Новости
17.12.2020 - Заседание круглого стола «Мастера - начинающим: наставничество как творческий диалог»
- Подробности
-
Опубликовано: 17 декабря 2020
15 декабря 2020 года на площадке ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» в рамках подведения результатов краевых конкурсов состоялось заседание круглого стола «Мастера - начинающим: наставничество как творческий диалог»
Организаторами краевого Конкурса педагогов-наставников «Быть учителем!» стали ИРО Забайкальского края, Региональная общественная организация «Забайкальское педагогическое общество (РОО ЗабПО), психолого-педагогический факультет ЗабГУ. Участниками круглого стола стали 11 педагогов-наставников из шести муниципальных районов: Александрово-Заводского, Борзинского, Могойтуйского, Красночикойского, Шилкинского и г. Читы. К экспертизе конкурсных материалов были привлечены специалисты ЗабГУ, ИРО, Сретенского и Читинского педколледжей, ветераны педагогического труда, представители РОО ЗабПО.
Участников круглого стола объединили следующие проблемы и вопросы:
- современный взгляд на наставничество: мнение молодых педагогов;
- что нужно сделать, чтобы традицию наставничества в школе сделать массовой;
- цифровая информационно-коммуникативная среда наставничества;
- эффективные форматы методической поддержки наставляемых;
- «учитель и ученик растут вместе» (Конфуций). Взаимодействие наставляемого и наставника как взаимовыгодный процесс;
- современные подходы построения системы наставничества в МОУО, образовательных организациях.
Со словами приветствия к участникам обратилась ректор ИРО Забайкальского края, к.п.н. Б.Б. Дамбаева. Она подчеркнула значимость первого опыта проведения краевого конкурса «Быть учителем!» как мероприятия, являющегося структурным компонентом актуального направления педагогической практики – развития наставничества. Сквозными задачами модели наставничества являются создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров; создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности; формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации. Решение этих задач должно стать важным результатом реализации федеральных проектов «Современная школа», «Учитель будущего», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование».
Председатель РОО «Забайкальское педагогическое общество», к.социол.н., модератор «круглого стола» по теме «Развитие наставничества как актуальная задача современной стратегии развития образования. Итоги краевого конкурса педагогов – наставников «Быть учителем!» Г.И. Зимирев актуализировал методологические подходы к проблеме развития наставничества ирассмотрел обстоятельства, которые способствуют возрождению наставничества как общественного института в современной профессиональной среде, среди которых: возникновение в общественном сознании, СМИ, социальных сетях запроса на новые функции воспитателя и учителя; увеличение ИКТ-технологий, определяющее запрос наперсонализированные и гибкие формы методической помощии поддержки учительства, в том числе учительской молодёжи и др. Г.И. Зимирев отметил, что в 2019 году разработана методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися.
ПОБЕДИТЕЛЯМИ Конкурса в номинации «Основное и среднее общее образование» стали:
- 1 место – ДУДКИНА М.В., логопед МБОУ СОШ № 19 г. Читы
- 2 место – КРИВОШЕЕВА Е.Н, учитель математики МОУ СОШ с. Коротково Красночикойского района
- 3 место – ДАДУКИНА А.Н., зам. директора по воспитательной работе МБОУ СОШ № 8 г. Читы
- В номинации «Начальное общее образование»
- 1 место – ЛОПАТИНА Е.А., учитель начальных классов МОУ СОШ № 43 г. Борзи.
Победители Конкурса награждены Дипломами, всем участникам Конкурса вручены Сертификаты.
В рамках работы Круглого стола прозвучали следующие выступления:
Руководитель сети книжно-канцелярских магазинов «Генезис», социальный партнер организации Конкурса В.Б. Дмитриев рассказал о сотрудничестве своей компании с педагогамишкол Забайкальского края, которая регулярно награждает победителей и призеров краевых конкурсов памятными подарками, поддерживает педагогические инициативы и открыта к расширению взаимодействия с образовательными организациями. В частности, в марте 2020 года, «Генезис» издал комплект «Художники-фронтовики Забайкалья», посвященный 75-летней годовщине Победы, материалы которого могут быть использованы при изучении учебных предметов «История», «Литература», «Изобразительное искусство», учебного курса «Забайкаловедение» и других. В ноябре 2020 г. - выпущена Хрестоматия по литературе Забайкалья для обучающихся 5-9 классов, в которую вошли произведения двадцати пяти забайкальских писателей – членов Союза писателей России.
К.В. Комогорцева, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 8 г. Читы представила систему наставничества педагогов как одно из направлений методической работы школы, целью формирования которой является передача личного профессионального опыта, создание условия для повышения мотивации к дальнейшей педагогической деятельности, совершенствования и развития профессиональной педагогической компетентности. Наставническая деятельность в СОШ № 8 обеспечена нормативно-правовой базой, планом работы, индивидуальными и групповыми формами сотрудничества педагогов-наставников и педагогов-наставляемых (проблемными и рабочими группами, методическими объединениями, педагогическим и методическим советами). В течение 2017-2020 годов девять педагогов-наставников (Е.А. Бахметьева, А.В. Скубиева и др.) помогли двенадцати молодым педагогам, в том числе выпускникам школы, успешно адаптироваться в профессии.
Главный специалист Управления образованием администрации муниципального района «Красночикойский район» А.Ф. Шатоварассказала об организации наставнической деятельности в образовательных организациях муниципальной системы образования района: сформированы нормативно-правовые основы деятельности, включающие документы всех уровней (от федерального до уровня образовательной организации). МОУО разработаны Положение о наставничестве, издан приказ о назначении наставников, утвержден План работы наставника с молодыми специалистами. В настоящее время в 16-ти школах района работают 68 молодых педагогов. Своеобразными «брендами» района являются Гимн молодых педагогов, муниципальный Слёт молодых педагогов, Грант Главы муниципального района. Активно работают муниципальный Совет молодых педагогов, методические объединения. Как перспектива развития движения наставников намечены организация муниципальной Школы молодого педагога, муниципального Конкурса для молодых специалистов, проведение Недели молодого педагога.
Учитель русского языка и литературы МОУ «Красночикойская СОШ № 2» Красночикойского района А.Н. Чебуштанова поделилась впечатлениями о сотрудничестве со своим наставником Натальей Ивановной Лишневской, учителем русского языка и литературы, сопровождающей молодого педагога не только в освоении методических основ работы, управления образовательной деятельностью на уроке и занятиях внеурочной деятельности, повышении профессиональной компетентности, но и в мероприятиях профсоюзной организации.
П.А. Каргина, учитель начальных классов МОУ СОШ № 43 г. Борзи, подчеркнула осознанность своего выбора педагогической профессии и решения работать в школе после обучения в Читинском педагогическом колледже. П.А. Каргина выразила благодарность своему педагогу-наставнику Марине Николаевне Зиминой, педагогический стаж которой составляет более 33-х лет, которая помогает молодому педагогу в профессиональном становлении; помогает поверить в себя и вдохновенно работать.
Выступление С.Д. Бушуевой, учителя начальных классов МОУ СОШ № 43 г. Борзи, прозвучало как эмоциональная новелла о начале работы молодого специалиста, приехавшего в незнакомый город. Всестороннюю психолого-педагогическую поддержку по профессиональным, бытовым, личностным вопросам ей оказала учитель-наставник Е.А. Лопатина, что значительно помогло молодому педагогу в профессиональном становлении.
Размышлениями о системе наставничества как долгосрочной стратегии поделилась М.В. Дудкина, логопед МБОУ СОШ №19 г. Читы, рассказав о «коучинге» как особом виде наставничества, позволяющему наставнику и наставляемому общаться «на равных», поддерживая подопечного и корректно помогая молодому коллеге определить собственный свой путь профессионального развития.
Л.К. Портнова,зав. кафедрой психологии и коррекционной педагогики ИРО Забайкальского края, руководитель региональной ассоциации педагогов-психологов обратила внимание участников круглого стола на закрепление в образовательных организациях педагогов-психологов, их поддержку педагогическими коллективами как специалистов, работающих на сохранение психологического здоровья участников образовательных отношений.
Главный специалист «Забайкальской краевой организации профсоюза образования» С.О. Балабон рассказала о созданном в 2018 году клубе наставников «Молодые-молодым», нацеленном на вовлечение молодых педагогов, победителей и призеров профессиональных конкурсов в активную работу по сопровождению коллег-педагогов в профессиональном совершенствовании и развитии. Модели такого взаимодействия могут быть различными: молодой педагог-наставник может помогать молодому специалисту, а может сопровождать опытного педагога, например, в овладении ИКТ-компетенциями в условиях реализации моделей «дистанционного» и смешанного обучения.
Современный подход к наставничеству предполагает добровольный выбор данного вида педагогической работы и адекватную оплату. Кроме этого необходимо мобильнее использовать возможности социальных сетей в создании профессиональных групп, сообществ молодых специалистов, которые должны быть «рабочими», действующими в современной цифровой образовательной среде, а также перспективы кооперации деятельности краевой организации профсоюзов образования, краевого ИРО, РОО ЗабПО, ЗабГУ.
Завершила работу круглого стола ректор ГУ ДПО «Институт развития Забайкальского края» Б.Б. Дамбаева, которая акцентировала для присутствующих новые форматы наставнического движения: в настоящее время в соответствии с приказом Минобразования Забайкальского края в ИРО создан региональный Центр наставничества, который будет выполнять функцию координатора действий по объединению усилий организаций, ведомств, учреждений по развитию наставничества как направления деятельности; важно организовывать наставничество в профориентационной работе со старшеклассниками с целью выбора ими педагогической профессии; необходимо аккумулировать опыт по распространению успешных практик по данной теме. В этом контексте 18 декабря 2020 года на заседании регионального учебно-методического объединения будет рассматриваться Примерное положение о наставничестве, а на сайте ИРО будет открыта тематическая страница по вопросам организации наставничества.
Аналитик
Л.А. Порш,
и.о. доцента кафедры управления образовательными организациями
ГУ ДПО ИРО Забайкальского края,
к. ф. н.