Проект адресной методической помощи 500+
Круглый стол «Реализация проекта «500+» в Забайкальском крае: инновационный опыт, позитивные тенденции»
- Подробности
-
Опубликовано: 22 декабря 2021
Круглый стол «Реализация проекта «500+» в Забайкальском крае: инновационный опыт, позитивные тенденции» 17 декабря 2021годастал завершающим мероприятием, в соответствии с дорожной картой проекта. Цель проведения «круглого стола» − организация коммуникативной площадки для выявления и обмена мнениями руководителей общеобразовательных организаций, кураторов, муниципальных координаторов по формированию инновационного опыта, позитивных тенденций реализации федерального проекта «500+» в Забайкальском крае.
Открывая работу «круглого стола», с приветственным словом к участникам обратилась В.В.Гарднер, к.п.н., и. о. ректора ИРО Забайкальского края. Обобщив факты, усиливающие значение проекта в развитии управленческих, методических, педагогических механизмов повышения качества образования школ, муниципальной и региональной систем образования, Валерия Валерьевна, особо выделила необходимость анализа полученного опыта всех субъектов реализации проекта в крае : какие новые практики удалось сформировать; где можно использовать технологию кураторства; что требует доработки; что должно быть выведено в состояние «проблематизации» процесса сопровождения школ с низкими результатами обучения.
Грешилова И.А., к. ф. н., проректор по научно- методической работе ИРО, региональный координатор проекта «500+», подчеркнула, что обсуждение итогов реализации дорожной карты проекта в 2021 году одновременно является точкой «отсчета» событий федерального проекта 2022 года. Далее, сделав краткий обзор мероприятий, проведенных в рамках проекта, на региональном уровне, Ирина Александровна представила основные результаты реализации проекта в Забайкальском крае:
- в течение 2021года в ИРО реализации проекта «500+» было посвящено несколько событий: кураторский форум, межрегиональный научно- практический симпозиум, площадка инновационной образовательной сессии, региональный конкурс резильентных школ, вебинары, консультационные «часы» и другие;
-создана нормативно- правовая база реализации федерального проекта «500+» в регионе;
-осуществлен комплексный анализ данных о школе на основе методик, (разработанных ФГБУ «ФИОКО»), уровневой дифференциации рисков деятельности («базовый уровень рисков деятельности»; «умеренный уровень рисков деятельности») и определения 10 факторов риска, а также выбора рисковых профилей с помощью анкетного опроса руководителей, педагогов, родителей, обучающихся школ;
- определены типичные для школ, участников проекта «500+», рисковые профили: «низкий уровень оснащения школы»; «недостаточная предметная и методическая компетентность педагогических работников»; «низкая учебная мотивация обучающихся»; «высокая доля обучающихся с рисками учебной неуспешности»;
- в процессе реализации проекта проведен мониторинг вовлеченности школ, муниципалитетов, регионов в федеральный проект посредством содержательной экспертизы и экспертизы организации проекта;
-действенную адресную научно-методическую поддержку от ФГБУ «ФИОКО»; получили 47 школ, участников проекта, 30 кураторов школ, 26 муниципальных координаторов;
По итогам реализации проекта «500+» 17 школ Забайкальского края (из 47 школ – участников проекта) вышли из кластера «школы с низкими результатами». Забайкальский край, наряду с 20 другими российскими регионами, «вошел» в «зеленую зону», что указывает на позитивный результат в достижении повышения качества общего образования.
Участие в проекте «500+». Работа в команде.
Выступления Мензяновой Т.Н.,начальника отдела развития образования и инновационной деятельности Комитета образования муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район», Субботниковой Л.В., директора МАОУ СОШ № 7, Грачевой Т.А., директора МАОУ № 3 объединяла проблематика командной работы в реализации проекта. Несмотря на различие в статусах коллег (муниципальный координатор, куратор, директор школы) профессиональное взаимопонимание, организационная культура, точное целеполагание помогли формированию команды и обеспечили получение основного результата: МАОУ СОШ №3; МАОУ СОШ №4 вышли из кластера школ «с низкими результатами». Ельцина Ж.А, директор СОШ №4 на заседании РУМО (16.12. 2021г.) поделилась опытом разрешения проблем учебной неуспешности («Управление качеством образования на основе результатов Всероссийских проверочных работ»).
Л.В.Субботникова, куратор школ, рассказала о комплексе мер и мероприятий, разработанных и воплощенных проектной командой на муниципальном уровне и конкретно в каждой школе: многомерный анализ деятельности школ с целью выявления причин снижения образовательных результатов и осмысление преимуществ внутреннего потенциала школ, ресурсов дополнительного образования, коммуникаций с родительской общественностью; проведение муниципальных методических семинаров и методических «дней»; реализация муниципальных проектов «Сто «5», «Творческий экспресс»; организация «консультационных» дней, педсоветов, проблемных и проектировочных семинаров; разработка дорожных карт проекта и антирисковых программ.
Ответ Людмилы Васильевны, на вопрос о затруднениях в работе куратора, подтвердил объективность мнений всей группы кураторов проекта: новая функция, новый вид деятельности умножает ответственность и актуализирует психолого-педагогический, рефлексивный факторы сотрудничества.
Т.А.Грачева, директор СОШ №3, выразив благодарность Т.Н.Мензяновой, Л.В.Субботниковой, подчеркнула: в рамках участия школы в региональном проекте (по направлению 2. 2. ГПРО) разработана программа повышения качества образования. В настоящее время осуществляется реализация программы: педколлектив (100% учителей) непрерывно повышают квалификацию. Значительно обновилась материально-техническая база. Школа - участник проекта «Цифровая образовательная среда» (федеральный проект Современная школа» нацпроекта «Образование»). С целью возрождения духовных и нравственных основ казачества открыт кадетский класс казачьей направленности. Мероприятия программы повышения качества образования, командные усилия, реализация антирисковых программ способствовали повышению качества образовательных результатов.
Управление рисками. Вертикаль взаимодействия
Веневская С.А., муниципальный координатор, сообщила о работе по сопровождению МКОУ СОШ № 6, МКОУ СОШ №14 г.Балея, которые также по итогам участия в проекте «500+» вышли из кластера. На заседании РУМО
(16.12. 2021г.) зам директора по УВР МКОУ СОШ № 6 Устинова О.Л. представляла практику «Реализация проекта «500+» как условие повышения качества образования».
Среди наиболее эффективных муниципальных механизмов названы следующие: нормативно-правовое обеспечение сопровождения школ, участвующих в проекте; программа по обеспечению кадрами; дорожная карта; методические семинары, «круглые столы», конкурсы профессионального мастерства; конкурс резильентных школ. Светлана Анатольевна поблагодарила куратора школ Скубиеву С.В., директора МБОУ СОШ № 8 г.Читы, а также Гарднер В.В., Грешилову И.А., рабочую группу ИРО, руководителей СОШ № 6, №14 за совместную работу.
Роль куратора в адресной поддержке сопровождения школ-участников проекта «500+»
Сущих О. П., директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Читы, куратор, раскрыла смысловое значение и функциональное содержание понятия «куратор», аргументированно доказав многоаспектность направлений деятельности: методическое, консультационное, экспертное. При этом внутри содержания работы любого из направлений находятся психологические компетенции управленца, позволяющие минимизировать межличностное напряжение, «снять» барьеры, разделяющие команду «проектной» школы и куратора. Следовательно, куратор по мере погружения в анализ «проблемных зон» курируемой школы, детальнее «выстраивает» индивидуальный маршрут профессионального развития, обращаясь к вопросам методологии и практики управления, опыту других регионов по преодолению факторов риска снижения качества образования. В целом, высоко оценив качество работы управленческих команд и педагогических коллективов МОУ СОШ с.Колочное, МОУ СОШ № 42 пгт. Новокручининское Читинского района, Ольга Павловна подробно рассказала о мероприятиях, проведенных общими усилиями, для повышения образовательных результатов. Как пожелание позвучал «кураторский» совет: мобильно включаться в работу с первых дней проекта.
Ольховская О. А, директор МАОУ «Целиннинская СОШ» Краснокаменского района, куратор МБОУ СОШ №1, №235 п. Оловянная, в выступлениях в рамках региональных семинаров, инновационных образовательных сессий межрегиональных научно- практической конференции, научно- практического симпозиума, проведенных ИРО 2021году, представляла опыт работы куратора. В процессе обсуждения итогов реализации проекта «500+» Ольга Александровна выразила мнение о том, что «проект» позволил найти другой ракурс самооценки: чему научилась сама как управленец, а также прийти к заключению о полной «перезагрузке» по программе «Современный менеджмент». Работа куратором школ стала импульсом к обновлению и корректировке аналитической, методической, оценочной деятельности управленческой команды «своей» школы.
Мысли вслух… (опыт участия общеобразовательных организаций)
Далее, в процессе обсуждения, мнения и практики выполнения антирисковых программ, мероприятий дорожных карт, представили:
Шимитова Т.И., зам директора по УВР Могойтуйской СОШ №1 имени В.Р.Гласко сообщила о том, что для работы в проекте максимально задействованы все ресурсы школы. Руководители, педагоги активно участвуют в работе площадок Всероссийских, межрегиональных, региональных научно- практических конференций. Школа - обладатель Гранта в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». Организовано сетевое взаимодействие школы с МОУ СОШ №2 имени Ю.Б.Шагдарова, МОУ СОШ №3, региональным Кваториумом, «Малой Забайкальской детской железой дорогой»; (ЗабИЖТ (Ир ГУСП) и другими учреждениями. Школа вышла из кластера, что является показателем сплоченной качественной работы педагогического коллектива, куратора, муниципального координатора.
Кузнецова В.А., директор Дровянинской СОШ сделала акцент на организации и проведении антирисковых мероприятий по направлениям «низкий уровень оснащения школы», «высокий уровень учебной неуспешности». Разработаны концептуальные документы, осуществлено повышение профессиональных компетенций учителей. В школе открыт Центр естественно-научной направленности «Точка роста» с постоянно действующими учебными курсами по образовательным программам общего и дополнительного образования (физика, химия, биология).Обучающиеся с рисками учебной неуспешности в полном составе включены в программы (с применением сетевой формы взаимодействия для обучающихся, проживающих в других населенных пунктах).
Чубарова М.А., зам директора по НМР МБОУ СОШ №30 г.Читы представила опыт школы по разрешению рисковпрофилей: «недостаточная предметно-методическая компетентность педагогов»,«низкая учебная мотивация учащихся», «низкий уровень оснащения школы» как проблемных направлений, прежде всего, для управленческой команды школы.
Педагогическим коллективом, разработана среднесрочная программа, дорожная карта, выработаны управленческие подходы (собрать команду единомышленников, правильно делегировать работу, найти мотивационные рычаги для разных групп педагогов) и другие. В школе реализуются: программы работы с детьми, имеющими низкую учебную мотивацию; программа выявления латентных способностей детей). Куратор Никонов Р. В. директор СОШ № 49 г.Читы, к. п. н., привлек членов «своей» управленческой команды к сотрудничеству через очные и онлайн-встречи в СОШ №30 и СОШ № 49, консультационные мероприятия, методические семинары. В течение всего проекта ощущалось единство с другими организациями: Комитетом образования г.Читы, Лабораторией управления развития образования, ИРО. В результате проведенного комплекса мероприятий стратегической командой школы совместно с куратором, удалось повысить показатели по количеству детей, участников Всероссийской олимпиады школьников, научно-практических конференций различных уровней, обладателей медалей, полученных выпускниками школы. Выход школы из кластера- плод совместных командных усилий.
О разнонаправленной практике сотрудничества МБОУ «Городской центр образования» и куратора Старчакова В.П., директора МБОУ СОШ №11 г.Читы рассказали Калош С.В., директор Городского центра образования и В.П. Старчаков.«Низкая учебная мотивация обучающихся», «низкий уровень вовлечения родителей», «пониженный уровень школьного благополучия» - рисковые профили школы. Ретроспективная встреча с куратором помогла обозначить цель работы, определить правила совместной деятельности, составить план «Что делаем по-другому?» и спроектировать основные управленческие действия по разрешению рисков, а именно: организация мониторинговых исследований качества образовательных результатов; взаимопосещение уроков, организация семинарских занятий по итогам посещения уроков и мониторинговых исследований; совершенствование социально-психологической службы школы; размещение на официальном сайте школы в сети Интернет информации о достижениях школы и классных коллективов. Необходимыми факторами повышения мотивации обучающихся названы следующие: применение современных наглядных пособий, презентаций, игровых, проектных и информационных технологий; проведение уроков с использованием образовательных платформ ( Учи.ру и т.д); создание на уроках ситуаций успеха для обучающихся с низким уровнем мотивации; использование дифференцированных заданий для каждой категории учащихся и другие.В настоящее время активизирована работа по позитивной профилактике. Педагогический коллектив наполняет школьное время различными учебными мероприятиями. В образовательной организации создается атмосфера психологического комфорта и взаимного доверия. Администрация и педагогический коллектив поддерживают партнерские отношения с обучающимися и привлекают их для принятия решений на уровне школы.
В.П.Старчаков, дополняя информацию, сказал, что в благоприятном сотрудничестве немалую роль сыграла географическая близость школ. Взаимодействие обогатило новым опытом управленческие команды обеих школ. Развитие деловых контактов продолжится.
Вендевен О.Г., директор СОШ №1 г.Могочи. Школой осуществлен отбор наиболее значимых рисковых профилей, разработана дорожная карта проекта. На педсоветах обсуждены темы методических и проблемных семинаров. Организация анкетного опроса «Я – объективный учитель» позволила выявить профессиональные затруднения педагогов. Создание рабочих и творческих групп педагогов инициировало применение технологий «Lessonstudy», формирующего оценивания. В конце учебных четвертей, в форматах совместных обсуждений, «круглых столов» анализировались итоги работы по реализации проекта «500+». Административная команда школы усилила информационно-просветительскую работу с педагогами, потому что не все из них принимали коллективные формы профессионального сотрудничества. Работа в проекте «500+» «помогла» посмотреть на результаты работы школы более критично, понять проблемы, разработать механизмы их разрешения. Совокупность обновленных подходов, взаимодействие с куратором, напряженный ритм работы педколлектива обеспечили выход школы из кластера.
В завершение работы «круглого стола» И.А.Грешилова, региональный координатор, выразила благодарность за выступления, кратко обобщила результаты обмена мнениями по проблемам, актуальность которых сохранится в региональной системе образования в 2022 году.
Рекомендации по итогам проведения круглого стола размещены по ссылке
Презентации:
Участие в реализации проекта «500+»: опыт МБОУ СОШ №30
Опыт участия в проекте "500+" МБОУ "Городской центр образования"