Симпозиумы
РЕЗОЛЮЦИЯ X Всероссийского симпозиума с Международным участием «Современные тенденции и перспективы развития доступного образования детей с особыми образовательными потребностями»
- Подробности
-
Опубликовано: 28 ноября 2020
30 октября 2020 года состоялся X Всероссийский симпозиум с Международным участием «Современные тенденции и перспективы развития доступного образования детей с особыми образовательными потребностями». Организаторами Симпозиума выступили Министерство образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края, ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края».
Это социально значимое мероприятие в системе образования Забайкальского края объединяющее усилия науки, практики и общественности в развитии доступного и качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов отмечает десятилетний юбилей.
Участниками симпозиума стали специалисты органов управления образованием, руководители и педагогические работники организаций дошкольного, общего, специального, дополнительного и профессионального образования, специалисты внутришкольных служб комплексного сопровождения и Центров психолого-педагогического имедико-социального сопровождения, руководители и специалисты учреждений социальной защиты и здравоохранения, родительская общественность - всего более 300 человек.
В работе симпозиума приняли участие специалисты гг.Москва, Хабаровск, Иркутск, Ростов - на - Дону, Республики Марий Эл , Республики Бурятия; международное участие заявили специалисты Монголии и Китайской народной республики.
Участники симпозиума обсудили широкий круг теоретико-методологических, философских, организационно-управленческих вопросов организации инклюзивного образования на пленарном заседании и в рамках проведения таких форм работы как:
- проектная мастерская «Образовательная среда для детей с ОВЗ в условиях дополнительного образования» (нормативно-правовые основы организации обучения и воспитания детей с ОВЗ по дополнительным общеразвивающим программам дополнительного образования;диссеминация инновационного опыта и лучших педагогических практик в работе с детьми с ОВЗ в условиях дополнительного образования;технологии комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения детей с ОВЗ в условиях дополнительного образованиякрая);
- методический марафон «Формирование предметных компетенций у детей с ОВЗ на уровне основного общегообразования;
- презентационный митап«Актуальные вопросы образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в условиях реализации ФГОС».
В ходе работы тематических площадок были актуализированы вопросы:
- организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов и взаимодействие всех субъектов образовательного процесса;
- организация комплексного сопровождения обучающихся с ОВЗ;
- построение индивидуального образовательного маршрута, обучающегося с ОВЗ с определенным видом нарушения;
- разработка рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии по организации психолого-педагогического сопровождения в ОУ;
- пути формирования готовности педагогов к повышению своего профессионального мастерства в плане овладения современными образовательными технологиями;
- реализация и популяризация творческих инициатив и новаторства воспитателей, учителей, учителей-логопедов, педагогов-психологов, методистов, руководителей, научных работников;
- распространение передового опыта, стимулирование методического творчества и инновационной деятельности педагогов общеобразовательных организаций;
- обеспечение всех участников образовательных отношений необходимой методической, психологической, медицинской и социальной поддержкой.
Участники симпозиума отмечают, что в современных условиях ограничительных мероприятий проблемы обучения и воспитания детей с ОВЗ выходят на первый план в психолого-педагогических исследованиях и определяют векторы модернизации общего и специального образования.
Участники симпозиума констатируют, что проводимая психолого -педагогическая работа по коррекции и компенсации психических и психофизических недостатков в развитии детей дошкольного и школьного возраста требует создания особых условий и определяет необходимость сохранения в Забайкальском крае сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Признавая актуальность и ценность реализации современных образовательных моделей организации образовательной деятельности детей с ОВЗ в условиях дополнительного образования необходимо поддержать разработку и внедрение предложенных в рамках симпозиума структурно-функциональных, организационных, содержательных и технологических компонентов в систему специального образования детей с ОВЗ, в сферу инклюзивного дошкольного и школьного образования, в содержание подготовки специалистов в области дефектологии.
Участники симпозиума рекомендуют:
Министерству образования Забайкальского края:
• усилить взаимодействие между Министерством образования Забайкальского края, Министерством здравоохранения и Министерством труда и социального развития по решению организационных вопросов раннего сопровождения детей с ОВЗ и детей – инвалидов в условиях ограничительных мероприятий;
- усилить контроль за выполнением рекомендаций ПМПК со стороны образовательных организаций;
- содействовать конструктивному сотрудничеству на условиях позитивного партнерства образовательных организаций с общественными и родительскими организациями и другими социальными партнерами, в сферу деятельности которых входит сопровождение детей с ОВЗ и детей с инвалидностью.
Институту развития образования Забайкальского края:
- разработать и реализовать систему мероприятий по обеспечению профессиональной подготовки и переподготовки педагогов и руководителей образовательных организаций, с целью индивидуализации образовательных программ и вариативности форм организации обучения на всех уровнях общего, среднего и высшего профессионального образования.
- совершенствовать банк технологических и модельных решений по развитию инклюзивного образования в период ограничительных мероприятий;
- провести анализ образовательных программ по подготовке педагогических работников в области инклюзивного образования в период ограничительных мероприятий;
- разработать методические рекомендации по прогрессивным организационно-методическим и технологическим моделям развития дополнительного образования для детей с ОВЗ.
Руководителям образовательных организаций:
- содействовать конструктивному сотрудничеству на условиях позитивного партнерства образовательных организаций с общественными и родительскими организациями и другими социальными партнерами, в сферу деятельности которых входит сопровождение детей с ОВЗ и детей с инвалидностью;
- проводить популяризацию идей инклюзивного образования с активным привлечением СМИ, в том числе через организацию конкурсов педагогического мастерства;
- способствовать продвижению идей инклюзивного образования, принятию принципов и приоритетов инклюзии в обществе через поддержку реализации социально-ориентированных проектов (совместно с образовательными организациями);
• создать условия по организации дистанционного обучения детей с ОВЗ и детей – инвалидов, усилив информационную поддержку родителей детей с ОВЗ в разных формах по вопросам реализации индивидуальных маршрутов.
Организациям дополнительного образования детей:
•инициировать разработку и реализацию дополнительных общеразвивающих программ педагогов по работе с детьми с ОВЗ;
•способствовать тиражированию лучшего опыта комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения детей с ОВЗ и детей – инвалидов.
Общественным организациям:
• организовать информационную поддержку родителей детей с ОВЗ и детей с инвалидностью в условиях ограничительных мероприятий;
• разработать и проводить общественный контроль (мониторинг и оценку), учитывающий не только количественные, но и качественные показатели реализации прав обучающихся с ОВЗ и лиц с инвалидностью на доступное качественное образование по месту жительства в условиях ограничительных мероприятий;
- участвовать в разработке и принятии решений экспертных советов и рабочих групп при государственных учреждениях, занимающихся вопросами образовательной и социальной инклюзии;
- проводить общественную кампанию по просвещению родителей о принципах и целях инклюзивного образования.