Репортаж о проведении стажировки

МОУ Первомайской СОШ № 2

по теме: « Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, находящихся в кризисной ситуации, как условие их успешной социализации»

30 октября 2015 года  муниципальным учреждением «Первомайская средняя общеобразовательная школа № 2» в рамках реализации мероприятий ФЦПРО (2011-2015 гг.) по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей» (лот 1.6 «Распространение моделей развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся») на базе МБОУ "Агинская СОШ №2" были проведены стажировочные мероприятия.

1Цель стажировки: сформировать у слушателей представление о затяжных кризисных состояниях и их проявлениях, а также возможностях коррекции этих состояний и социально-психологической адаптации детей и подростков, находящихся в кризисной ситуации.

В работе стажировочной площадки приняли активное участие 38 педагогических работников. Из них: 4 заместителя директора (заместители по безопасности, УВР, ВР), 32 педагога предметника, 1 социальный педагог, 1 педагог-психолог. Тьюторское сопровождение стажировки осуществляли Е.П.Черепанова, доцент кафедры психологии и педагогики ГУ ИРО Забайкальского края (тьютор МОУ «Первомайская СОШ № 2») и С.А.Капустина, старший методист кафедры психологии и педагогики ГУ ИРО Забайкальского края (тьютор МБОУ "Агинская СОШ №2").

Стажировочный модуль начался с регистрации и входного анкетирования участников. Директором МОУ Первомайской СОШ № 2   Юргатовой В.Ю была озвучена программа работы стажировки.

В начале своего выступления директор школы обозначила проблемы, на решение которых направлена ФЦПРО на 2011-2015 гг. и отметила, что особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Далее руководитель образовательной организации познакомила участников стажировки с целями, задачами и ожидаемым конченым результатом работы БОП и представила модель «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, находящихся в кризисной ситуации, как условие успешной социализации детей». Юргатова В.Ю. подчеркнула, что Первомайская СОШ №2, во-первых, ориентирована на обучение, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, интеллектуальных, физиологических, психологических и др.) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, что способствует успешной социализации обучающихся. Во-вторых, особое внимание образовательной организации уделяется взаимодействию семьи и школы.

Продолжила работу стажировочной площадки Кузякина О. Ю., заместитель директора по учебно-воспитательной2 работе. Участники стажировочных мероприятий обсудили вопрос «Роль образования в социализации личности учащегося». Педагогические работники МБОУ "Агинская СОШ №2" приняли активное участие в обсуждении понятий «социализация», «десоциализация», «ресоциализация». Были определены этапы и виды социализации школьника, факторы формирования личности, агенты и институты социализации.

Ведущая роль в работе базовой опорной площадки принадлежит школьному педагогу-психологу Сутыриной Надежде Юрьевне, которая обсудила со слушателями ряд вопросов: «Кризисные состояния детей и подростков», «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, находящихся в кризисной ситуации», «Технологии психологического сопровождения школьника-подростка в ситуациях кризиса».

Представленная психологом информация была нацелена на формирование у педагогической общественности собст­венной широкой картины взглядов на диагностику, коррекцию и развитие личности обучающихся, находящихся в кризисном состоянии. Педагог-психолог познакомила участников стажировочной площадки с различными видами кризисных состояний и сопровождающими их разнообразными эмоциями и переживаниями, осветила вопрос связи механизмов возникновения симптомов с физиологией стресса. Сутырина Н. Ю. подчеркнула, что губительное психологическое состояние подрастающего поколения имеет свои социальные последствия, выражающиеся в маргинальности, деструктивности не только по отношению к себе, но и к социуму.

Далее слушатели познакомились с алгоритмом вывода ребенка из кризисного состояния, с общими принципами взаимодействия с ним, с эффективными видами и формами работы, которые могут стать основой при составлении реабилитационных и психокоррекционных программ. В рамках практического занятия слушателям были представлены примеры практических упражнений. В завершении своего выступления, педагог-психолог обозначила направления деятельности всех участников образовательного процесса в рамках профилактики и коррекции кризисных состояний обучающихся. «Решению данной задачи, - отметила специалист, - способствует открытие в нашем образовательном учреждении сенсорной комнаты, которая дает возможность проводить занятия, способствующие снятию психо-эмоционального напряжения у детей, находящихся в кризисном состоянии». Участникам стажировочных мероприятий были представлены фотографии оборудования сенсорной комнаты и даны рекомендации по его использованию.

Дальнейшая программа стажировки предполагала одновременную работу в двух подгруппах. Первая подгруппа стажеров осуществляла свою деятельность в рамках психолого-педагогического занятия с обучающимися Агинской СОШ №2. Вторая подгруппа продолжила теоретическое знакомство с моделью успешной социализации детей Первомайской СОШ №2.

Занятие с учащимися 11 класса (31 человек) проводили Кузякина О. Ю. и Сутырина Н. Ю., педагог-психолог Первомайской СОШ №2. С целью актуализации темы занятия школьникам были продемонстрированы видеоролики (мотиваторы) «Жизнь после родов», «Качели времени». Это помогло настроить учеников на обсуждение ключевых моментов заявленной темы и активизировать работу. Посредством форсайт-технологии «Качели времени», автором которой является С. В. Тетерский, д. п. н., профессор МГПУ, старшеклассники проанализировали свои личные страхи и комплексы, увидели позитивные перспективы завтрашнего дня, осознали внутренние и внешние ресурсы для повышения качества своей жизни, определились с планом достижения собственных "экологически чистых" целей.

3«Качели времени» проведены в три обязательных этапа:

Участники (мысленно) перемещаются в желаемое будущее и принимают его как уже состоявшееся.

Участники (письменно, под аудио- и видеозапись) отвечают на специальные вопросы, закрепляющие увиденное в лично созданном будущем.

Участники возвращаются в настоящее, где анализируют ответы из будущего (письменно и устно), определяя приоритетные шаги к его созданию прямо сейчас.

Со второй подгруппой работала Калинина О. Г., заместитель директора по ВР Первомайской СОШ №2. Ольга Гавриловна рассмотрела вопрос «Семья как важный фактор социализации личности». В теоретическом блоке особое внимание стажеров было обращено на типы семей, в которых чаще всего возникают кризисные ситуации с детьми. Были даны конкретные рекомендации по оказанию педагогической помощи детям, находящимся в кризисном состоянии.

Во второй части стажировочных мероприятий слушатели заполнили анкеты, дневники стажеров и участвовали в обсуждении работы площадки по проблеме внедрения системных обновлений в практику работы образовательных учреждений. Объективный анализ результативности работы стажировки осуществлялся посредством тестирования слушателей. Стажерам была предложена анкета на определение знаний процесса социализации, роли семьи в социализации ребенка, психологических кризисах и технологиях выхода из них. В рамках тестирования стажерам предлагалось ответить на 10 вопросов.

4

Анализ данных проведенного тестирования позволяет говорить о том, что 35 стажеров (91%) дали верные ответы на все десять вопросов. 1 человек (2,6%) - верно ответили на девять вопросов. 2 участника площадки (6,2%) - верно справились с восьмью вопросами.

По результатам анкетирования, проведенного в целях изучение уровня удовлетворенности стажеров при обучении были получены следующие результаты:

1) на вопрос: «В каких областях профессиональной деятельности по профилактике и преодолению кризисных состояний у детей вам удалось повысить квалификацию в наибольшей степени?» были получены следующие ответы.

Содержание профессиональной деятельности - 91%

Методическая подготовка (профессиональная компетентность) – 93,6%

Новые педагогические приемы и технологии – 96,2%

Новый педагогический опыт – 83,2%

2) на вопрос: «Сможете ли вы использовать полученные в ходе обучения знания в своей практической работе» 85,8% слушателей ответили утвердительно. Ответ «Трудно сказать» выбрало 5 человек. (14,2%).

3) Все слушатели (100%) заявили о том, что готовы посоветовать своим коллегам пройти подобное обучение.

Завершились мероприятия торжественным вручением педагогическим работникам документов   ИРО Забайкальского края о прохождении стажировки на базе МОУ Первомайская СОШ №2.   Участники мероприятий выразили благодарность организаторам площадки за предоставленный электронный комплект методических материалов и поделились своими впечатлениями:

5«По окончанию стажировки озадачена глубокими мыслями о новых формах занятий с родителями, переосмыслением особой актуальности темы «кризисной ситуации» детей, о своей деятельности по социализации учащихся».

«Спасибо за представленное многообразие форм взаимодействия с детьми, педагогами и родителями».

«Хочется отметить высокий уровень степени применимости предложенных методов в собственной практике».

«Все просто, доступно, актуально. Есть возможность сравнить со своей работой. Использовать при воспитании своих собственных детей. Очень своевременно. Ваши занятия заставляют задуматься о многом. Спасибо!»

«Сплоченная дружная команда, где руководитель находится у руля»