В рамках реализации мероприятий ФЦПРО по направлению 2.4 «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений» 13-14 сентября 2016 г. тьюторами 2-х пилотных площадок (Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Специальная коррекционная общеобразовательная школа №10» г. Краснокаменска, Петровск-Забайкальская СКОШ(И) по разработке АООП. в г. Улан-Удэ для 303 педагогов республики Бурятия. Стажировочные мероприятия проходили на базах школ №32 и №42 г. Улан-Удэ, куда прибыли педагоги из 16 школ города.
Основной целью стажировки было ознакомление с опытом работы этих школ по проектированию адаптированных основных общеобразовательных программ по варианту федерального государственного стандарта 7.1, 7.2, 2.1. и специальной индивидуальной программы развития умственно отсталого школьника (вариант стандарта 2.2.); по варианту 3.1., 4.1. для слепых и слабовидящих обучающихся и практическая работа по разработке индивидуальных учебных планов для этих обучающихся.
В рамках программы стажировки участникам была предложена видеопрезентация реализации специальной индивидуальной программы развития через следующие формы: урок, внеурочное занятие (адаптивная физическая культура, работа в малых группах), самостоятельная работа с родителями, коррекционное занятие с психологом.
Нельзя не отметить того, что в ходе двухдневной работы, кроме реализации планируемого содержания, было задано и обсуждено с коллегами более 40 конкретных вопросов, касающихся инклюзивной практики работы с такими детьми в условиях массовой школы. Часть вопросов касалась создания нормативно-правовой базы в условиях штатного режима введения ФГОС ОВЗ в условиях массовой школы. Эти темы на примере разработки системы локальных актов в связи с введением ФГОС ОВЗ, осветили директор МКОУ СКОШ №10 Девяткина О.В. и Казанцева Т.В., заместитель директора Петровск-Забайкальской СКОШ(И) для слепых и слабовидящих обучающихся.
Особое внимание в ходе стажировки уделялось проектированию учебного плана для детей с задержкой психического развития (Кисилева С.А.). Педагоги общеобразовательных школ проанализировали учебный план для детей с задержкой психического развития (на примере плана начальной школы), выделив существенное различие от учебного плана нормально развивающихся младших школьников. Это позволило педагогам основной школы уточнить преемственность в содержании и развитии коррекционного компонента для детей с задержкой психического развития. По-мнению, стажеров, особенно ценным является то, что продемонстрировано начало обучения детей со сложным дефектом в развитии на этапе адаптации детей в школе (обсуждение видеоматериала учебных занятий в 1 классе). Стажеры отметили целесообразность использования видеопрезентации в целях планирования коррекционной работы на всем протяжении психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях массовой школы.
В ходе практических занятий стажерам удалось создать собственный проект СИПР, осмыслить основные структурные элементы индивидуального учебного плана, познакомиться с нормативно-правовой базой при разработке ИУП, а также наглядно увидеть организацию образовательного процесса в условиях апробации ФГОС для умственно отсталых обучающихся и обучающихся с задержкой психического развития. Интерес вызвал опыт составления нелинейного учебного расписания и работы тьютора в реализации ИУП.
Что касается работы с детьми, имеющими серьезные нарушения зрения, а также множественные нарушения развития, вопросы стажеров были связаны с конкретными диагнозами зрительных нарушений и способами обучения таких детей в условиях инклюзивного класса. Т.В.Казанцевой уточнена роль регионального ресурсного центра в реализации стажировочных мероприятий для педагогов массовой школы, как открытой методической площадки, где учителя осваивают технологические приемы работы со слабовидяшими детьми. Уделено должное внимание нормативно-правовым документам через пакет разработанных локальных актов, содержанию ИУП и СИПР. Много вопросов касалось оформления тифлопедагогического заключения, заключений ПМПК относительно создания специальных условий. Эти вопросы освещены Матафоновой О.И., доцентом кафедры психологии и коррекционной педагогики, тьютором Петровск-Забайкальской СКОШ(И). На примере применения принципов универсального дизайна стажеры спроектировали минимальный уровень оснащения предметной среды, если в общеобразовательной организации будет учиться слабовидящий школьник.
Стажеры отметили возможность переноса полученных знаний и умений в практику инклюзивного образования детей с ОВЗ. Вместе с тем, нельзя не отметить, что острыми, проблемными и часто задаваемыми вопросами, как и для педагогов нашего края, были следующие: организация пролонгированного обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного класса, нормативно-правовое и финансово-экономическое регулирование и обеспечение введения ФГОС ОВЗ в практику инклюзивной общеобразовательной школы; обеспеченность ставками тьюторов, недостаточная готовность учителя массовой школы работать с учащимися, имеющими ОВЗ.
Оценивая в целом проведение стажировок для педагогов другого региона, можно выделить положительные стороны:
- обмен профессиональными позициями позволяет обогащать понимание практики инклюзивного образования в целом и способствует уточнению необходимых действий;
- обсуждение общих проблем способствует выстраиванию линии развития инклюзивной практики каждой школы;
- работа коллектива тьюторов пилотных площадок в условиях другого региона позволила определить уровень собственного продвижения в вопросах технологического обустройства инклюзивной практики.
Знакомясь с опытом нашего региона, стажеры отметили хороший уровень знаний и практического продвижения педагогов Забайкальского края в решении проблем введения ФГОС ОВЗ, а также получили важную информацию и практические навыки по разработке АООП для умственно отсталых обучающихся и обучающихся с задержкой психического развития, обучающихся с нарушениями зрения (слабовидящими и слепыми). Стажерами отмечены как важное, ответы на конкретные вопросы по решению проблем организации учебного процесса и реализации коррекционного компонента для обучающихся с ОВЗ в условиях массовой школы.
Матафонова О.И., доцент кафедры психологии и коррекционной педагогики ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края»