30 октября 2020 г. в Центре информационных технологий образования и дистанционного обучения ГУ ЦПО «ИРО Забайкальского края» состоялся X Всероссийский симпозиум с международным участием «Современные тенденции и перспективы развития доступного образования детей с особыми образовательными потребностями», в рамках которого проводилась проектная мастерская «Образовательная среда для детей с ОВЗ в условиях дополнительного образования».

Актуальность мероприятия обусловлена тем, что доступное и качественное образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает апробацию новых подходов к организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, создание психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов. Актуальное состояние проблемы, противоречия теории и практики специального образования, коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ требуют глубокого изучения, конструирования и внедрения новых решений, а также поиск вариативных моделей образовательной интеграции и инклюзии, социального и сетевого партнерства, межведомственного взаимодействия.

В рамках состоявшейся проектной мастерской прозвучало выступление доцента кафедры управления образовательными организациями ГУ ДПО «Институт развития образования» Забайкальского края Светланы Владимировны Кузьминой «Нормативно-правовые основы организации обучения и воспитания детей с ОВЗ по дополнительным общеразвивающим программам дополнительного образования», которая рассмотрела стратегические линии российской образовательной политики в интересах детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, обеспечивающие соблюдение социально-правовые гарантий на получение качественного дополнительного образования; раскрыла нормативно-правовые основы организации обучения и воспитания детей с ОВЗ по дополнительным общеразвивающим программам с применением современных образовательных моделей организации образовательной деятельности. Онлайн-участники проектной мастерской обсуждили прогрессивные организационно-управленческие и технологические модели развития дополнительного образования для детей с ОВЗ, познакомились с дополнительными общеразвивающими программами, обеспечивающими соблюдение социально-правовых гарантий на получение качественного дополнительного образования детей с ОВЗ. Значительный интерес участников проектной мастерской вызвали современные образовательные модели организации учебного процесса в учреждении дополнительного образования и представленное на секции нормативно-правовое обеспечение модели сетевого взаимодействия на различных уровнях: федеральном, региональном и на уровне образовательного учреждения.

В завершении работы проектной мастерской её участники отметили состоявшийся конструктивный обмен мнениями, знаниями, призвали к консолидации усилий специалистов в решении вопросов нормативно-правовой основы организации обучения и воспитания детей с ОВЗ по дополнительным общеразвивающим программам дополнительного образования.

Аналитик: В.Е. Кречун,
методист, кафедры психологии и коррекционной педагогики
ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края»