В соответствии с планом ГУ ДПО «Институт развития образования» 15 декабря 2020 года в рамках подведения итогов краевого конкурса педагогов-наставников «Быть учителем!»состоялось заседание круглого стола «Мастера - начинающим: наставничество как творческий диалог» с обсуждением следующих актуальных вопросов:

-                  современный взгляд на наставничество: мнение молодых педагогов;

-                  что нужно сделать, чтобы традицию наставничества в школе сделать массовой;

-                  цифровая информационно - коммуникативная среда наставничества;

-                  эффективные форматы методической поддержки наставляемых;

-                  «учитель и ученик растут вместе» (Конфуций). Взаимодействие наставляемого и наставника как взаимовыгодный процесс;  

-                  современные подходы построения системы наставничества в МОУО, образовательных организациях.

Открывая мероприятие, со совами приветствия к участникам обратилась Бальжит Балдандоржиевна Дамбаева, ректор ИРО Забайкальского края, к.п.н. Говоря об особенностях организации и результатов региональных конкурсов в условиях «ограничений», Бальжит Балдандоржиевна подчеркнула значимость первого опыта проведения краевого конкурса «Быть учителем!» (далее -Конкурс) как мероприятия, являющегося структурным компонентом актуального направления педагогической практики –развитие наставничества, методология (целевая модель) которого, утверждена распоряжением Министерства Просвещения Российской Федерации (N Р-145 от 25 декабря 2019 г.). Создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров; создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности; формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации обозначены сквозными задачами модели наставничества, решение которых станет одним из важнейших результатов реализации федеральных проектов «Современная школа», «Учитель будущего», "Успех каждого ребенка"  "Молодые профессионалы» национального проекта «Образование».

Организаторами краевого Конкурса педагогов-наставников «Быть учителем!» стали ИРО Забайкальского края, Региональная общественная организация «Забайкальское педагогическое общество (далее- РОО ЗабПО), психолого-педагогический факультет ЗабГУ. Число участников -11 педагогов-наставников, представивших 6 муниципальных районов: Александрово-Заводский, Борзинский, Могойтуйский, Красночикойский, г.Чита, Шилкинский.

Далее выступил Зимирев Георгий Иванович, председатель РОО «Забайкальское педагогическое общество», к.социол.н., модератор «круглого стола» по теме «Развитие наставничества как актуальная задача современной стратегии развития образования. Итоги краевого конкурса педагогов – наставников «Быть учителем!»

Презентация

Актуализации проблемы наставничества способствовали ключевые обстоятельства:1) возникновение в общественном сознании, СМИ, социальных сетях запроса на новые функции воспитателя и учителя; 2) в настоящее время происходит смена поколений педагогов, формировавшихся в советское и постсоветское время, порождающая гендерный и возрастной дисбаланс; 3) волнообразное увеличение ИКТ- технологий способствует возрастанию запроса наперсонализированные и гибкие формы методической помощии поддержки учительства, в т.ч. учительской молодёжи; 4) одновременно с введением цифровых технологий сохраняется традиция наставничества в методической работе педагогических коллективов. В связи с этим задача усиления, обогащения ценности наставничества на основе методологических подходов П.А. Кропоткина (теория взаимопомощи); Ч.Х.Кули (теория социализации. Концепция«Значимого Другого»); М. Мид (теория типов культур); М.К. Петрова, В.Я. Нечаева (теория «социокодов» и типов культурного наследования) предстает исключительно своевременной. В 2019 году разработана методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися.

Комментируя итоги краевого конкурса педагогов - наставников «Быть учителем!», Георгий Иванович отметил: в соответствие с положением Конкурс включал очный и заочный этапы. Для экспертизы конкурсных материалов привлекались специалисты ЗабГУ, ИРО, Сретенского и Читинского педколледжей, ветераны педагогического труда, представители РОО ЗабПО.

Победителями Конкурса в номинации «Основное и среднее общее образование» стали:

1 место Дудкина Марина Вячеславовна, логопед МБОУ СОШ№19 г.Читы;

2 место Кривошеева Елена Николаевна, учитель математики МОУ СОШ с. Коротково Красночикойского района (Презентация);

3 место Дадукина Анастасия Николаевна, зам. директора по воспитательной работе МБОУ СОШ №8 г.Читы.

В номинации «Начальное общее образование»

1 место Лопатина Елена Александровна, учитель начальных классов МОУ СОШ №43 г.Борзи.

Победители Конкурса награждены Дипломами, участники Конкурса-Сертификатами.

Дмитриев Владимир Борисович, руководитель сети книжно - канцелярских магазинов «Генезис», социальный партнер организации Конкурса, в сообщении сделал акцент на перспективах возможностей развития сотрудничества компании, работающей в течение 27 лет, с педагогамишкол Забайкальского края. В частности, в марте 2020 года, «Генезис» издал комплект «Художники-фронтовики Забайкалья», посвященный 75-летней годовщине Победы, материалы которого могут использоваться при изучении учебных предметов «История», «Литература», «Изобразительное искусство», учебного курса «Забайкаловедение» и других.

В ноябре 2020 г.- хрестоматию по литературе Забайкалья для обучающихся 5-9 классов, объединившую произведения 25 писателей-земляков, членов Союза писателей России. Компания «Генезис» регулярно награждает победителей и призеров краевых конкурсов памятными подарками, поддерживает педагогические инициативы и открыта к расширению взаимодействия с образовательными организациями.

Комогорцева Ксения Викторовна, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №8 г. Читы, представила систему наставничества педагогов как одно из направлений методической работы школы, целью формирования которой является передача личного профессионального опыта, создание условия для повышения мотивации к дальнейшей педагогической деятельности, совершенствования и развития профессиональной педагогической компетентности. Деятельность в рамках системы наставничества обеспечена нормативно-правовой базой, планом работы, индивидуальными и групповыми формами сотрудничества педагогов- наставников и педагогов- наставляемых (проблемными и рабочими группами, методическими объединениями, педагогическим и методическим советами). В течение 2017-2020 годов 9 педагогов-наставников (Бахметьева, Е.А., Скубиева А.В. и др.) помогли 12 молодым педагогам, в том числе, выпускникам школы, успешно адаптироваться в профессии.

Презентация

Шатова Анастасия Фёдоровна, главный специалист Управления образованием администрации муниципального района «Красночикойский район» рассказала об организации наставнической деятельности в образовательных организациях муниципальной системы образования: сформированы нормативно-правовые основы деятельности, включающие документы всех уровней - от федерального до уровня образовательной организации. МОУО разработаны Положение о наставничестве, издан приказ о назначении наставников, утвержден План работы наставника с молодыми специалистом. В настоящее время в 16 школах работают 68 молодых педагогов. Своеобразными брендами района являются Гимн молодых педагогов, муниципальный Слет молодых педагогов, Грант Главы муниципального района. Активно работают муниципальный Совет молодых педагогов, методические объединения. В перспективе развития движения наставников-организация муниципальной Школы молодого педагога, муниципального Конкурса для молодых специалистов, проведение Недели молодого педагога.

 Презентация

Чебуштанова Анна Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Красночикойская СОШ № 2» Красночикойского района, поделилась впечатлениями о сотрудничестве со своим наставником-коллегой Натальей Ивановной Лишневской, учителем русского языка и литературы, сопровождающей молодого педагога в освоении методических основ работы, управления образовательной деятельностью на уроке и занятиях внеурочной деятельности, повышении профессиональной компетентности. Анна Николаевна выразила благодарность Наталье Ивановне как профсоюзному лидеру школы за повышение мотивации к участию в мероприятиях профсоюзной организации.

Каргина Полина Андреевна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 43 г. Борзи, в выступлении подчеркнула осознанность выбора педагогической профессии и решения работать в школе после обучения в Читинском педколледже. При этом молодой педагог призналась, что большую помощь в профессиональном становлении оказывает педагог- наставник Зимина Марина Николаевна, педагогический стаж которой составляет более 33лет. Профессиональное мастерство, творчество, неизбывное стремление понять ребенка, коммуникабельность Марины Николаевны-качества, помогающие молодому учителю поверить в себя и вдохновенно работать.

Сообщение Бушуевой Светланы Дмитриевны, учителя начальных классов МОУ СОШ № 43 г. Борзи, прозвучало как эмоциональная новелла о начале работы молодого специалиста, приехавшего в незнакомый город, и психолого- педагогической поддержке учителем- наставником Лопатиной Е.А. во вех вопросах: профессиональных, бытовых, личностных. Наставник показала как формировать позитивные отношения учителя и класса детей, учителя и родителей, учителя и педагогического коллектива, что значительно помогло Светлане Дмитриевне в профессиональном становлении.

Размышлениями о системе наставничества как долгосрочной стратегии поделилась Дудкина Мария Вячеславовна, логопед МБОУ СОШ №19 г.Читы, определив «коучинг» как вид наставничества, позволяющий наставнику и наставляемому общаться «на равных», наставнику «идти не впереди», а рядом, поддерживая подопечного и корректно помогая ему выбрать свой путь профессионального развития.

Портнова Людмила Константиновна, зав. кафедрой психологии и коррекционной педагогики ИРО, руководитель региональной ассоциации педагогов-психологов при обсуждении проблемы обратила внимание участников круглого стола  на «закрепление» в образовательных организациях педагогов-психологов, их поддержку педагогическими коллективами как специалистов, работающих на сохранение психологического здоровья участников образовательных отношений.

Балабон Светлана Олеговна, главный специалист «Забайкальской краевой организации профсоюза образования», говорила о созданном в 2018 году клубе наставников «Молодые-молодым», нацеленном на вовлечение молодых педагогов, победителей и призеров профессиональных конкурсов в активную работу по сопровождению коллег-педагогов в профессиональном совершенствовании и развитии. Модели взаимодействия могут быть различными: молодой педагог- наставник молодого специалиста; молодой педагог- наставник опытного педагога (в овладении ИКТ- компетенциям в условиях реализации моделей «дистанционного» и смешанного обучения).

Современный подход к наставничеству предполагает добровольный выбор данного вида педагогической работы и адекватную оплату. Кроме этого, необходимо мобильнее использовать возможности социальных сетей в создании профессиональных групп, сообществ молодых специалистов, которые должны быть «рабочими», действующими в современной цифровой образовательной среде, а также перспективы кооперации деятельности краевой организации профсоюзов образования, краевого ИРО, РОО ЗабПО, ЗабГУ.

Дамбаева Бальжит Балдандоржиевна, ректор ИРО, к.п.н. сделала акцент на новых форматах наставнического движения, расширяющего пространство коммуникаций. В настоящее время в соответствии с приказом Минобразования Забайкальского края, в ИРО создан региональный Центр наставничества, который будет выполнять функцию координатора действий по объединению усилий организаций, ведомств, учреждений в развитии наставничества как направления деятельности. Также следует обратить особое внимание на организацию наставничества учителем в процессе профориентационной работы со старшеклассниками с целью выбора ими педагогической профессии; аккумулировании опыта по распространению успешных практик по данной теме. В этом контексте, 18 декабря 2020 года на заседании регионального учебно-методического объединения, будет рассматриваться Примерное положение о наставничестве, на сайте ИРО появится тематическая страница по вопросам организации наставничества.

Порш Л.А., и.о. доцента кафедры управления образовательными организациями ИРО Забайкальского края, к. ф. н.