О стажировке в Забайкальской краевой гимназии-интернате

12 ноября 2015 г. на базе Забайкальской краевой гимназии-интерната состоялось стажировочное мероприятие в рамках проблемного семинара «Социализация: интеграционные процессы в условиях модернизации образования» (Приказ № 66а от 10.11.15). Общее количество стажеров -14 человек. Из них 6 человек, приехавших на проблемный семинар; 2 человека прибыли специально для знакомства с детским объединением «Духовой оркестр», 4 стажера- вновь принятые специалисты и воспитатели гимназии, 2 человека - научно-педагогические работники. Состав группы:2заместителя директора по ВР; 1социальный педагог, 2 педагога-организатора, 2 научно-педагогических работника, 1 старший вожатый, 2 учителя (математики, иностранного языка) - классных руководителя, 1 психолог, 1 воспитатель группы продленного дня, 2 педагога дополнительного образования. По территориальному признаку: 3 стажера из Газ-Заводского района,2- Шилкинского района, 1- Хилокского района, 8 - г. Читы.

Организаторами семинара в рамках содержания проблемного семинара «Социализация: интеграционные процессы в условиях модернизации образования» для нашей базовой опорной площадки было сформулировано задание. В связи с этим была подготовлена программа стажировочного мероприятия по теме «Модель организации детского объединения в общеобразовательной организации как фактор социализации личности». Программа образовательного модуля рассчитана на 16 часов. Основное внимание уделялось вопросам разработки модели психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в условиях модели школы полного дня. Теоретические вопросы освещены директором гимназии Е.В. Емельяновой, зам. директора гимназии, Кудрявцевой Е.С., зам. директора по УВР., Т.И. Кругловой, зам. директора по ВР. Реализуемая модель социализации, ориентированная на детей с особыми образовательными потребностями (одаренные, способные дети; дети, проявившие особые способности в освоении общеобразовательных предметов и творческой деятельности), основана на всестороннем использовании возможностей дополнительного образования. Режим двухдневной работы (16 ч.) позволил показать стажерам вариант использования в системе воспитательной работы гимназии социальных и профессиональных проб, которые активно реализуются через работу детских объединений.

В ходе тематической экскурсии стажеры познакомились с условиями, созданными для урочной и внеурочной деятельности в условиях школы полного дня. Стажеры познакомились с дизайном учебных кабинетов начальной школы и творческими мастерскими. Большой интерес у стажеров вызвала работа сенсорной комнаты. С возможностями ее использования в период адаптации для первоклассников, как в учебной, так и во внеурочной деятельности познакомила социальный педагог гимназии А.Д. Богданова. Было также отмечено, что активными посетителями сенсорной комнаты являются старшеклассники, с которыми психолог Е.Б. Петрова проводит индивидуальную и групповую работу.

На консультациях обсуждались принципы интегрирования учебной и внеучебной деятельности по отдельным тематическим линиям. Состоялось активное обсуждение варианта формирования индивидуальных учебных планов для старшеклассников с использованием групп переменного состава (профильные группы).

Вопросы интегрирования учебной и внеучебной деятельности нашли свое отражение в выступлении Т.И. Кругловой, которая познакомила стажеров с работой детских объединений. Организация их деятельности учитывает потребности учащихся в творческой деятельности. С учетом интересов гимназистов организованы несколько детских объединений: школьный театр, вокальная студия «Надежда», клуб «Социс», изостудия «Фантазия», кукольный театр, духовой оркестр. Нельзя не отметить систему ученического самоуправления, где ребята самостоятельно и при поддержке педагогов участвуют в социальных проектах.

В ходе стажировочного мероприятия стажеры из Карымской школы № 4 (БОП по направлению ФЦПРО «Распространение на всей территории РФ современных моделей успешной социализации детей» Лот 1 «Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение обучающихся») вместе с педагогами гимназии разработали проектное задание на реализацию социальной пробы, которая будет носить межшкольный характер. Педагоги двух образовательных организаций запланировали обмен опытом социализации на уровне школьных команд. Участниками стажировки спроектированы варианты социальных и профессиональных проб «Ведущий программы школьного конкурса», «Web- дизайнер школьной газеты», модель ученического самоуправления. Такому творческому процессу способствовали сами гимназисты, которые представили очевидные результаты управляемой социализации на школьном уровне. Сценарий маленького концерта подготовлен с участием старшеклассников. Показаны фрагменты социализации на всех ступенях обучения - начальной, основной и старшей школы через работу дополнительного образования и детские объединения. Интерес у стажеров вызвала демонстрация включенности в творческую деятельность учащихся начальной школы: с 1-х и 4-е классы.

Убедительным было то, как развиваются творческие наклонности детей. Стажеры отметили очень хороший уровень вокала, постановку голоса у ведущих концерта, обратили внимание на качество исполнения музыкантами духового оркестра-гордости гимназии, что стало возможным при планомерной, систематической работе всего коллектива учреждения.

В завершение стажировочного мероприятия заполнены дневники, анкеты. На память о гимназии ребята сделали оригинальные закладки для книг, которые подарили стажерам. Рефлексия события продолжалась долго, так как выводила на проблемы социальной реальности, в которой находятся сельские и городские школьники. Здесь была востребована работа тьютора С.В. Кузьминой, которая помогала стажерам конкретизировать проблемные точки, связанные с организацией образовательной деятельности, включая направление социализации.

Информацию подготовили Емельянова Е.В., Кузьмина С.В.