Симпозиумы
Аналитические материалы X Всероссийский симпозиум с международным участием «Современные тенденции и перспективы развития доступного образования детей с особыми образовательными потребностями» приветственное слово гостей симпозиума
- Подробности
-
Опубликовано: 03 ноября 2020
30 октября 2020 г. в Центре информационных технологий образования и дистанционного обучения ГУ ЦПО «ИРО Забайкальского края» состоялся X Всероссийский симпозиум с международным участием «Современные тенденции и перспективы развития доступного образования детей с особыми образовательными потребностями», в котором приняли онлайн-участие более 100 педагогов, представлявших различные регионы Российской Федерации.
X Всероссийский симпозиум с международным участиемоткрыло приветствие ректора ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», к.п.н. Б.Б. Дамбаевой, которая отметила юбилейный статус Симпозиума и провела экскурс в историю мероприятия, поблагодарив за многолетнее сотрудничество по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ коллег из Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург), Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Екатеринбург), Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи (г. Санкт-Петербург), Бурятского республиканский институт образовательной политики (Респ. Бурятия), Тихоокеанского государственного университета (г. Хабаровск) и др.
Организация широкого взаимодействия педагогической общественности в рамках Международного симпозиума «Современные тенденции и перспективы развития доступного образования детей с особыми образовательными потребностями» по вопросам развития доступного и качественного образования детей с ОВЗ позволила обсуждать актуальные вопросы и делиться наработанным опытом в этой сфере.
Подчеркнув значение Симпозиума как востребованной площадки для представления и обобщения опыта, обсуждения самых актуальных и дискуссионных проблем в воспитании обучении развитии детей с ОВЗ и значительность работы ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» и Министерства образования науки и молодежной политики Забайкальского края по его организации, Б.Б. Дамбаева предоставила слово почётным гостям симпозиума.
Ольга Борисовна Григорьева, логопед-консультант частного логопедического центра (г. Москва), поблагодарила коллег, с которыми она много лет работала в ИРО Забайкальского края и выразила удовлетворение от того, что направление по совершенствованию системы образования детей с ОВЗ в Забайкальском крае продолжает оставаться интересным, уникальным и инновационным. О.Б. Григорьева подчеркнула роль ИРО Забайкальского края в научном обосновании аксиологических основ генезиса развития основ специального образования, в создании Ассоциации специальных педагогов, которая продолжает быть востребованной на всей территории Российской Федерации и объединении всех заинтересованных сторон для научного и практического взаимодействия по проблеме обучения детей с ОВЗ. В заключение своего приветственного слова Ольга Борисовна поблагодарила коллег за верность и преданность профессии, выразила признательность за плодотворную совместную работу и пожелала участникам симпозиума успехов, творческого поиска, оптимизма и находок, реализации намеченных планов.
Надежда Павловна Эпова, директор центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, к.психол.н., доцент, региональный координатор федерального проекта «Учитель будущего» (г. Ростов-на-Дону) поздравила участников с десятилетием Симпозиума и пожелала процветания и продуктивной работы. Она отметила успехи системы образования Забайкальского края и выразила радость за востребованность Симпозиума в течение десяти лет, что подтверждает актуальность и востребованность проблематики этого научного мероприятия.
Любовь Николаевна Блинова, доцент кафедры теории и методики педагогического и дефектологического образования ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет, к.п.н. (г. Хабаровск), высоко оценив созданную в Забайкалье региональную систему сопровождения детей с ОВЗ для обеспечения их образования и социализации, подтверждающую компетентность педагогов, способных обеспечить индивидуальную траекторию обучения и развития детей с ОВЗ в условиях специального, интегрированного и инклюзивного образования и отметив роль Международного симпозиума в подготовке компетентных педагогов, готовых к решению актуальных проблем в этой сфере, пожелала участникам симпозиума плодотворной работы и интересного диалога.
Елена Леонидовна Инденбаум, заведующая кафедрой комплексной коррекции нарушений детского развития ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», д.психол.н., профессор (г. Иркутск), поблагодарила организаторов симпозиума за возможность поздравить его участников с началом работы. Она отметила высокие достижения в нормативном и методическом обеспечении работы с детьми с ОВЗ, помогающие в решении многих специфических проблем и выразила надежду на обращение в рамках симпозиума к актуальной проблеме индивидуального подхода к обучению детей с ОВЗ, особенно в дистанционном режиме. Елена Леонидона пожелала участникам симпозиума максимально использовать те ресурсы, которые уже находятся в распоряжении педагогов, творческих достижений и эмоционального благополучия.
После завершения приветственных выступлений состоялось награждение Благодарственными письмами Министерства образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края, ГУ ДПО «Института развития образования Забайкальского края» ветеранов, сотрудников, внесших значительный вклад в развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья, которое провела ректор ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», к.п.н. Б.Б. Дамбаева, тепло и эмоционально поздравившая всех награждённых.
Продолжил пленарное заседание X Всероссийского симпозиума с международным участием «Современные тенденции и перспективы развития доступного образования детей с особыми образовательными потребностями» пленарный доклад «Эффективные практики реализации ФГОС и адаптированных образовательных программ основного общего образования для детей с ОВЗ в Забайкальском крае», с которым перед участниками симпозиума выступила Б.Б. Дамбаева, ректор ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», к.п.н. Было отмечено, что в Российской Федерации и в Забайкальском крае система работы с обучающимися с ОВЗ, в том числе детьми с инвалидностью, продолжает формироваться по двум направлениям: развитие системы инклюзивного образования и сети специальных коррекционных школ и детских садов, которые выполняют функцию учебно-методических, или ресурсных центров, оказывая психолого-педагогическую помощь педагогическим работникам ОО, детям, родителям. В 2020 г. Забайкальский край участвует в реализации мероприятий государственной программы «Развитие образования» и активно работает в направлении модернизации содержания и технологий образования детей с ограниченными возможностями здоровья, т.е. обеспечивает развитие инклюзивного образования в регионе. Главным потенциалом ресурсных центров являются высокопрофессиональные специальные кадры и наличие эффективных практик коррекционной педагогики.
Бальжит Балдандоржиевна перечислила основные тенденции и направления развития практики образования детей с ОВЗ в регионах РФ, которые реализуются посредством государственной программы «Развитие образования», мероприятий национального проекта «Образование» проекта «Доброшкола»: расширение образовательного пространства и сети образовательных организаций; создание доступной среды, обеспечивающих успешную социализацию детей с ОВЗ; развитие практики социализации, профориентации, постинтернатного сопровождения; расширение образовательных траекторий профессионального образования, профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации педагогических работников для работы с такими детьми, информационная открытость системы образования детей с ОВЗ и детей с инвалидностью. Среди перечисленных результатов деятельности в Забайкальском крае ректор обратила внимание на лучшие практики Забайкальского края, среди которых обеспеченность нормативной базой для реализации права всех детей с ОВЗ на образование и комплексное сопровождение, подготовленное квалифицированное педагогическое сообщество по реализации ФГОС и АОП ООО для детей с особыми потребностями посредством проведения КПК по ДПП и профессиональной переподготовки, подготовки пакета технологий по реализации АОПП, АОП, СИПР для детей с ОВЗ, с инвалидностью. Кроме того, в Забайкалье расширена и институционально закреплена региональная инфраструктура стажировочных и опорных площадок – носителей эффективных региональных модельных практик.
Б.Б. Дамбаева подчеркнула значение разработки адаптированных образовательных программ (проектирования, реализации, анализа и коррекции), позволяющих педагогу структурировать и систематизировать необходимый учебный материал, а также фокусироваться на конкретных задачах.
Ректор подчеркнула активное взаимодействие ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» с ведущими вузами страны в рамках проблемы симпозиума, в частности, проведение курсов повышения квалификации и программ переподготовки педагогических кадров в регионе с участием высококвалифицированных специалистов и включение в курсы повышения квалификации, предлагаемые ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», обязательного модуля – стажировочных мероприятий, на которых осваиваются наиболее эффективные практики, осуществляя диссеминацию лучших педагогических достижений.
Б.Б. Дамбаева акцентировала значение симпозиума как основной площадки для диссеминации положительного педагогического опыта, наработанного в регионе в процессе реализации ФГОС и адаптированных образовательных программ общего образования для детей с ОВЗ, актуализировала значение работы по этой проблеме ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», реализующего дорожную карту по созданию специальных условий получения общего и дополнительного образования обучающихся с инвалидностью и детей с ОВЗ на 2019-2020 гг., упомянула об апробации примерных адаптированных образовательных программ, повсеместное внедрение начнется в 5 классах в 2021-2022 учебном году.
В заключение своего выступления ректор ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» озвучила статистику проведения юбилейного симпозиума, в котором приняли участие более 3000 человек, а форматами представления лучших практик стали межрегиональные вебинары, заседания методического объединения педагогов-психологов специальных (коррекционных) школ, образовательный салон логопедов, проблемный семинар, демонстрационная сессия, экспертный марафон, стратегическая сессия, мастерская психолого-педагогического консультирования родителей.
Продолжило пленарное заседание выступление В.Ц. Цыренова, ректора ГАО ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики», д.п.н. который в своем докладе «Система специального образования в республике Бурятия на современном этапе» отметил, что в Республике Бурятия на данном этапе проживает и обучается более пяти тысяч детей, включенных в единый образовательный процесс региона. Именно такие дети наиболее уязвимыми на рынке труда становятся, поскольку на современном этапе востребованы люди, умеющие коммуницировать и отвечать глобальным экономическим вызовам. В связи с этим в Республике создано шесть центров ранней помощи обучающимся с ОВЗ и детям с инвалидностью. Кроме того, ректор отметил ряд трудностей и противоречий в образовании детей с тяжелыми нарушениями в условиях образовательных организаций: методические, психолого-педагогические, кадровые и др. Важным аспектом в условиях инклюзивного образования является подготовка и переподготовка узких специалистов (логопедов, дефектологов, психологов и др.).
О.В. Кучергина, руководитель Центра инклюзивного образования ГАО ДПО «Институт развития образования Иркутской области», к.п.н. рассказала о системе «Региональной поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования: достижения и перспективы развития». Ежегодно увеличивающееся количество обучающихся с ОВЗ в Иркутской области обусловило создание специальных условий для таких детей: обеспечение доступности территорий и зданий, создание безбарьерной архитектурной среды в ОО; активизацию разработки и реализации адаптированных образовательных программ; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; предоставление услуг тьютора; использование в образовательном процессе специальных дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и сверстниками, направленное на взаимодействие семьи и ОО и др. В 2019-2024 гг. в рамках реализации регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» для тридцати восьми коррекционных школ будет приобретено специальное оборудование в целях качественной организации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ.
И.Ю. Долуев, к.и.н., руководитель программ регионального развития Федерального проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем», лауреат премии города Москвы в области образования (2019 г.) (г. Москва) посвятил своё выступление проблеме реализации Федерального образовательного Проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем».Он рассказал об истории создания, целях и задачах Проекта, направленного на проектирование и внедрение образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении в медицинском учреждении; рассказал о партнёрах Проекта, его достижениях на сегодняшний день. Одним из важных достижений группы, реализующей проект, стало создание нормативной базы, которая включает в себя Методические рекомендации по обучению детей, находящихся на длительном излечении и Письмо Рособрнадзора о лицензировании образовательных учреждений, которые ведут свою работу в медицинских учреждениях. Большое внимание Иван Юрьевич уделил проблемам семьи, в которой растут и воспитываются дети с особенностями здоровья и развития. В завершение своего выступления И.Ю. Долуев пригласил коллег к активному и полезному обмену опытом.
Заместитель директор по дошкольному и дополнительному образованию ГОУ «Забайкальский центр специального образования «Открытый мир» Ольга Ивановна Голомазова в своём докладе «Дополнительное образование детей в условиях современности: реальные возможности и новые горизонты» рассказала об особенностях работы центра, в котором обучаются дети с особыми образовательными потребностями различных нозологических групп. В Центре созданы все необходимые условия для самореализации детей, а педагоги ведут методическую инновационную деятельность, широко используют современные методики, направленные на развитие и обновление содержания дополнительного образования. Центр активно использует возможности интеграции с культурными, туристическими, спортивными организациями, что помогает особым детям раскрыть свои дарования и таланты, обрести вкус к творчеству, сделать первые шаги в будущей профессии.
Итоги проведения Х симпозиума с международным участием «Современные тенденции и перспективы развития доступного образования детей с особыми образовательными потребностями» подвела проректор по научно-методической работе ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», к.ф.н. И.А. Грешилова. Она указала на значение таких мероприятий как площадки для обсуждения актуальных образовательных проблем и поиска перспективных стратегий их решения; поблагодарила коллег за участие в юбилейном симпозиуме, пожелав им сил и энергии в нелёгком труде, обеспечивающем создание качественных и доступных условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Аналитики:
Е.В. Дробная,
ст. преподаватель кафедры гуманитарного образования
ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края»,
канд. культурологии;
Л.Н. Фефелова,
ст. методист кафедры гуманитарного образования
ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края»