В рамках Забайкальского гражданского форума (октябрь 2016 года) и проекта «Вектор 2016 года – формирование региональной модели независимой оценки качества образования в условиях Забайкальского края» РОО «Забайкальское педагогическое общество» совместно с кафедрой педагогики ЗабГУ, ИРО Забайкальского края проведен «круглый стол» по теме «Качество образования: от детского сада до вуза».
В работе площадки приняли участие 76 чел. – педагоги ДОУ, школ, представители вузов города (ЗабГУ, ЧГМА), профессиональных организаций (горный техникум, педагогический колледж), работодатели, сотрудники краевого центра оценки качества образования, ИРО Забайкальского края, специалисты Минобразования Забайкальского края, представители родительской общественности.
Тема площадки вызвала заинтересованное и активное обсуждение, в котором приняли участие 18 чел. Тон обсуждения задали представители вузов. Декан строительного факультета, депутат Законодательного собрания Забайкальского края Ю.М.Кон поставил вопрос о непродуманных изменениях в стандартах инженерного образования, снижении объемов теоретического обучения, уровня практической направленности подготовки студентов - строителей. Другой вопрос, предложенный им для обсуждения, −проблемы обучения физике в школах Забайкальского края, являющийся одним из базовых предметов для технических специальностей, отсутствия учителей физики в школах. Третья тема – вопросы лицензирования частных центров развития ребенка (дошкольника), экспертизы программ, в которых они реализуются. В выступлении директора Института социальных наук, психологии и педагогики М.Ю. Швецова содержался призыв к решению вопросов качества на общегосударственном уровне, к диалогу представителей разного уровня образования, необходимости решения задач по мотивированию выпускников школ для работы в школе. А.Ю.Лавров (декан факультета экономики и управления ЗабГУ) поставил вопрос о низком уровне коммуникативной подготовки выпускников школы, отсутствии желания мыслить, говорить, общаться. То есть, по мнению выступающего, «с обучающимися практически невозможно говорить, т.к. они говорят шаблонами, заученными фразами». Общественность вузов связывает это с результатами ЕГЭ. В то же время, поддерживается деятельность школ по проведению кружковой работы, проведению неформальных мероприятий, помощи всем ученикам. Профессор ЗабГУ Рогова А.В. обращает внимание на отсутствие у студентов, выпускников школы элементарного кругозора, они не умеют выразить свою мысль, не могут написать реферат. А.В.Рогова констатировала: «Качество образования должно оцениваться не по внешним показателям, а по качеству личности, выпускаемой из школы. Качество личности отчасти заключается в том, в каком виде эта личность готова к самопознанию, самосовершенствованию, самостоятельности, каков уровень взросления данной личности. Мы должны смотреть на то, каков уровень нравственной и гражданской готовности личности, с каким психическим здоровьем личность выходит из школы. Говоря о качестве образования, следует обратить внимание на воспитательный потенциал образования. Качество образования необходимо оценивать по одному из главных критериев, оценивающих «запуск» личностных механизмов. Пора обратить внимание на проблему качества воспитания, качества человека».
В выступлениях представителей системы дошкольного, общего образования О.В.Кудашовой, И.В.Нестеровой, Л.А.Горюновой, Р.В. Никонова подчеркивались основополагающая роль педагога в достижении качества образования, ориентация учреждений общего образования на запросы обучающихся и их родителей, необходимость совершенствования оценочной деятельности учителя.
Большой интерес вызвал опыт работы профессиональных учреждений по оценке качества образования и взаимодействию с работодателями, который был представлен Т.В.Кулаковой, А.Н.Емельяненко, Т.И.Ефименко, О.В.Литвиновой. Позитивные результаты воспитательной деятельности ЧГМА раскрыты в выступлении представителя Академии В.В. Вороновой.
Опыт работы краевого центра в оценке качества образования осмысливается в выступлениях Н.Ф.Рюховой, А.В.Луговской.
Участники круглого стола приняли ряд предложений в резолюцию Гражданского форума. В частности, предложено провести серию «круглых столов» по согласованию общественных представлений о качестве образования на различных его уровнях, развивать современные регламенты управления качеством образования, создать единую информационно-технологическую платформу системы оценки качества образования на всех уровнях, осуществлять подготовку общественных экспертов и независимых аудиторов по оценке качества образования. Участники круглого стола также высказали мнение о необходимости создания банка валидного инструментария педагогических измерений и контрольно-оценочных процедур, регионального банка образовательной статистики с обеспечением доступа к нему различных категорий пользователей (школа, управление образованием, вуз, родители, учащиеся, учителя, представители общественных структур и т.д.).