Симпозиумы
О работе круглого стола «Обучение родному языку в современной образовательной среде: этнокультурный аспект»
- Подробности
-
Опубликовано: 17 февраля 2023
В рамках межрегионального научно-практического симпозиума «Современные тенденции и перспективы изучения родных языков и поликультурного воспитания детей и молодежи: проблемы и региональные практики» 16 февраля 2023 состоялся круглый стол «Обучение родному языку в современной образовательной среде: этнокультурный аспект».
В работе тематической площадки приняли участие учителя русского, родного языков, педагогические работники, курирующие вопросы воспитания, работники учреждений дошкольного образования - всего 23 человека.
Преемственность в духовной сфере обеспечивается, прежде всего, языком, хотя и другие знаковые средства играют немаловажную роль. Но язык — это особая категория знаков, универсальная категория, синтезирующая в себе все другие знаковые системы, составляющая основу всей культуры говорящего на нём народа. И справедливо было бы заметить, что никакая другая знаковая система не может сравниться с ним по своему культурному значению. Именно об этом шла речь на тематической площадке симпозиума «Обучение родному языку в современной образовательной среде: этнокультурный аспект». Заданные для обсуждения вопросы позволили сгруппировать материалы участников в несколько блоков, каждый из которых логически продолжал предшествующий:
- роль родного языка в формировании языковой картины мира
- сохраняя язык – сохраняем культуру
- родной язык в ДОУ или «всё начинается с детства…»
- инновационные технологии в изучении и преподавании родного языка.
Специалисты научного центра по сохранению, возрождению и документации языков России Института языкознания РАН, участники Круглого стола, уверены в том, что сохранение родного языка зависит от многих факторов, в том числе от создания естественной языковой среды, в которой язык использовался бы для общения между людьми разных возрастов.
Участники площадки - дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные школы г. Улан - Удэ (р. Бурятия), Иркутской области, республики Алтай, Луганской народной республики и Забайкальского края не только представили опыт своей деятельности по сохранению и развитию родных языков, но и поставили важные проблемные вопросы, связанные с тем, как должно осуществляться обучение родным языкам.
Стоит отметить особую заинтересованность педагогов общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций учебно- исследовательской проектной деятельностью по темам, связанным с историей развития родных языков, сохранением народных традиций, формированием отдельных социокультурных явлений, ставших неотъемлемыми событиями современной жизни.
При этом нельзя не заметить того факта, что нарастание тематических линий, увеличение объектов исследований, обусловлены целенаправленностью и системностью педагогического сопровождения, осуществляемых на уроках, занятиях внеурочной деятельности.
Результаты исследований обучающихся, воспитанников ДОУ регулярно представляются на научно - практических конференциях, конкурсах, фестивалях, праздниках.
Подводя итоги работы площадки, участники были единодушны в мнении о том, что исчезновение любого языка означает невосполнимую утрату, поскольку в языках заключен огромный объем человеческих знаний; языки являются инструментом социализации, выражения и передачи социальных и культурных традиций; они служат средством самоидентификации и представляют большую ценность.
Филонова В.В.
методист РМЦ ГУ ДПО
«Институт развития образования Забайкальского края»
#ГодНаставника2023, #ГодПедагога2023, #Забайкальскийкрай, #ГодПедагогаНаставника, #ГПиН2023