Семинар-мастерская
«Медиативные технологии в профилактике
правонарушений детей и подростков»
в рамках VII Всероссийской научно-практической конференции
«Актуальные проблемы современного детства: профилактика безнадзорности и правонарушений, защита прав и законных интересов несовершеннолетних»
Модераторы:
Ли С.М., директор ГУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Дар» Забайкальского края», к.филос.н.
Тимофеева Н.Г., педагог-психолог социально-психологического отдела ГУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Дар» Забайкальского края»
Крицкая И.Н., ст. преподаватель кафедры педагогики ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»
Дагбаева С.Б., заведующая кафедрой теоретической и практической психологии ЗабГУ, д.психол.н., доцент
Бояркина И.А., заведующая организационно-методическим отделением Ресурсного центра ГУСО ЦПППН «Доверие» Забайкальского края, руководитель Службы сопровождения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом
Аналитики:
Девяткина Т.А., ст. преподаватель кафедры психологии и коррекционной педагогики ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»
В работе семинара-мастерской «Медиативные технологии в профилактике правонарушений детей и подростков» приняли участие специалисты муниципальных органов управления образованием, сотрудники методических служб, руководители и педагогические работники образовательных организаций Забайкальского края, студенты ЗабГУ – всего 34 участника из Балейского, Оловяннинского, Краснокаменского, Улётовского, Шилкинского районов, г. Читы.
В рамках работы семинара-мастерской были рассмотрены следующие вопросы: современное состояние процедуры медиации, тенденции развития, недостатки законодательной регламентации, факторы, сдерживающие распространение медиации, использование процедуры медиации в образовательных организациях Забайкальского края.
В начале работы Нуштаев Р.Е. представил принципы процедуры медиации: участие в процедуре является добровольным; соблюдение достигнутых договоренностей осуществляется на добровольной основе самими сторонами, без вмешательства государственных органов или должностных лиц; стороны равны; медиатор должен оставаться беспристрастным и нейтральным; процедура проходит в строго конфиденциальной обстановке и др. Была показана структура службы школьной медиации и докладчик ответил на вопрос «Зачем она нужна?». Особое внимание было уделено типам восстановительных программ (программа примирения; «круги заботы»; школьные конференции). Всех заинтересовал вопрос по нормативно-правовому регулированию, о системе локальных актов в образовательной организации. Было отмечено, что с января 2018 г. МБОУ «СОШ № 11» г. Читы получило статус базовой площадки по медиации.
Все участники согласились с выступающим, что в большинстве случаев необходимо начинать работу с родителями, т.к. в семье возникают проблемы, приводящие к конфликтным ситуациям разного характера. Все активно включились в обсуждение ситуации: как поступить, если в классе есть «задира» и «изгой».
Ли С.М., директор ГУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Дар» Забайкальского края», к.филос.н., Тимофеева Н.Г., педагог-психолог социально-психологического отдела ГУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Дар» Забайкальского края» в своём выступлении обратили внимание на разные интересы сторон, участвующих в конфликте. Выступающие очень подробно объяснили назначение службы школьной медиации и восстановительной медиации, как проходит процедура школьной медиации. Важно отметить, что посредник-медиатор не консультирует и не судит стороны, не принимает решения по спору, он помогает конфликтующим сторонам выработать общее понимание конфликтной ситуации и действовать в направлении урегулирования спора. Было замечено, что в процедуре медиации не используются понятия «жертва», «пострадавший», «виноватый». Обозначена необходимость проведения медиативных сессий в образовательной организации. В продолжении участники семинара разобрали медиативные случаи из школьной практики. Ли С.М., Тимофеева Н.Г. провели деловую игру, используя сюжет сказки «О балде и его работнике попе», разделив участников на две группы. В основе происходящего был конфликт интересов. При анализе экспертами было замечено, что в ходе игры участники допустили типичные ошибки при разрешении конфликтной ситуации. При подведении итогов деловой игры обозначили две технологии медиации в школе: рассказ о конфликте – просвещение; деловая игра – авторские разработки.
Дамбаева Б.Б, ректор ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», к.п.н., сообщила информацию о курсах повышения квалификации по вопросам медиации. Крицкая И.Н., ст. преподаватель кафедры педагогики ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» в своём выступлении «Повышение квалификации педагогов Забайкальского края по программе «Медиативные технологии в работе образовательных организаций» обозначила 311 служб школьной медиации на территории Забайкальского края. С 2016 г. было проучено 125 специалистов по медиации, отрадно, что в работу включились и дошкольные образовательные организации.
Лаптева Ж.В., педагог-психолог МАДОУ «Детский сад № 9 «Росинка» г. Краснокаменска выступила по теме «Медиация в ДОУ: первые шаги в приобщении дошкольников и родителей к альтернативным способам урегулирования споров». Были представлены преимущества медиации: процедура медиации имеет гибкий, неформальный характер; изучаются все возможные варианты решений, в принятии решений участвуют все заинтересованные стороны, решение отвечает интересам каждой из сторон, является законным и справедливым; способствуют налаживанию (сохранению) отношений участников спора.
Бояркина И.А., заведующая организационно-методическим отделением Ресурсного Центра ГУ ЦПППН «Доверие» Забайкальского края всех заинтересовала демонстративными упражнениями по разрешению конфликтных ситуаций. В итоге сделали вывод, что в большинстве случаев взрослые сами провоцируют детей на конфликт.
Шибанова Н.М., заместитель министра образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края, начальник управления общего образования и воспитания, к.п.н., обозначила важность медиативных технологий в профилактике безнадзорности, правонарушений, суицидов детей и подростков. Шибанова Н.М. отметила, что в Министерство образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края в последнее время поступает большое количество жалоб от детей и подростков, родителей, педагогов по разным конфликтным ситуациям. Вопрос не «Почему?», а «Зачем?». Необходимы разъяснительные форматы для родителей, в образовательных организациях важно увидеть разные позиции всех участников образовательного процесса. В качестве рекомендации было предложено познакомиться с теорией поколений.
Все участники данного интерактивного мероприятия предложили обеспечить подготовку специалистов-медиаторов в рамках курсов повышения квалификации, методическое сопровождение этих людей, а также организационно-методическую поддержку развития служб медиации в образовательных организациях; организовать работу по проведению общешкольных родительских собраний с целью ознакомления родителей (законных представителей) с процедурой медиации и создания условий для применения медиативно-восстановительных способов и механизмов предупреждения и разрешения конфликтов с участием несовершеннолетних; подготовить регламентирующие документы для организации службы медиации в образовательных организациях.
Для взаимодействия специалистов создать региональную ассоциацию медиаторов Забайкальского края.
Девяткина Татьяна Александровна,
старший преподаватель кафедры
психологии и коррекционной педагогики
Института развития образования Забайкальского края