24 ноября 2022 года в рамках ХI всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы современного детства: новая образовательная реальность и ее ценностные основания» состоялась работа проектной мастерской «Современные технологии обучения и воспитания в новой образовательной реальности», в которой приняли участие заместители директоров, методисты, педагоги-организаторы, учителя педагоги дополнительного образования из ГО п. Агинское, ГО г. Читы, Агинского, Могочинского, Нерчинского, Тунгокоченского, Оловяннинского, Краснокаменского районов Забайкальского края, а также СОШ Хойтобэе Республики Бурятия.

Целью работы площадки стало совершенствование профессиональных компетенций в области применения цифровых технологий обучения и воспитания. В работе мастерской были отражены теоретические и практические вопросы, проблемы и перспективы использования в процессе обучения и воспитания цифровых платформ, ресурсов, инструменты и условия.

Открывая работу площадки, Эмилия Чойжалсановна Жамбалова, проректор по научно-методической работе ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», отметила актуальность темы, так как технологии развиваются быстрыми темпами и педагогам, работающим с детьми важно понимать, осваивать, использовать современные средства, инструменты, ресурсы, которые существуют на сегодняшний день.

Первой представила спектр разнообразных цифровых технологий обучения и воспитания Надежда Николаевна Замошникова, к.п.н, доцент, заведующий кафедрой математики и информатики ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет». В своем выступлении «Цифровые ресурсы, платформы, средства», Наталья Николаевна представила основные инструменты, которые можно использовать как в дистанционном, так и смешанном формате обучения. Одним из таких инструментов, по мнению докладчика, может быть корпоративный мессенджер Discord, который является полноценным аналогом подобных программ. Он поддерживает не только чаты, но достаточно качественно и хорошо позволяет работать со звуком, с видеоматериалами. Данная программа бесплатна, в ней доступен чат для общения, есть возможность быстрого поиска пользователя, удобные настройки пользователя, есть возможность демонстрации экрана. Из недостатков можно отметить то, что необходимо иметь стабильное интернет-соединение. Следующим удобным инструментом для онлайн обучения, по мнению Натальи Николаевны, является интерактивная доска Miro. Ее не нужно скачивать и устанавливать, доска работает непосредственно из браузера, есть бесплатный тариф. В бесплатной версии можно писать тексты, прикреплять разнообразные файлы, картинки, презентации, можно работать в команде. Недостатки: нельзя прикрепить аудиофайлы, нет видеоконференции. Еще одним сервисом, который был представлен в докладе, это обучающая платформа Kahoot, которая позволяет создавать онлайн – викторины, тесты, опросы. Сервис бесплатен для образовательного пространства, часть расширенного функционала платна. Также, по мнению спикера, интересным сервисом является Quizizz, который позволяет создавать викторины, тестовые задания, различные интерактивные презентации со встроенными заданиями. В ходе выступления Наталья Николаевна подчеркнула, что это лишь краткий обзор ресурсов, инструментов, которые имеются в настоящее время.

Следующим спикером, представившим опыт работы по формированию цифровых компетенций, сталаОльга Александровна Ольховская, директор МАОУ «Целиннинская СОШ» Краснокаменского района. В своем докладе «Формирование и совершенствование цифровых компетенций: практика и перспективы» Ольга Александровна отметила, что ограничительные мероприятия показали то, что необходимо совершенствовать внутришкольную систему качества образования в целом и системно развивать новые цифровые компетенции учителя. Во время выступления Ольга Александровна поделилась опытом, как сельская школа решала проблему дистанционного обучения в период ограничительных мероприятий. Спикер освятила трудности, с которыми сталкивались как педагоги и учащиеся, а также родители во время ограничительных мероприятий и как эти трудности решались. Администрацией был сделан вывод, что для работы в новой среде необходимы новые компетенции. Для определения педагогической ИКТ-компетенции проведен анализ уровня компетенций педагогов с привлечением ресурса сайта «Единый урок». В итоге реализован годовой проект для школы, это «Смешанное обучение при ограничительных мероприятиях». Проведенная комплексная оценка сформированности цифровых компетенций помогла каждому педагогу получить развернутую характеристику типологического профиля цифровых компетенций и методические рекомендации для саморазвития в каждой сфере, перечень дидактических единиц и список литературы. Все эти данные занесены в индивидуальную программу развития цифровых компетенций педагога. Ольга Александровна поделилась по каким критериям и какие сферы оценивались при данной проверке. В школе в данный момент действует проект «Цифровая образовательная среда», который объединяет в себе такие направления, как цифровая сфера, цифровые инструменты, Точка роста и АИС. В конце выступления спикер отметила, что в меняющихся условиях жизни самыми мобильными являются учителя.

Далее Болот Жамьянович Жамбуев, руководитель центра цифрового образования детей «IT-куб. Агинское» МАОУ «Агинская СОШ № 1» ГО «Посёлок Агинское» представил доклад на тему: «Возможности иммерсивных технологий в новой образовательной реальности». Иммерси́вность — это способ восприятия, создающий эффект погружения в искусственно созданную среду. Различные примеры эффекта погружения мы наблюдаем в кино, театрализованных представлениях, постоянном взаимодействии с виртуальным сообществом в социальных сетях или многопользовательских играх. Иммерсивность обычно определяют как погружение в определённые, искусственно сформированные условия. Основной акцент делается на технологические факторы моделирования сознания посредством визуализации искусственного окружения. По словам докладчика, в самой системе образования это мало реализуемо в полном объеме, но один из видов иммерсивных технологий находит свое применение, и это виртуальная реальность. Учащийся погружается в интерактивную среду, где осваивает новые знания. Виртуальная дополненная и смешанная реальность становятся неотъемлемыми атрибутами иммерсивной образовательной среды, которая предполагает непрерывное обучение и всестороннее развитие. Спикером была представлена схема иммерсивного обучения. Виртуальную реальность можно условно разделить на две части, первая, где идет изучение и технологии обучения представлены как средства обучения. Содержательный компонент и технологический компонент. Все компоненты тесно связаны друг с другом. Данная технология рекомендуется для использования во внеурочной деятельности или дополнительном образовании. Педагогом для создания той или иной реальности выделяются следующие этапы: этап 3-Д моделирование, 3-Д разработка, 3-Д визуализация. Болот Жамьянович подробно поделился какая работа ведется с учащимися на каждом этапе, с помощью каких сервисов эта работа осуществляется. Также спикер кратко ознакомил участников конференции с наиболее значимыми результатами деятельности IT-куба.    

Заканчивая свое выступление, докладчик еще раз подчеркнул, что в современных условиях виртуальную и дополненную реальность можно рассматривать как перспективную форму цифрового, оперативного, системно-комплексного решения разнообразных проблем и задач образования, воспитания и развития подрастающего поколения. Итоги работы говорят о том, что иммерсивные технологии позволяют работать не только на уроках, но и востребованы в дополнительном образовании и способствуют повышению мотивации к обучению, повышению качества знаний.

Клара АлександровнаХалтубаева, заместитель директора по воспитательной работе СОШ Хойтобэе Республики Бурятия выступила с темой «Психолого-педагогические проблемы воспитания подростка в цифровом сообществе». По словам Клары Александровны, в системе образования и воспитания всегда являлось актуальным вопросом изучения вопросов, связанных с семейными ценностями и результат воспитательной работы педагога, родителей, образовательной среды, социума проявляется через более длительный процесс и его оценить, как в процессе обучения достаточно сложно. Причины возникновения проблем воспитания в современном мире, по мнению спикера, можно связать с тем, что нынешнее поколение растет и развивается в цифровой среде. То поколение, которое сейчас обучается в школах, это те люди, которые стремительно осваивают данные технологии. Сейчас цифровым технологиям обучается четыре поколения и это достаточно сложный процесс.

Докладчик отметила следующее: понятие Подростки с течением времени не меняется, его психофизиологическое развитие остается тем же, что и ранее. Подростки также начинают отделять себя от детей и переходят в стадию взрослого человека, также отличаются негативизмом и упрямством, отсюда возникают конфликтные ситуации. Подростков отличает критичность к отрицательным чертам своего характера. В современных условиях подросткам приходится осваивать очень большой объем информации. Детям в этом возрасте трудно высказывать свое собственно мнение, они становятся более замкнутыми, погружаются внутрь себя. Референтная группа, связанная с окружением подростка, расширяется. Появляются виртуальные друзья, поэтому им сложно выбрать за кем следовать, какую манеру поведения выбирать, какие жизненные ориентиры важные.

У современных подростков социализация происходит как раз в интернете, поэтому задача педагогов состоит в том, чтобы помогать находить ту достоверную информацию, которой можно пользоваться: сайты, платформы, видео. Цифровые инструменты и сервисы, которые используются в школах способствуют процессу обучения (Я-класс, Учи.ру), помогают детям осваивать будущие профессии (Билет в будущее), способствуют и процессу воспитания (мероприятия, материалы об участии в мероприятиях в социальных сетях). Таким образом, можно отметить, что цифровых технологий множество, но единой среды пока нет.

Дулма Дабасамбуевна Жанабазарова, руководитель центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» МАОУ «Агинская СОШ № 3» ГО «Посёлок Агинское», в своем выступлении на тему «3D-моделирование в проектной деятельности» поделилась опытом работы центра «Точка роста». На базе данного центра сейчас реализуется девять дополнительных общеобразовательных программ, в том числе и 3D-моделирование. Спикер описала ряд проблем в обучении и воспитании, и каким образом эти проблемы решаются на занятиях в центре. Одной из проблем является повышенная нагрузка на детей. Центр предлагает такие курсы по интересам как виртуальная реальность, 3D-моделирование, школьный квадрокоптер. Некоторые учащиеся посещают сразу все три курса, так как это все взаимосвязано. Но все дети посещают занятия с интересом, высоко мотивированы. Другая проблема связана с тем, что дети отдают предпочтение не трудозатратным делам, поэтому снижается внутренняя мотивация к выполнению сложных действий, освоению каких-то академических дисциплин. На занятиях 3D-моделирование дети как раз учатся усидчивости, терпению, так как создавать модели — это очень кропотливый труд. Еще одна проблема современных детей, это социализация и поиск идентичности. На занятиях центра дети находят живое общение со сверстниками, педагогом. Спикером были продемонстрированы 3D-модели, разработанные учащимися на занятиях и результаты участия с разработанными проектами в мероприятиях разного уровня.

Подведя итог своего выступления Дулма Дабасамбуевна еще раз подчеркнула, что современная школа, это сфера, целью которой является опережающее развитие. За счет материально-технической базы Точки роста произошло обогащение образовательной среды школы новыми возможностями для проектно-творческой деятельности обучающихся. использование квадракоптеров, виртуальная реальность, 3D-моделирование усиливают мотивацию школьников к изучению современных технологий, развивают познавательный интерес к самообразованию, удовлетворяют потребности детей в духовном и интеллектуальном росте, техническом творчестве.

В продолжении работы проектной мастерской Эмилия Чойжалсановна предложила участникам принять участие в создании пакета предложений по повышению эффективности использования современных технологий обучения и воспитания в работе с детьми, родителями и педагогами в условиях новой образовательной реальности. Работа проводилась с использованием онлайн доски для удаленной совместной работы. В итоге были обсуждены и приняты следующие предложения: при работе с родителями активнее вовлекать их в совместную деятельность, так как дети зачастую «продвинутее» взрослых, возможно в формате «научи родителя». При работе с детьми учитывать их мнение в выборе профессии, курсов дополнительного образования без навязывания со стороны взрослых. Необходимо создавать ситуацию выбора, сотрудничества, сотворчества. При работе с педагогами нужно учитывать то, что современные технологии не должны становится лишней нагрузкой и обузой, облегчать работу педагога, а не усложнять ее.      

 

Ю.А. Лескова методист РМЦ Забайкальского края