19 марта 2021 года в рамках инновационной сессии «Педагогическая практика: актуальные вопросы, достижения и инновации» состоялся Кураторский форум «Механизмы и инструменты деятельности куратора проекта «500+»»

Модераторы:
Грешилова Ирина Александровна, проректор по НМР ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», к.филос.н., доцент
Кузьмина Светлана Владимировна, доцент кафедры управления образовательными организациями ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края»

Аналитик:
Атавина Валентина Семёновна, ст. методист кафедры управления образовательными организациями ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края»

Участники: кураторы, муниципальные координаторы проекта «500+»

Цели и задачи:

  1. профессиональное обсуждение эффективных механизмов и инструментов деятельности по повышению качества образования школ - участников проекта «500+» на основе анализа рискового профиля
  2. разработка концептуальных предложений в проекты Дорожных карт школ - участников проекта «500+» на основе определения приоритетных направлений деятельности

В работе Кураторского форума «Механизмы и инструменты деятельности куратора проекта «500+»» приняли участие:

1. Грешилова Ирина Александровна, проректор по НМР ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», к.филос.н. выступила с темой «Организация методической поддержки школ с низкими результатами обучения в проекте «500+»: комплексный подход». Особое внимание она уделила качеству образовательной системы как многокомпонентной характеристике. Она отметила, что образовательная система высокого качества позволяет каждому обучающемуся достигать высоких результатов, несмотря на условия, в которых его школа реализует образовательную программу. Она подробно рассмотрела обобщенные факторы риска низких результатов (низкий кадровый потенциал, дефицит материальных ресурсов, неблагоприятная учебная атмосфера) и лидирующие образовательные системы (практика адресного применения мер поддержки), цели и задачи федерального проекта адресной методической помощи школам с низкими результатами обучения «500 +», принципы реализации адресной методической помощи муниципальными координаторами (участие в разработке мер поддержки ШНОР) и кураторами - проводниками новых идей для дальнейшего развития школы.

2. Кузьмина Светлана Владимировна, доцент кафедры управления образовательными организациями ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» в своем выступлении раскрыла тему «Рисковый профиль школы как инструмент проектирования стратегических направлений развития». Она сказала, что рисковый профиль школы — это результат анализа контекстных данных по школе на основе анкетирования руководителя, педагогов, учеников и их родителей. Подробно остановилась на полученных результатах анкетирования участников образовательных отношений школ - участников, а именно на 10 факторах риска и их значимости (высокой, средней, низкой), которые были определены для каждой школы.

3. Порш Людмила Александровна, и.о. доцента кафедры управления образовательными организациями, к.ф.н., в выступлении «Отбор механизмов и инструментов управления повышением качества образования» подчеркнула актуальность проблемы повышения качества образовательных результатов для школ, участников проекта адресной методической помощи («500+») и значимость деятельности кураторов, сфокусированной на помощи в достижении более высоких результатов. Взаимодействие управленческих команд «проектных» школ и куратора будет выстраиваться на основе соединения двух направлений: проблемно- ориентированного анализа актуальных рисков профилей школ, участвующих в федеральном проекте, с привлечением позитивных управленческих практик куратора и отбора механизмов и инструментов управления, оптимальных в условиях конкретной школы, для обеспечения повышения качеств образования. Особое внимание участников проекта должно быть уделено формированию и развитию внутренних механизмов оценки качества образования (ВСОКО, административный контроль); повышению профессиональной компетентности педагогов (индивидуальные программы педагогического роста; профессиональное взаимодействие педагогов на основе проектных, творческих, инновационных команд; наставничество и др.); повышению учебной мотивации обучающихся, обновлению направлений взаимодействия школы с родителями; обеспечению благоприятного уклада жизни школы. Итоговыми концептуальными документами, отражающими стратегию перехода «проектных» школ в эффективный режим функционирования, станут: дорожная карта мер по выходу из кризисной ситуации и программа повышения качества образования.

4. Портнова Людмила Константиновна, зав. кафедрой психологии и коррекционной педагогики ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края, к.псих.н. выступила по теме «Экология взаимоотношений: куратор и школа». Она презентовала принципы взаимодействия куратора со школой, цели и тактику. Особое внимание при взаимодействии куратора со школой, наряду с общей целью (адресная методическая помощь, консультационная), Людмила Константиновна посоветовала обратить внимание на психологическую - оказание психологической поддержки и помощи. При взаимодействии куратора со школой она предложила использовать утверждения, которые помогут успешности в работе.

5. Старчаков Владимир Поликарпович, директор МБОУ СОШ № 11 г. Читы в своем выступлении «Актуализация проблемы повышения качества образования на основе анализа рисковых профилей школы» представил основные управленческие подходы к обеспечению повышения качества образовательных результатов, достижение которого для курируемых школ, в контексте проекта, является основной целью. Предложенная практика построения и реализации модели управления качеством образования, управленческая команда школы под руководством Владимира Поликарповича будет использоваться как базовый стержень своей работы в статусе «куратора».

6. Азбукина Елена Николаевна, директор МБОУ СОШ № 50 г. Читы в выступлении на тему «Первоочередные задачи руководителя школы, участника проекта «500+»: взгляд куратора» рассказала о планируемых этапах работы куратора и школы.

7. Уварова Галина Федоровна, директор МОУ «Газимуро-Заводская СОШ» Газимуро-Заводского района и куратор у МОУ Нерчинско-Заводская СОШ и МОУ Шелопугинская СОШ, выступая по теме «Командообразование как инструмент развития образовательной организации», остановилась на одном из основных направлениях в повышении качества образования. Цель куратора сегодня: обеспечить качественную адресную методическую поддержку, подобрать те формы, механизмы и действия, которые будут работать в данных школах и принесут результат. Описала основные характеристики команды, принципы оказания командной адресной помощи, и задачи работы куратора.

8. Кравченко Светлана Ильинична, директор МОУ СОШ № 63 п. Чернышевск Чернышевского района раскрыла в своем выступлении тему «Координация деятельности куратора и управленческой команды как условие достижения цели школы в проекте «500+»». Куратор консультирует, помогает, направляет ШНОР и работает вместе с ней. МОУ СОШ № 63 п. Чернышевск является куратором 2-х школ: МОУ СОШ с.Утан и МОУ СОШ с.Алеур. Изучив рисковый профиль школ, куратор спланировал мероприятия по их преодолению.

9. Кузнецова Марина Викторовна, директор МОУ «Красночикойская СОШ № 2» Красночикойского района в своем выступлении «Кураторство как партнёрство» рассказала, что спланированы семь этапов работы со школой. На данный момент выполнены всего три:

  • первый контакт директоров школ,
  • изучение школьного сайта, социальных сетей, независимых источников,
  • изучение рискового профиля.

Вся последующая работа будет построена на принципе сотрудничества, когда каждый участник проекта разделяет ответственность за его результат и готов к сотрудничеству с другими участниками проекта для достижения общих целей.

10. Никонов Руслан Викторович, директор МБОУ СОШ № 49 с углубленным изучением английского языка г. Читы, к.п.н. раскрыл тему «Переход школы с низкими образовательными результатами в эффективный режим функционирования: модель управления» как проект, определив проблему, объект и предмет управления, цель проекта и задачи по повышению качества образовательных результатов.

Завершающим мероприятием Кураторского форума «Механизмы и инструменты деятельности куратора проекта «500+»» стало «Проектирование дорожных карт». Участники группы под руководством модераторов работали с десятью рисковыми профилями, по каждому профилю заполнили таблицу, ответив на вопросы:

ü    Что будем делать?

ü    Какой результат получим?

Подводя итоги работы Кураторского форума «Механизмы и инструменты деятельности куратора проекта «500+»», можно сказать, что совместными усилиями кураторов и коллективов школ - участников проекта «500+», которые разработав концептуальные документы, отражающими стратегию перехода «проектных» школ в эффективный режим функционирования, разработают концептуальные предложения в проекты Дорожных карт на основе определения приоритетных направлений деятельности по выходу из кризисной ситуации и программу повышения качества образования, выполнив все запланированные в них мероприятия с использованием эффективных механизмов и инструментов деятельности по повышению качества образования школ - участников проекта «500+» на основе анализа рискового профиля повысят качество образовательных результатов.

 Аналитик:

Атавина Валентина Семёновна, ст. методист кафедры управления образовательными организациями ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края»