Полет на крыльях мечты

Блиц-интервью с участником Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России – 2020»

Гаревских Валентиной Савельевной, педагогом-психологом МАДОУ Детский сад № 10 «Чебурашка» г. Краснокаменск.

Подготовила интервью Л.К. Портнова, зав. кафедрой психологии и коррекционной педагогики ИРО Забайкальского края, к.пс.н

pic1Знакомьтесь: Валентина Савельевна! Наша сегодняшняя героиня блиц-интервью стала одним из участников конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России – 2020».

Л.К. Портнова. Валентина Савельевна, поделитесь, как Вы стали участником всероссийского конкурса?

К своей цели я шла долго. В 2019 году в 5 конкурсных дней вместилась вся моя педагогическая карьера. Это было нелегко, волнительно и ярко, эмоционально и беспокойно. Занятия, презентации и мастер-классы, кейсы, проектирование и беседа с министром. Выполнение каждого задания требовало энергии, сил, нервов и всегда возникал один вопрос: кто прошел в следующий этап? И каждый раз интрига. Конечно, где-то глубоко теплилась надежда. До последней минуты оглашения результатов никто не знал победителей. Переживание, волнение, дыхание учащается, и вот те самые слова, которые ждут все в едином напряжении: «На сцену приглашаются…Я стала победителем Краевого профессионального конкурса «Педагог-психолог Забайкалья – 2019».

Л.К. Портнова. Что Вы почувствовали, когда стали победителем регионального профессионального конкурса?

Во-первых, это большая ответственность. Твои слова, действия, поступки постоянно на виду. Необходимо гордо нести звание педагога-психолога года Забайкалья. Во-вторых, профессиональная активность. Оставаться на передовых позициях, идти в ногу со временем и работать на опережение – эти ожидания характерны для коллег профессионального сообщества. В- третьих, чувство профессионального сомнения – иду впереди, а все делаю правильно?

Л.К. Портнова. Что стало характерной особенностью этого конкурса?

Конкурс проводился во исполнение плана мероприятий по реализации «Концепции развития психологической службы в системе образования до 2025 года». Сроки его проведения: с 30 сентября по 5 октября 2020 года. Из 85 регионов в конкурсе приняли участие 64 педагога-психолога - победители региональных этапов. Очень интересно, что это были участники со всех концов нашей страны (от Камчатского края до Калининграда, от Чукотки до Севастополя), что создавало ощущение причастности к большому профессиональному сообществу.

     Принципиальным отличием данного конкурса от предыдущих было то, что в связи с эпидемиологической обстановкой федеральный этап Конкурса впервые проводился в дистанционном формате.

Л.К. Портнова.Валентина Савельевна, как была организована коммуникация с участниками из регионов, ведь это очень волнительно участвовать в конкурсе в дистанционном формате?

Несмотря на дистанционный формат, организация конкурса и его проведение были тщательно подготовлены, прошли без технических сбоев и неполадок. С начала и до завершения конкурса чувствовалосьмаксимальное внимание и уважение к участникам, желание сопровождать и помогать им в течение всех конкурсных дней.

 pic2

 

Церемония торжественного открытия Конкурса

 Предварительно состоялся установочный вебинар, где с пошаговыми инструкциями обсуждалась вся программа, начиная с торжественного открытия Конкурса до его закрытия. Здесь же в программе размещались ссылки на подключение к каждому мероприятию. Во время вебинара предварительно тестировался выход участников в эфир с проверкой изображения и звука. Для оперативного взаимодействия с участниками была создана группа в приложении WhatsApp.   То есть предварительно все последующие действия были доступны и понятны, и работать в дистанционном режиме было максимально комфортно.

Л.К. Портнова. Какие испытания были предложены участникам Конкурса?

   Федеральный этап Конкурса проводился в два тура. Экспертные испытания первого тура включали в себя четыре конкурсных испытания:

- «Характеристика профессиональной деятельности» (документ);

- «Визитная карточка» (видеоролик);

- «Защита реализуемой психолого-педагогической практики» (видеозапись группового занятия и текстовое описание представленной психолого-педагогической программы или проекта, в рамках которого проводилось данное занятие);

- «Блиц- интервью» (онлайн - испытание в форме экспресс-интервью по актуальным вопросам психологии образования).

    Л.К. Портнова. Какое испытание для Вас было новым и неожиданным?

В этом туре новым конкурсным испытанием было «Блиц-интервью», так как оно проводилось впервые и для участников и для экспертов. Конкурсанты заранее выбирали возрастную группу детей и проблематику обсуждения, представленную в программе. Например, мною был выбран дошкольный возраст и проблема «Трудности социальной адаптации обучающихся и проблемы их социального благополучия». До дня испытания список участников разбили на три группы, а в группах - по часовым поясам, по порядку с востока до запада (с учетом московского времени). У каждой группы была своя экспертная комиссия. Во время испытания и участник и члены экспертной комиссии находились на своих рабочих местах, а модераторы последовательно переключали экспертов на вопросы и участника на ответы. Считаю, что в моем случае это была конструктивная беседа, обсуждение проблемы с разных точек зрения.

    Л.К. Портнова. Каковы Ваши личные достижения в этом конкурсе?        

Пятнадцать участников Конкурса, набравших     наибольшее количество баллов по итогам первого тура федерального этапа (куда я, к сожалению, не вошла), участвовали во втором туре - суперфинале. Конкурсное испытание     суперфинала включало в себя одно мероприятие - «Профессиональные кейсы». Задания конкурсного испытания «Профессиональный кейс» были перечислены в Положении по тематическим направлениям, но только уже во время испытания участник выбирал конверт с заданием в присутствии жюри. Таким образом, участник должен был быть готов к решению кейсов по всем направлениям. Решение профессионального кейса проводилось в форме открытого дистанционного мероприятия, моделирующего психолого-педагогическую проблему (по желанию можно было заказать до трех волонтеров), анализ и оценку проблемной психолого-педагогической ситуации, а также решение проблемы и принятие решения. К сожалению, в силу технических возможностей, данное испытание не было доступно к просмотру никому из других участников, несмотря на многочисленные пожелания. Мой личный рейтинг участия в очном этапе – 80 баллов из 120 (71% результативности участия).

Среди участников суперфинала были выбраны три победителя, а остальным присуждены разные номинации («Лучшая психолого-педагогическая практика», «Лучшее блиц-интервью», «Лучший старт», «Покорение вершин профессиональной культуры» и др.). Все конкурсанты были награждены памятными дипломами.

     Л.К. Портнова. Валентина Савельевна, что почувствовали, когда не обнаружили свою фамилию в списках участников суперфинала?

В какой-то момент разочарование. Но, это была минутная слабость. Поддержка коллег, семейные дела, работа постепенно сгладили остроту эмоциональных переживаний и снова - настрой на позитив.

С интересом поработала с материалами   первого тура всех участников, которые доступны для ознакомления на официальном сайте Конкурса http://педагогпсихолог.рф. Было очень познавательно узнать новые направления, инновационные методы и находки в работе педагога-психолога. Анализ показал, что члены Экспертного совета и Жюри выделяют такие направления как: трудности профессионального самоопределения подростков; проблематика деструктивного поведения; сопровождение детей с ОВЗ, а также одаренных и высокомотивированных обучающихся; психологические проблемы участников образовательных отношений в условиях дистанционного обучения.

     Л.К. Портнова. Участие в конкурсе что-то позволило понять и осознать?

Отметила, что все участники в профессиональной деятельности выделили совершенствование своих профессиональных компетенций, активное участие в инновационной деятельности и научно-практических мероприятиях. И еще раз подтвердила свой вывод о том, что достоинство специалиста не имеет однозначной связи со стажем работы, а зависит от осознания места и роли своей профессии в своем учреждении, в системе образования.

     Л.К. Портнова. Ваши пожелания коллегам.

Желаю своим коллегам смело шагать в профессиональные конкурсы, не оглядываясь на желаемый результат. Для меня Конкурс стал ключевым профессиональным событием года, в котором само участие – доказательство профессионального мастерства, а самое главное – ситуация развития.

Л.К. Портнова. Валентина Савельевна, большая признательность и благодарность за профессиональное мужество, благородство и преданность профессии.