполнение задачи 2 Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы: («будут осуществлены меры по повышению профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций»; «Обеспечение внедрения ФГОС подразумевает комплекс мероприятий, направленных на сопровождение школ с низкими результатами обучения и школ, находящихся в неблагоприятных социальных условиях»),

Забайкальский край среди 45 субъектов Российской Федерации вступил в проект «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов», представив на конкурс региональный проект «Комплексная модель управления процессами повышения качества образования в школах Забайкальского края, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях: от организационно-педагогических решений к социальным эффектам».

Идея проекта: в повышении показателей образовательной деятельности, переводе школ в категорию «резильентных».

В августе 2016 г. в рамках реализации проекта ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной и профессиональной переподготовки работников образования» «Выравнивание возможностей обучающихся на получение качественного образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях» в г. Чита проводился межрегиональный семинар работников образования «Общественно-профессиональное обсуждение модельных региональных программ и методических комплектов, направленных на повышение эффективности реализации основных образовательных программ в общеобразовательных организациях с низкими результатами обучения», в котором участвовали руководители 77 школ Забайкальского края, входящих в группу школ «с низкими результатами обучения», а также « функционирующих в сложных социальных условиях».

Согласно требованиям Проекта Забайкальский край обязан включить в состав участников реализации не менее 20% школ. Следовательно, в реализацию мероприятий 2.2. включены 16 школ Забайкальского края, а также 5 школ, определенных в качестве стажировочных площадок для выявления, апробации, обобщения и тиражирования лучших педагогических и управленческих практик (Приложение 5).

Цель проекта состоит в практическом обеспечении комплексной модели управления процессами повышения качества образования в школах Забайкальского края с низкими результатами обучения, школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях посредством управленческих, ресурсных, обеспечивающих условий и механизмов, направленных на повышение основных показателей качества образовательной деятельности школ данной группы и их переход в статус резильентных.

Задачи проекта:

  1. Проведение анализа данных об образовательных результатах и внешних социальных условиях работы школ с целью идентификации группы школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
  2. Обоснование, институциональное закрепление управленческих, ресурсных, обеспечивающих условий и механизмов обеспечения комплексной модели управления процессами повышения качества образования в школах Забайкальского края с низкими результатами обучения, школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
  3. Формализация научно-методических и технологических характеристик региональных практик перевода школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, школ с низкими образовательными результатами в более эффективный режим деятельности.
  4. Обеспечение комплекса мероприятий по повышению качества педагогического и управленческого потенциала, материально-технической базы школ с низкими результатами обучения, школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
  5. Выравнивание возможностей доступа обучающихся к современным условиям обучения и образовательным ресурсам; создание механизмов учета особенностей контингента обучающихся в системах финансирования, оценки качества деятельности, оплаты труда школ и педагогов.
  6. Тиражирование на краевом и межрегиональном уровне лучших региональных практик перевода школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, школ с низкими образовательными результатами в более эффективный режим деятельности, поддержки их резильентных характеристик.

При этом самым важным акцентом выполнения Проекта станет разработка и внедрение региональной, муниципальных (18 МОУО) школьных программ (16 школ) повышения качества образования в этом кластере школ.

Федеральный центр мобильно заключил соглашение о выделении средств субсидии с регионом. Федеральная субсидия составит 1млн. 499 тыс. руб., региональная - 2 млн.143 тыс. руб. Средства субсидий предназначены на расходы по следующим направлениям:

  • повышение квалификации (общий объем часов не менее 38 час.; будет разработан пакет нормативных актов, заключены партнерские соглашения между «слабыми» и «сильными» школами; созданы профессиональные объединения, ассоциации, сетевые сообщества педагогов; не менее 200 педагогов должны пройти курсовую подготовку в Забайкальском крае, в том числе из других субъектов Российской Федерации);
  • организационно-методическое обеспечение (приобретение оборудования);
  • организация 5 межрегиональных семинаров (один семинар объединит не менее 50 участников из 5 регионов).

Кроме этого в рамках Проекта будут проведены мониторинги качества результатов обучения 3 раза в год (входной, промежуточный, итоговый), качества преподавания – 2 раза в год (входной и итоговый), качества управления – 1 раз в год, качества школьной среды – 1 раз в год.

Тематика следующего вебинара будет включать информацию о техническом задании школам, дорожной карте, нормативном обеспечении, видах работ, их объеме, сроках выполнения.

В комментариях видео-презентаций по проблематике нормативного обеспечения, механизмов внедрения Комплексной модели учительского роста (Приложение 3.) Т.В.Болотина, федеральный координатор региона, доцент, заведующая кафедрой методики преподавания истории, социально-политических дисциплин и права АПК и ППРО, к.п.н. отметила:

  • Типовые комплексные модели учительского роста включают основные направления повышения профессиональной компетентности педагогов.
  • Реализация основной идеи «учительского роста» в школах с низкими результатами заключается в постоянном сопровождении педагога (консультационные программы, учебно-методические пособия, работа методических объединений, сетевых сообществ, обучение по дополнительным профессиональным программам, стажировки и др.). В процессе профессионального развития педагогов школ, функционирующих в сложных социальных условиях, делается акцент на «выводе педагога из социального контекста» с использованием традиционных и инновационных технологий.
  • Типовые комплексных модели учительского роста включают разумное сочетание коллективного и индивидуального подходов в обучении педагогов, согласования позиций, мнений в процессе организации переговорных площадок, «равновесия» в принятии управленческих решений, поддержки рефлексивных действий.
  • Ожидаемыми результатами реализации Типовых комплексных моделей учительского роста являются положительные изменения в общих (мировоззренческих, коммуникативных, нормативно-правовых, психолого- педагогических, рефлексивных) и специальных (предметных, методических) компетенциях учителей, формирование дополнительных компетенций, восполнение профессиональных дефицитов, совершенствование опыта разрешения профессиональных проблем.

Далее Т.В.Болотина в выступлении «Оценка педагогических работников выпускниками прошлых лет при формировании и реализации системы учительского роста» (Приложение 6) обратила внимание участников семинара на сущность и назначение технологии учета результатов оценки педагогических работников выпускниками прошлых лет, подчеркнув, что назначение настоящей Технологии состоит в том, чтобы усилить объективность, открытость и публичность оценки труда учителя на основе изучения мнений, оценок, взглядов выпускников школ. При этом оценка педагогов выпускниками прошлых лет носит персонифицированный характер.

Общие требования к оценке:

  • адаптация к территориальным особенностям и особенностям деятельности, уклада конкретной общеобразовательной организации;
  • унифицированный характер процедур, правил, регламентов для всех участников процесса;
  • их понятность и прозрачность для всех участников процесса;
  • максимально возможная автоматизация, использование на всех этапах современных информационных технологий.

Три основные модели оценки педагогических работников выпускниками прошлых лет:

  • модель учета оценки педагогов выпускниками прошлых лет на основе весового коэффициента профессиональной компетентности учителя;
  • модель учета оценки педагогов выпускниками прошлых лет на основе участия выпускников в аттестации;
  • их понятность и прозрачность для всех участников процесса;
  • модель учета оценки педагогов выпускниками прошлых лет на основе публичного рейтингования.

Юдина Н.А., научный сотрудник кафедры образовательного менеджмента ИРО Забайкальского края в выступлении к вопросу «Технологии учета результатов оценки деятельности педагогических работников выпускниками прошлых лет». Говоря о проведении социологического исследования в рамках исследования учительского роста, Н.А. Юдина представила толкование понятия «учительский рост» как «достижение педагогом подтверждаемых результатами оценки уровней владения профессиональными компетенциями в единстве с общекультурным развитием педагога, развитием мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности», цель и задачи реализации модели учительского роста, нормативно-правовую базу, методику проведения социологического исследования с целью выявления мнений респондентов-выпускников прошлых лет, (окончивших школу не позднее 4-х лет назад) по оценке деятельности педагогов. (Приложение 7.)

Порш Л.А., зав. кафедрой образовательного менеджмента, к.ф.н.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7