15 ноября 2019 года в ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» состоялась VIII Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современного детства: личностное ипрофессиональное самоопределение в динамично изменяющемся мире».

С приветственным словом к участникам конференции обратилась Ольга Владимировна Поздеева, зам. начальника управления общего образования и воспитания Минобразования Забайкальского края. Она обратила внимание на особенность «дня», в контексте объявленного в Забайкальском крае траура, и предложила минутой молчания почтить память земляков, погибших в авариях на автотрассе «Чита - Забайкальск». Далее, говоря об актуальности тематики и значимости проведения конференции, О.В. Поздеева сообщила об изменении подходов к решению проблемы закрепления в регионе выпускников учреждений среднего профессионального и высшего образования как основной задаче, которую предстоит решить на краевом уровне в ближайшие годы.

Ирина Александровна Грешилова, проректор по научно - методической работе ИРО Забайкальского края, к. философ. н., проинформировала присутствующих о составе участников конференции: руководители образовательных организаций, педагоги, специалисты муниципальных органов управления образованием, методических служб 18 районов края (более 100 человек); других субъектов Российской Федерации (Иркутская, Челябинская области, Хабаровский край), а также обратила внимание на цель конференции. Научно-практическая конференция завершает серию региональных мероприятий (осенняя научно- образовательная сессия (7-8 ноября 2019 г.); краевое родительское собрание (9 ноября 2019 г.) по теме профессионального самоопределения обучающихся, направленных на выявление и распространение инновационного педагогического опыта по содействию в личном и профессиональном самоопределении учащихся; обмен авторскими рекомендациями и методиками работы, нацеленными на личностное и профессиональное самоопределение учащихся на разных уровнях обучения.

В соответствии с программой конференции Пленарное заседание включало семь докладов.

Первой выступиланачальник отдела воспитания и дополнительного образования Министерства образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края Виктория Васильевна Турицына с докладом «Профессиональное самоопределение личности в динамично изменяющемся мире: вызовы, риски, решения», в котором представила основные мероприятия в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» (как структурного компонента национального проекта «Образование»), среди которых особое место занимают следующие:

- реализация проекта ранней профессиональной ориентации учащихся 6-11-х классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее»;

- проведение открытых online-уроков «Проектория», направленных на раннюю профориентацию детей.

Профориентационная работа в системе образования Забайкальского края определена Распоряжением правительства Забайкальском края от 30 июля 2019 г. (№ 265-р), в котором утвержден комплекс мер по созданию условий на территории Забайкальского края для развития и самореализации учащихся, а также их профессиональной ориентации в процессе воспитания и обучения на 2019-2024 годы.

В рамках Единой декады профориентации обучающихся (28.10. 2019 г.-11.11.2019 г.) более 50 тыс. школьников Забайкальского края посетили мероприятия, направленные на   информирование учащихся об особенностях получения и реализации профессий; повышения их интереса к осознанному выбору сферы профессиональной деятельности, раннему определению и формированию индивидуальной траектории в освоении учебных предметов профильного цикла: «Большая перемена», «Дни профессий», «Шаг в будущее», «Ярмарка вакансий», экскурсии и др.

Далее В.В. Турицына раскрыла сущность понятия «профессиональное самоопределение», указав на многогогранность его смыслового понимания в контексте современных условий развития общества и особенностей развития детей.

Надежда Николаевна Глухоедова, директор центра развития среднего и профессионального образования РКЦ «Молодые профессионалы в Забайкальском крае», к.филол.н. в   докладе «Реализация проекта «Билет в будущее» в Забайкальском крае» (далее Проект) обозначила организационную структуру Проекта; раскрыла функциональные обязанности операторов, координаторов, организаторов мероприятий Проекта, а также модель их взаимодействия в период реализации Проекта (август-ноябрь 2019 г.). Далее Н.Н. Глухоедова представила статистические данные по количеству детей-участников Проекта с учетом их индивидуальной траектории «продвижения» по этапам: «тестирование»; «практические мероприятия» и уровням освоения их содержания:

- общее количество детей, прикрепленных к школам края: 45 381 чел.;

- количество согласий, полученных от родителей детей: 35 722 чел.;

         - всего детей, прошедших 3 этапа тестирования: 20 168 чел.

Игорь Олегович Загашев, проректор ЧОУ ВО «Русская христианская гуманитарная академия», г. Санкт-Петербург, в видеодокладе «Психодиагностика ведущего профессионального мотива на занятиях по профориентации в 9 классах» сделал акцент на необходимости психодиагностики ведущего профессионального мотива подростков для осуществления психолого – педагогического сопровождения   их профессионального самоопределения.

И.О. Загашев считает, что ведущий профессиональный мотив, показывая степень осмысленности человеком выбора вида профессиональной деятельности, побуждает искать смыслы, устанавливать связи личности и общества. Профессиональный мотив может меняться на разных этапах подбора, выбора учащимися профессиональных предпочтений. Главный вопрос заключается в степени «осознаваемости» профессионального мотива. В связи с этим для современных 9-классников важным условием профессиональной ориентации является обсуждение в режиме групповой работы профессиональных «выборов».

Смысловое значение мотивов может быть различным:

- остаться в детстве;

- социальной зависимости;

- внешней привлекательности;

- мир профессий становится враждебным и др.

Далее докладчик показал фрагмент занятия в 9-м классе, где обучающиеся выполняли задание (на листе формата А4) по теме: «Я занимаюсь любимой профессией через 10 лет». Анализ рисунков учащихся позволил сделать некоторые обобщения:

1) не у всех учащихся сформировано четкое представление о виде профессиональной деятельности в будущем (у части учащихся выражение профессиональной позиции инфантильно);

2) учащиеся не знают основных характеристик профессий (например, профессия косметолога связана, прежде всего, с наличием вузовского медицинского образования; основное направление реализации профессии менеджера - управление людьми (не позиция начальника, сидящего за столом) и др.;

3) при формировании профессионального мотива учащихся на уроке, занятиях внеурочной деятельности как основного фактора профессионального самоопределения необходимо психолого - педагогическое сопровождение обучающихся (педагогическое наблюдение, беседы, использование психологических методик, профессиограмм педагогом- психологом и др.).

Татьяна Анатольевна Каргина, начальник управления занятости населения Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края в докладе «О современном рынке труда и его требованиях к профессионалу» подчеркнула взаимозависимость понятий «профориентация», «профессиональное самоопределение», «рынок труда», а также взаимодействие процессов, происходящих на рынке труда и рынке образовательных услуг. Непонимание механизмов взаимосвязи данных категорий искажает представление учащихся о сущности профессий, перспективных позициях профессий на рынке труда,   об уровне «престижности» той или иной специальности. Т.А. Каргина познакомила участников конференциис особенностями ситуации на рынке труда Забайкальского края, выделив отрасли, испытывающие недостаток кадров, и сделала прогноз потребности рынка труда в рабочих кадрах и квалифицированных специалистах на период с 2019-2025 гг.

Доклад «Кадры для цифровой экономики», с которым выступил Юрик Мамиконович Казарян, заместитель директора центра информационных технологий образования и дистанционного обучения ИРО Забайкальского края, был посвящен проблеме формирования цифровой грамотности и ключевых компетенций, необходимых гражданам для успешной жизни в эпоху развития цифровой экономики. Название доклада идентично подпрограмме национального проекта «Цифровая экономика», в рамках которого с января 2019 года началась реализация мероприятий, призванных повысить мотивацию учащихся, студентов, взрослых специалистов всех сфер жизнедеятельности в освоении современных цифровых технологий (blockсhain; bigdata; machinelearning; дополненная и виртуальная реальность; искусственный интеллект; робототехника и др.) посредством образовательных программ, программ учебных модулей, дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, профессиональных стажировок и др.

Жанна Владимировна Терукова, заместитель директора по НМР ГПОУ «Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса»,в докладе «Опыт участия ГПОУ «Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса» в реализации проекта «Билет в будущее» представила анализ участия профессионального образовательного учреждения как площадки проведения практических мероприятий 3-х уровней (ознакомительного, вовлеченного, продвинутого) для обучающихся общеобразовательных школ в рамках реализации проекта «Билет в будущее» и определила позитивные результаты и выявленные проблемы. Техникум начал реализацию проекта по итогам конкурсного отбора, в ходе которого учитывалось наличие конкурентных преимуществ:участие на протяжении 3-х лет в движении «Ворлдскиллс»; наличие главных региональных экспертов по компетенциям; студентов-победителей региональных чемпионатов; участие в апробации демонстрационного экзамена; наличие необходимой материально-технической базы; системная работа по профессиональной ориентации; опыт участия в реализации федеральных и региональныхпроектов.

Бадма-Ханда Бадмацыреновна Гармаева, заместитель директора по НМР, руководитель Центра «Точка роста» МБОУ «Дульдургинская СОШ № 2» Дульдургинского района в докладе «Центр «Точка роста» как основа профориентационной работы»рассказала оборганизации профориентационной работы на базе центра образования технологического профиля «Точки роста» в общеобразовательной школе. Содержание работы по профориентации центра «Точка роста» включает следующие аспекты: целевой, структурный, содержательный, организационный, прогностический. Концептуальной основой реализации «профориентационных» мероприятий является использование сетевой технологии организации цикла профессиональных проб для учащихся. Стержневое основание организационного механизма ─малая сеть, сетевое взаимодействие центров «Точек роста», созданных на базе общеобразовательных школ Дульдургинского района.

                         Аналитик: Порш Л.А., и.о. доцента кафедры управления образовательными организациями ИРО Забайкальского края

 

Работа научно-практической конференции продолжилась на пяти интерактивных площадках.

СЕМИНАР-МАСТЕРСКАЯ

«Личностное и профессиональное самоопределение учащихся в системе работы образовательных организаций»

 

В работе семинара - мастерской приняли участие 11 человек, выступили 6 человек. Участниками рассматривались вопросы личностного и профессионального самоопределения учащихсяв системе работы образовательных организаций. В ходе семинара-мастерской была представлена творческая площадка по реализации программы профориентационной работы «Радуга профессий», предназначенная для детей младшего школьного возраста; модель деятельности профильного отряда «Мы-будущие педагоги» как инструмент формирования кадрового педагогического потенциала. Е.Е. Шулежко раскрыла опыт использования практики «ровеснического образования» в деятельности современного педагога. Наряду с этим освещен опыт применения новаторской методики профессиональной пробы в ориентации школьников на педагогическую профессию.

Особый интерес участников вызвало выступление заместителя директора по воспитательной работе МОУ «СОШ № 5 п. Карымское с пришкольным интернатом» О.М.Загидулиной, в котором была представлена реализация профориентационного проекта «Город профессий», имеющего практическую направленность на рабочие специальности Забайкальского края. Работа по проекту началась с использования профессиограммы, позволяющей в результате обратить внимание детей на специальности, не входящие в ТОП – 10. Решение проблем в самоопределении школьников образовательная организация выстраивает через взаимодействие школы и родителей.

Аналитик: Горюнова Л.А., ст. преподаватель ФД и НОО ИРО Забайкальского края

 

ДИСКУССИОННАЯ ПЛОЩАДКА

«Профессиональная ориентация или ориентация в профессии»

     С приветственным словом к участникам дискуссионной площадки обратилась модератор площадки, ст. преподаватель кафедры педагогики Н.В. Степанова, которая отметила актуальность направления дискуссионной площадки, важность осознанной профориентации обучающихся, где школьник может реализовать свои способности на практике. Наталья Владимировна наметила проблемное поле предстоящей дискуссии: «Профессиональная ориентация или ориентация в профессии. В чем сходство и отличие между понятиями?»; озвучила вопросы дискуссионной площадки: какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии; почему выбор профессии – один из самых ответственных выборов человека; какие инновационные формы используются педагогами в работе по профориентации; каковы возможности урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования в профориентационной работе.

Все обсуждаемые вопросы нашли живой отклик среди педагогов, отметивших важность поднятых проблем в ходе работы площадки. Педагогов, выпускников и их родителей всегда волновал выбор будущей профессии, и особенно на данном этапе, в режиме жёсткой конкуренции на рынке труда. Кроме того, педагоги обозначили ряд ключевых факторов, влияющих на процесс профессионального самоопределения: наличие определенных интересов и склонностей; уровень развития способностей, необходимых в интересующей профессиональной сфере; престижность выбираемой профессии; уровень информированности о ней; мнение родителей; мнение одноклассников, друзей  и сверстников; учет потребностей производства или рынка труда, навыки построения определенной программы действий по выбору и достижению профессиональных целей.

      Часто можно заметить, что школьник выбирает будущую профессию, ориентируясь именно на свой любимый учебный предмет, не принимая во внимание другие важные факторы. Сейчас также нередко наблюдается тенденция выбора профессии, исходя из тех предметов, которые легко сдать на ЕГЭ, и это является большой проблемой, приводящей к серьезным кризисам в дальнейшем.

   Наряду с традиционными необходимо применять инновационные формы профориентационной работы: бизнес – игры, квесты, «мозговые штурмы», «кейс-стади», Атлас новых профессий, «навигатум», профориентационные тесты, конкурсы видеороликов и т.д. Такие формы создают ситуации, которые развивают у школьниковследующие качества: умение творчески мыслить, находить решения, действовать, аргументировать свою позицию. Они также учат планировать своё время, ставить цели и достигать их.
       Главный специалист – эксперт отдела воспитания дополнительного образования Ирина Петровна Карпова отметила, что работа с одарёнными детьми, безусловно, интересна, но как быть с теми, кто не относится к одарённым. Наша задача – помогать и тем, и другим детям в профессиональном самоопределении, поэтому учителя должны идти на шаг впереди ученика, быть его навигатором, тьютором, помощником.

Обсуждение вопроса, касающегося использования инновационных форм в работе по профориентации, продолжило выступление учителя русского языка и литературы МБОУ «Дульдургинская СОШ №2» Цыренжап Лхасарановны Дондоковой «Современная профориентация учащихся как вид профориентационного нетворкинга». Ц.Л. Дондокова отметила, что под нетворкингом понимается деятельность, ориентированная на решение сложных жизненных и бизнес задач при помощи круга друзей и знакомых; универсальный инструмент, используемый для достижения успеха как в бизнесе, так и в жизни. С помощью универсальной сети контактов можно решить практически любую задачу, поэтому педагог и обучающиеся выбрали инновационную тему для учебного проекта «Инстаграм МБОУ «Дульдургинская СОШ №2» как вид профессионального нетворкинга». В свободное время любой заинтересованный человек может найти нужную информацию и связаться по интернет с нужным абонентом. Например, преподавателем любого вуза страны. Кроме того, обучающиеся МБОУ «Дульдургинская СОШ №2» участвуют в течение двух лет в районном конкурсе профессиональной ориентации учащихся ОО Забайкальского края «Трудовые династии земли Забайкальской». С материалами конкурса школьники могут ознакомиться не только на информационном стенде школы, но и в мессенджере Инстаграм. Инстаграм – это популярная социальная сеть, в которой зарегистрировано 245 учеников школы, что составляет 55% от общего числа обучающихся.

Обсуждение возможностей урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования в профориентационной работе было продолжено выступлениями педагогов Забайкальского края.

     Алла Юрьевна Глагольева, старший методист учебного отдела ФГКОУ «Читинское суворовское училище» раскрыла опыт организации профориентационной работы в суворовском военном училище.Одним из важных направлений реформирования Вооруженных Сил РФ является развитие непрерывной системы военного образования, в частности, обеспечение преемственности в структуре: допрофессиональное (довузовское) образование – высшее военное образование. В настоящее время довузовская подготовка осуществляется и в суворовских училищах, призванных обеспечить готовность выпускников к продолжению образования в качестве курсантов военных вузов. В связи с этим в ФГКОУ «Читинское суворовское училище» было решено внести изменения в содержательную сторону подготовки будущих сотрудников МВД, разработать и реализовать программу, состоящую из трех уровней подготовки выпускников («Стартовый уровень», «Погружение», «Успешная социализация»). В училище регулярно проходят дни открытых дверей, осуществляется наглядная агитация, тематические недели не только во внеурочное, но и в урочное время (неделя ГИБДД, криминалистики, молодого бойца, будущего участкового). Среди успешных показателей можно отметить 100% поступление выпускников в ведомственные вузы страны. Кроме того, 2 суворовца вернулись и несут службу в ФГКОУ «Читинское суворовское училище».

Учитель математики ФГКОУ «Читинское суворовское военное училище МВД России» Нина Алексеевна Журавлевапосвятила свое выступление теме «Урок как одна из форм профессионального самоопределения обучающегося», а также деятельности училища по созданию условий для профессиональной ориентации обучающихся в ФГКОУ «Читинское суворовское военное училище МВД России». Содержание нетрадиционного урока в форме математического детектива дает возможность учителю познакомить учащихся с будущей профессией, воспитать к ней интерес. Здесь суворовцы пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные интересы и способности, примеряя на себя роль следователя, участкового, криминалиста.

Вера Георгиевна Харитонова, ЗД по УВР МОУ СОШ с. Нарын-Талача, Карымского района рассказала о деятельности учебно-производственной бригады как фактора успешного профессионального самоопределения и социализации учащихся.

Докладчик отметила, что одной из главных задач в работе педагогов МОУ СОШ с. Нарын-Талача является профессионально-технологическое обучение и воспитание обучающихся посредством участия в учебно-производственных бригадах. Кроме того, подросткам необходимо со школьной скамьи прививать трудовые навыки, формировать интерес к сельскохозяйственным профессиям. По мнению Веры Георгиевны, профессиональное самоопределение будет способствовать успешной социализации личности выпускников школы, поскольку учащиеся будут осознавать значимость своевременного профессионального самоопределения в условиях рыночной экономики. Среди праздников, которые агрошкола проводит в течение учебного года, можно отметить такие, как «День села», «День земли», «Праздник урожая» и др. Проблем у школы много: нехватка техники, обучающих тренажёров, отсутствие лицензии по определенным видам деятельности. Консолидированными усилиями педагогов, родителей и администрации с. Нарын-Талача в школе осуществляется проектная и исследовательская деятельность, работают кружки «Ландшафтный дизайнер», «Моделирование и рационализаторство», «Животновод», «Коневод», «Овощевод» и др.

         Наталья Михайловна Балагурова, ЗД по УВР МБОУ «Досатуйская СОШ» Приаргунского района, в своем выступлении «Школа социализации личности как одно из условий модернизации образования» отметила, что целостное развитие личности в системе общего образования обеспечивается, прежде всего, через тесное взаимодействие педагогов и родителей, построенное на основе партнерского сотрудничества. На должном уровне в школе организована профориентационная работа, которая обеспечивает участие в федеральных проектах: «Билет в будущее», «Проектория», «Урок цифры», в региональной профдиагностике, в социальном партнёрстве с различными районными организациями. В школе также разработана профориентационная программа, состоящая из семи проектов разной направленности: «Растим патриотов», «Моя профессия – моей стране», «Язык мой – друг мой», «Золотой и серебряный росток» и др.

Выступление методиста МБУДО «ДЮЦ» г. Краснокаменска Алены Павловны Чагиной с докладом «Возможности системы дополнительного образования в профориентационной работе обучающихся» заинтересовало всех участников дискуссионной площадки. Она отметила роль дополнительного образования в процессе профессиональной ориентации школьников с целью формирования успешного профессионального самоопределения. Для решения этой задачи педагогический коллектив МБУДО «ДЮЦ» применяет новую модель организации дополнительного образования, направленную на реализацию инновационных форм воспитательно-образовательной, профориентационной, творческой и развлекательной деятельности, через создание современных инновационных площадок интеллектуального досуга детей и подростков. Цель данной модели – создание условий для помощи школьникам в профессиональной ориентации, проведении профессиональных проб, развития технических, научно-исследовательских, творческих видов деятельности. В ДЮЦ активно работают творческие кружки: «ЭКОС», «Клуб знатоков», «Экономика вокруг нас», «Азбука избирательного права», «Юный программист», «Занимательный английский», «Юный друг пожарной дружины» и др. Только консолидированными усилиями преподавателей и социальных партнеров создается реальная возможность по социализации подростков при выборе профессии.

     Подводя итоги дискуссионной площадки, участники отметили ее актуальность, значимость и сделали выбор в том, что профессиональная ориентация и ориентация в выборе профессии должны быть неразрывными в работе образовательной организации.

Присутствующие поблагодарили организаторов и выразили надежду на дальнейшее сотрудничество. Н.В. Степанова пожелала всем творческого подхода в решении проблем профориентационной работы, а также подчеркнула важность социального партнерства образовательных организаций с различными учебными заведениями и профессиональными сообществами для профессионального самоопределения молодежи. Проект резолюции VIII Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного детства: личностное и профессиональное самоопределение в динамично изменяющемся мире» был принят единогласно всеми участниками дискуссионной площадки.

Аналитик: Л.Н. Фефелова, методист кафедры гуманитарного образования

ИРО Забайкальского края

 

ПРЕЗЕНТАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА

«Профессиональное самоопределение как одно из направлений дополнительного образования»

На презентационной площадке присутствовали методисты и педагоги системы дополнительного образования Забайкальского края, представители краевых пилотных площадок по направлению ранней профориентации.

Работу презентационный площадки открыла модератор, ст. преподаватель кафедры педагогики ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», И.Н. Крицкая,которая  поприветствовала участников, подчеркнула высокий всероссийский статус проходящей конференции и актуализировала значение ведения профориентационной работы в системе дополнительного образования. Наряду с этим она акцентировала внимание на достижениях системы дополнительного образования Забайкальского края в области ранней профориентации (рассчитанной на детей 4-6 лет). Ирина Николаевна пожелала всем участникам продуктивной работы и нацелила присутствующих на конечный «продукт» действующей площадки — осмысление вопроса «Осуществляется ли при обучении детей в системе дополнительного образования подготовка к выбору будущей профессии?»

Открыли работу площадки методисты МУДО «Сретенский Дом детского творчества» Л.В. Ерофеева и А.В. Богданова, которые провели мастер-класс на тему «Школа дизайна».Они рассказали о деятельности Дома детского творчества г. Сретенска, который осуществляет обучение 372 детей и координирует работу 17-ти объединений в рамках естественно-научного, туристско-краеведческого и художественного направлений, более подробно раскрыли значение художественного направления. Методисты представили объединение «Школа дизайна», которое осуществляет деятельность в области современного дизайнерского искусства, способствуя, помимо освоения основ дизайна, материаловедения, изготовления аксессуаров, моделирования одежды, и профессиональному самоопределению воспитанников.

Предложенный мастер-класс был связан с организацией детских праздников и касался оформления праздничного стола. Участники мастер-класса под руководством методистов освоили техники оригами и твистинга, изготовив из бумажных салфеток нарядные платье и пиджак,  а из специального воздушного шара — забавную собачку.

Л.В. Ерофеева и А.В. Богданова подчеркнули значение навыков, полученных в рамках художественного объединения «Школа дизайна», в дальнейшем выборе обучающимися профессии дизайнера.

Выступление методиста МБУДО «ДЮЦ» г. Краснокаменска Л.Г.Стрельниковой «Профессия — журналист: вовлекаем, мотивируем, обучаем! (из опыта практико-ориентированных форматов профориентационной работы)» было посвящено 10-летию деятельности социального проекта «Детская газета», объединившего  школьников, неравнодушных к литературному творчеству. Название этой газеты — «КАТИТ» — расшифровывается как КРАСНОКАМЕНСКИЕ, АКТИВНЫЕ, ТВОРЧЕСКИЕ, ИНИЦИАТИВНЫЕ, ТАЛАНТЛИВЫЕ девчонки и мальчишки (https://vk.com/gazeta_katit). Создаваемая молодёжью и для молодёжи, эта газета позволяет подрастающему поколению краснокаменцев реализовать свои творческие задатки, заявить о себе, рассказать об увлечениях, обрести друзей, поднять значимые проблемы молодёжи и социума.

Проект «КАТИТ» для подростков — это не только поле для начала писательской деятельности, предоставляющее возможность практической отработки навыков и пополнения своего журналистского портфолио конкретными публикациями, но и площадка, в рамках которой участники могут попробовать свои силы в наставничестве и различных профессиях, входящих в издательское дело, в том числе, и в новых, связанных с развитием интернета: копирайтер, контент-менеджер, PR-менеджер, рерайтер, блогер, SMM-менеджер и др.

Работа молодёжной газеты «КАТИТ» высоко оценена наградами различных конкурсов, получением грантов, средства от которых направляются на реализацию инновационных идей, например, печатного издания для ветеранов, специальных выпусков об учителях г. Краснокаменска.

Высокий уровень компетенций, получаемый участниками социального проекта «Детская газета», подтверждает широкую географию их дальнейшего обучения и выбор работы по специальности «журналистика».

Продолжило работу площадки выступление представителей МУДО «Дом творчества п. Шерловая Гора» А.А. Радьковой и О.Р. Батомункуевой.

Педагог дополнительного образования МУДО «Дом творчества п. Шерловая Гора» А.А. Радькова актуализировала значение подготовки учащихся к осознанному профессиональному выбору как одной из задач современного образования, подчеркнув особую роль в решении этой проблемы системе дополнительного образования, нацеленной на развитие склонностей, способностей и интересов детей.

В своём выступлении «Личностное и профессиональное самоопределение учащихся на занятиях детского объединения "Азбука моды"» А.А. Радькова рассказала о  возможности профессионального самоопределения воспитанников через получение практических представлений о труде портного, закройщика, модельера, дизайнера, в рамках которых освоение навыков моделирования, конструирования и изготовления одежды может стать не только хобби, психотерапией и способом экономии средств, но и шагом в будущую профессию. Значимым событием в работе детского объединения «Азбука моды» стало участие в Гражданском форуме и получение гранта, средства от которого были потрачены на приобретение швейного оборудования.

Предусмотренные в программе Объединения разделы «Рисунок», «История костюма», «Дизайн костюма», «Моделирование» развивают интеллект, фантазию, художественно-эстетический вкус учащихся, а выполнение практических и лабораторных работ способствует формированию умения применять полученные навыки на практике, положительного отношения к труду, помогает в социализации детей из неблагополучных и малообеспеченных семей.

Свидетельство, получаемое воспитанниками по окончанию программы дополнительного образования, даёт дополнительный ориентир на дальнейшее поступление в институты, колледжи, техникумы по данному профилю.

Своё выступление педагог дополнительного образования МУДО «Дом творчества п. Шерловая Гора» О.Р. Батомункуевапосвятила теме «Формирование у подростка комплекса общих компетенций, необходимых для успешного самоопределения («SoftSkills»)».Она раскрыла определение «SoftSkills» (мягкие или гибкие навыки), акцентировав такие необходимые его составляющие, как креативное и плановое мышление, умение нестандартно мыслить, общаться, вести переговоры, работать в команде, презентовать себя; подчеркнула, что многие из черт «SoftSkills» являются врождёнными. О.Р. Батомункуева акцентировала внимание на значение работы системы дополнительного образования в их развитии и совершенствовании.

Опыт подобной деятельности представлен в анализе работы волонтёрского отряда «Новое поколение», организованного при Доме творчества п. Шерловая Гора. Среди проектов, реализованных отрядом, — общение с пожилыми людьми в рамках акций «Дом без одиночества», «От сердца к сердцу»; игровые программы, подготовленные для детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в центрах «Аквамарин» и «Топаз»;  создание агитационной программы «Скажем НЕТ подростковой преступности!»; участие в муниципальном конкурсе «Я — будущий губернатор!» и др.

Она подчеркнула, что подобная работа развивает у подростков мягкие навыки «SoftSkills» и высказала уверенность в том, что сегодня эти навыки могут помочь в учёбе и взаимодействии с близкими людьми, а в дальнейшем именно они, а не узкопрофессиональные навыки, будут способствовать успешной социализации, востребованности на рынке труда и эффективной профессиональной деятельности.

Информацию по теме «Кванториум — новый формат дополнительного образования» представила педагог дополнительного образования ГУДО «Центр детско-юношеского технического творчества Забайкальского края» В.В. Гарбузова.

Она раскрыла особенности инновационного формата кванториума, определённого энергетикой, свойственной детям, и направленного на интеллектуальное развитие soft-компетенций, неразрывное связанных с развитием технологий, государства, цивилизации, общества. Подчеркнув, что детские технопарки «Кванториум» — это не привилегия для одарённых детей, а возможность обучиться новому, доступная для всех желающих,  В.В.Гарбузова выразила сожаление невысокой посещаемостью технопарка, в котором созданы условия для бесплатного обучения детей в сфере инженерии и изобретательства, информационных, аддитивных и лазерных технологий, развития навыков проектной работы на примере энергетики, освоения работы с летательными аппаратами, со станками с ЧПУ и др.

В уникальной среде «Кванториума» (https://vk.com/kvantorium.chita) закладываются основы профессиональных навыков в таких областях, как программирование и моделирование;  через анализ и трансформацию проектов детей корректируется деструктивное поведение, вызванное агрессивным влиянием современного информационного пространства.

Сотрудничество технопарка «Кванториум» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование» с ОАО РЖД и Правительством Забайкальского края способствует решению задачи обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования, поставленной Президентом РФ, и создаёт условия для развития и профессиональной ориентации подрастающего поколения забайкальцев, увлечённых техническими специальностями.

Сообщение по теме «Образовательный туризм как средство развития языковой культуры учащихся» сделала методист кафедры гуманитарного образования ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» Е.В. Пасынкова.Она актуализировала отличия образовательного туризма как сферы, предусматривающей наличие образовательного результата, и подчеркнула его значение не только для обучения и воспитания школьников, но и для их социальной адаптации и обеспечения запроса общества на творческих, инициативных, нестандартно мыслящих специалистов, способных свободно общаться на иностранных языках, в том числе для развития своих профессиональных компетенций и быстрого освоения различных новаций.

О.В. Забелина, методист МУДО «Районный дом детского творчества» п. Новопавловка Петровск-Забайкальского района, в своём сообщении «Система профессиональной подготовки учащихся в учреждениях дополнительного образования» рассказала об актуальности развития в деятельности учреждений дополнительного образования направлений по первичному профессиональному самоопределению подростков, объективный недостаток личностной зрелости у которых не может способствовать адекватному выбору профессии.

О.В. Забелина раскрыла основные направления работы по допрофессиональной подготовке обучающихся в МУДО «Районный дом детского творчества» п. Новопавловка: гуманитарное («Художественное слово»), художественное («Профессия «хореограф») и технологическое («Компьютерная графика»), которые должны помочь ребёнку развить природные способности; перечислила комплекс мероприятий, используемых сотрудниками для выявления личных склонностей подростков (опросы, анкетирование, результаты наблюдений и бесед, аналитические справки).

Отдавая отчёт в том, что не каждый ребёнок, посещающий тематические объединения, выберет соответствующую им профессию, педагоги Дома творчества уверены, что овладение современными технологиями будет способствовать успешной социализации  их воспитанников в дальнейшей жизни.

Следующая часть работы секции была посвящена деятельности дошкольных образовательных учреждений по направлению ранней профессиональной ориентации, одной из пилотных площадок которых является МАДОУ Детский сад № 9 «Росинка» г. Краснокаменска.

Воспитатель МАДОУ Детский сад № 9 «Росинка» Е.С. Плужникова в описании опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста «Квест-игра "В мире профессий"» подчеркнула значение игры как одного из сквозных механизмов развития ребёнка и рассказала об основных этапах создания познавательного проекта «В мире профессий», в  дальнейшей реализации которого активное участие, наряду с персоналом и воспитанниками детского сада, приняли участие родители. Основной деятельностью проекта стали сюжетно-ролевые игры, которые через квест-технологию позволили детям «погрузиться» в реальные практические ситуации.

Теоретический этап проект предполагал организацию реальных и виртуальных экскурсий по местам работы родителей, где дети познакомились с профессиями библиотекаря, пожарного, визажиста, массажиста и др.

Важным результатом участия в проекте «В мире профессий» стало разнообразие игр детей, самостоятельное распределение в них ролей, привлечение других детей к игровым действиям. На практическом этапе дети смогли научиться правильно выбирать и использовать атрибуты для игр «Пожарные», «Салон красоты», «Айболит», «Дорожный патруль» и др.

Успешная презентация проекта «В мире профессий» была проведена на муниципальном семинаре «Ребёнок в мире профессий», где педагоги города смогли посмотреть видеоролик игрового мероприятия детей старшей группы «Все профессии нужны, все профессии важны».

Итогом реализации программы воспитанниками, по мнению педагога, должны стать овладение различными формами игры, различение условных и реальных ситуаций, умение соблюдать социальные нормы и подчиняться установленным в обществе правилам.

Воспитатель МАДОУ Детский сад № 9 «Росинка» Ю.В. Таскаева своё выступление на тему «Взаимодействие с родителями как ресурс ранней профориентации дошкольников» посвятила раскрытию особенностей реализации соглашения о сотрудничестве ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» и МАДОУ «Детский сад № 9 «Росинка» в рамках проекта «Ребёнок в мире профессии: ранняя профориентация детей дошкольного возраста».

В качестве первого этапа работы Ю.В. Таскаева выделила анализ документации МАДОУ по организации различных видов деятельности дошкольников в рамках работы по ранней профориентации, выявивший необходимость систематизации этой деятельности и ориентировании её на изучение актуальных для г. Краснокаменска профессий; создание нормативно-правовой базы; информирование родителей.

Следующий этап включает в себя работу Родительского лектория. Создание и демонстрация видеоролика, где дети более или менее качественно рассказывают о профессиях своих родителей (отрывок из которого был представлен участникам площадки), наглядно раскрывает роль родителей в создании предпосылок к профессиональному самоопределению детей.

Третий этап объединил мероприятия, направленные на восполнение недостатка знаний воспитанников о профессиях их родителей: «Профессиональная гостиная», проект «Лэпбуки», «Видеоэкскурсии» и др. Ю.В. Таскаева раскрыла содержание, успехи и трудности, возникшие в ходе реализации перечисленных форм работы.

В заключение выступающая еще раз подчеркнула важность ранней профориентации детей, раскрыла значение сотрудничества в рамках этой работы с родителями дошкольников.

Последнее сообщение презентационный площадки на тему «Личностно-профессиональное воспитание младших школьников» представила методист МБУДО «ДЮЦ» г. Краснокаменска И.А. Леванькова. МБУДО «ДЮЦ» г. Краснокаменска предоставляет детям возможность самореализации в коммуникативно-личностной, речевой, художественно-эстетической, познавательной, физической сферах деятельности. И.А. Леванькова акцентировала ответственность проведения профориентационой работы, подчеркнула значение выбора направления обучения в системе дополнительного образования как попытки самоутвердиться в той или иной сфере деятельности, первой профессиональной пробы, закладывающей основы для профессионального самоопределения, в том числе, и для детей младшего школьного возраста.

В частности, задачи ранней профориентации младших школьников реализует разработанная И.А. Леваньковой долговременная игровая программа «Город детства на территории РДШ». Она рассчитана на целый учебный год и опирается на Маршрутный лист, в который включены задания, сгруппированные по 9-ти направлениям (станциям), посвящённым календарным событиям, истории и жителям г. Краснокаменска, их профессиям, заслугам, трудовым династиям и т.д., и реализуемые в индивидуальной, парной, групповой, коллективной деятельности: «Я знаю, город будет», «Все работы хороши, выбирай на вкус», «Мир профессий» (КТИ), «Шаг в профессию» (КТД), «Кем быть?», «Есть такая профессия — Родину защищать», «Знаешь ли ты профессии своих родителей?», «Ура! Экскурсия», «Калейдоскоп профессий».

Представленная программа способствует формированию положительного отношения младших школьников к совместной деятельности, способности оценивать свой вклад в общее дело, и, поскольку каждая станция даёт возможность участникам попробовать себя в том или ином виде деятельности, обеспечению профессионального самоориентирования младших школьников.

Итог работы площадки подвела модератор И.Н. Крицкая. Она поблагодарила участников за яркие выступления, доброжелательную атмосферу и предложила ответить на вопрос, поставленный в начале мероприятия. Присутствующие сделали вывод значимой роли обучения детей в системе дополнительного образования для выбора будущей профессии, который реализуется в двух формах: 1) профессиональное самоопределение, непосредственно связанное с направлением, выбранным в системе дополнительного образования и 2) получение навыков, способствующих в дальнейшем успешной социализации и высоким достижениям в любой избранной сфере деятельности.

Аналитик: Дробная Е.В., и.о. ст. преподавателя кафедры гуманитарного образования ИРО Забайкальского края, канд. культурологии

 

ДИСКУССИОННАЯ ПЛОЩАДКА

«Реализация проекта «Билет в будущее»

в образовательных организациях Забайкальского края»

 

В работе дискуссионной площадки приняли активное участие две школы, реализующие проект «Билет в будущее» на территории Забайкальского края, из пяти площадок, на базе которых проходили практические мероприятия, а также муниципальные координаторы из районов края.

Проект «Билет в будущее» стартовал 15 августа 2019 года в 36 субъектах Российской Федерации, дата окончания проекта знаковая – 15 ноября 2019 года, именно в этот день и состоялась VIII Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современного детства: личностное и профессиональное самоопределение в динамично изменяющемся мире».

В 2019 году в проекте приняли участие все 35 муниципальных образований Забайкальского край и только 49 школ из 496 по объективным причинам не смогли принять участие в проекте.

Региональный координатор проекта Н.Н. Глухоедова подвела предварительные, положительные итоги проекта «Билет в будущее». Она отметила, что рекомендации по построению индивидуального учебного плана по профориентации получат около 6000 школьников из 447 школ края.

Васеева Н.А., методист ЦРСПО, РКЦ ИРО Забайкальского края

 

КРУГЛЫЙ СТОЛ

«Профессиональная ориентация детей с ограниченными возможностями здоровья как важный фактор их дальнейшего трудоустройства»

 

На круглом столе «Профессиональная ориентация детей с ограниченными возможностями здоровья как важный фактор их дальнейшего трудоустройства» состоялось обсуждение проблем, целей, форм, методов профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. В нем приняли участие педагоги общеобразовательных школ, учреждений дополнительного и среднего профессионального образования.

Надежда Александровна Макарова, педагог-психолог МОУ «Первомайская СОШ № 5» Шилкинского района, представила опыт профориентационнрй работы педагога-психолога в школе. Основной акцент был сделан на организации диагностической деятельности как условии правильного выбора последующей образовательной траектории и профессии в будущем. Но высокой эффективности профессиональной ориентации невозможно добиться без участия родителей. Целенаправленная индивидуальная и групповая работа с выпускниками позволяет им выбрать социально направленную, отвечающую их возможностям, способностям и запросам общества профессию.

Об опыте МАОУ «Агинская СОШ № 4» Агинского района по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ в процессе профессионального самоопределения рассказала педагог-психолог школы Людмила Владимировна Воронова. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования включает, в том числе, оказание помощи обучающимся в профориентации, получении профессии, социальной адаптации. Профориентационная работа реализуется весь период обучения и включает классные часы в 1-11 классах, творческие площадки для учащихся 1-8 классов (программа «Радуга профессий»), кружок «Мир профессий» и социальные пробы в 8-9 кл. (проект «Шаги к успешной социализации обучающихся с ОВЗ»). Целью данного проекта является создание условий для успешной социализации и положительного отношения к труду через профессиональные пробы. Психологическое сопровождение профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ включает в себя:

- психологическую диагностику;

- коррекционно-развивающие занятия умственной деятельности;

- коррекционно-развивающие занятия эмоционально-волевой сферы;

- коррекционно-развивающие занятия коммуникативной сферы;

- изучение психологических особенностей личности, личностного потенциала;

- помощь в определении и развитии способностей, наклонностей, интересов обучающихся;

- профориентационные тренинги.

Критериями результативности профориентационной работы станут овладение обучающимися с ОВЗ социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, коммуникациями, осмыслением своего социального окружения и освоением соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей, сформировавшееся решение учащегося о выборе профессии (обоснованность решения), успешная адаптация и профессиональный рост в избранной профессии.

По словам Валентины Вениаминовны Гарбузовой, педагога дополнительного образования ГУДО «Центр детско-юношеского технического творчества Забайкальского края», большую помощь в выборе профессии может оказать система дополнительного образования, в которой учащиеся с ОВЗ имеют возможность попробовать свои силы в разных видах и сферах деятельности.

Важность правильного выбора будущей профессии отметила зам. директора ГПОУ «Забайкальский техникум профессиональных технологий и сервиса» Лариса Алексеевна Василенко. В результате правильно построенной системы профориентационной работы в образовательной организации можно достичь благоприятных условий для свободного и осознанного выбора выпускниками специальных (коррекционных) школ будущей профессиональной деятельности, личностной траектории образования, направления и профиля профессиональной подготовки, необходимой квалификации в соответствии с личностными интересами, образовательными запросами и потребностями рынка труда региона. Причинами, влияющими на профессиональное самоопределение выпускников, могут стать неумение преодолеть трудности и использовать физические ресурсы; ограниченный спектр профессий и несовпадение личных профессиональных интересов выпускников и их родителей с существующим перечнем профессий; отсутствие должной моральной и материальной поддержки со стороны близких; несовершенство механизмов единой системы профориентационной работы.

Выводы, сделанные по результатам обсуждения участниками круглого стола:

- для психолого-педагогического сопровождения профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ должен использоваться специальный инструментарий для диагностики возможностей учеников при выборе будущей профессиональной траектории;

- профессиональная ориентация обучающихся с ОВЗ должна включать инновационные формы, основанные на деятельностном принципе организации;

- особенности развития данной категории обучающихся, особенно с ментальными нарушениями, не позволяющие критически воспринимать полученную информацию, должны учитываться при организации профориентационной работы;

- необходимо использовать методические рекомендации по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности (Приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г. №515) и по подготовке и организации профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивных школах (письмо Минобрнауки России от 02.02.2016 г. №ВК-163/07) при планировании и организации профессиональной оргиентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Аналитик: С.В.Кузьмина, доцент кафедры управления образовательными организациями ИРО Забайкальского края

 

На заключительном пленарном заседании были подведены итоги VIII Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного детства: личностное и профессиональное самоопределение в динамично изменяющемся мире».