17.09.-18.09.2016г. в г. Тында Амурской области в рамках реализации мероприятий ФЦПРО 2.4 по направлению «Поддержка внедрения федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» проведено стажировочное мероприятие по программе «Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов и адаптированных общеобразовательных программ основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья»
В целом, программа стажировки включала 3 модуля:
1 Модуль «Нормативно – правовая основа обеспечения доступного качественного образования детей с ОВЗ»
2 Модуль «Проектирование нового содержания образования детей с ОВЗ в условияз реализации ФГОС и ФГОС ОВЗ»
3 Модуль «Профессиональный стандарт педагога как основа профессиональной подготовки учителя»
В стажировочном мероприятии, которое подготовлено ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», участвовали 66 стажеров из г. Тында Амурской области.
Среди участников мероприятия были педагоги из общеобразовательных школ: учителей разных предметов - 46 чел., директоров школ - 5 чел., социальных педагогов -3 чел., зам. директоров - 6 чел учителей начальной школы - 1 чел. Количество специалистов психолого-педагогического и медико-социального профиля -5 чел, что составило 8%.
В ходе мероприятия стажеры познакомились с опытом работы педагогов Забайкальского края, Региональных стажировочных площадок по реализации Федеральных государственных образовательных стандартов и адаптированных общеобразовательных программ основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, что позволило выявить особенности образования и сопровождения детей с ОВЗ в Забайкальском крае и Амурской области. Активная работа стажеров в группах позволила проанализировать готовность нормативной базы образовательных организаций г. Тында к обучению детей с ОВЗ. Кузьмина С.В. доцент кафедры образовательного менеджмента ИРО Забайкальского края вместе со стажерами проработали нормативно – правовую основу обеспечения доступного качественного образования детей с ОВЗ на федеральном, региональном уровнях, уровне образовательной организации.
По второму модулю «Проектирование нового содержания образования детей с ОВЗ в условия реализации ФГОС и ФГОС ОВЗ» Куприянова О.П. ст. преподаватель кафедры психологии и коррекционной педагогики провела анкетирование педагогов по их готовности к обучению детей с ОВЗ в общеобразовательной школе. Анкетирование позволило говорить о том, что педагоги:
1.Не готовы работать с детьми с ОВЗ- 10%;
2.все зависит от особенностей ребенка- 67%;
3.готов работать с любыми детьми- 8%;
4. с нарушением интеллекта -5%
Педагоги общеобразовательных школ считают, что главным препятствием для включения детей с ОВЗ является: опасение, что дети с ОВЗ не усвоят то, что могли бы усвоить в условиях специального учреждения – 68%; опасения, страх обычных детей- 15%; опасение администрации, что учреждение будет менее популярным среди родителей- 5%. Необходимыми условиями для успешного включения детей с ОВЗ в ОО педагоги считают: обеспечение ребенка поддержкой специалистов (логопед,дефектолог,психолог)-89%
В процессе работы по второму модулю слушатели рассмотрели модели сопровождения детей с ОВЗ в ОО Забайкальского края и разработали модель психолого- медико – педагогического сопровождения детей с ОВЗ, выявив ее особенности в условиях реализации ФГОС и ФГОС ОВЗ в Амурской области. Стажеры акцентировали внимание на то, что в регионе количество детей с ОВЗ не так многочисленно и служба сопровождения функционирует не в каждой ОО.
Преподаватели ИРО Забайкальского края обосновали с точки зрения ФГОС изменения в тексте стандарта и включение различных категорий детей с особыми образовательными потребностями. Куприянова О.П. провела со стажерами мастер – класс по выявлению особых образовательных потребностей у школьников с ОВЗ через сформированность универсальных учебных действий(личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). За основу взяты методики Г.А. Карповой, Л.С.Колмогоровой, Н.Н. Обозова, диагностический материал для определения уровня сформированности УУД на уровне основного общего образования.
Результатом работы мастер-класса было выполнение стажировочных заданий: скомплектован комплекс методических материалов – инструментарий по выявлению сформированности УУД как индикатора особых образовательных потребностей у школьников с ОВЗ и учащихся, имеющих трудности в обучении.
Работа стажеров была разнообразной: работа в группах, заполнение таблиц (10 групп), написание мини – сочинений «Мое отношение к детям с ОВЗ» (66 чел.), работа с раздаточным материалом и т.д. Педагоги ОО отработали навыки по составлению АОП обучающихся с ОВЗ, по написанию характеристики на ребенка с ОВЗ, по разработке технологической карты урока в инклюзивном классе.
Составлены рекомендации:
- для учителей по работе с ребенком с ОВЗ в инклюзивном классе
- правила общения с родителями, имеющими детей с отклонениями в развитии.
По модулю 3 «Профессиональный стандарт педагога как основа профессиональной подготовки учителя» в процессе работы в проектировочных группах были разработаны рекомендации по конкретизации положений профстандарта педагога в условиях образовательной организации. С.В. .Кузмина провела со стажерами диагностику по выявлению профессиональных проблем, где дала оценку уровня сформированности профессиональных компетенций
Контроль знаний, навыков, усвоенных стажерами, проведено через тестирование, показавшее объективные результаты стажировки с точки зрения ее участников по следующим критериям (по каждому критерию - макс 10):
1. Актуальность рассмотренных вопросов лично для вас
2. Степень вашей личной заинтересованности и включенности в занятия
3.Новизна проведенных форм занятий (с точки зрения содержания)
4.Новизна проведенных занятий (с точки зрения предложенных методов и приемов)
5.Степень применимости содержания стажировки в вашей практике
6.Степень применимости предложенных методов в вашей практике
Результаты:
- 66 человек - участников стажировки (81,6% ) оценили стажировочное мероприятие по 10-ти бальной шкале в 10 балов. Данная оценка мероприятия позволяет сделать вывод о том, стажеры в большинстве не знакомы с данной практикой и для них - это существенно с точки зрения реализации адаптированной общеобразовательной программы основного общего образования в условиях ведения ФГОС
Степень применимости содержания стажировки и предложенных методов в практике 5 человек (9,1%) оценили на 8 баллов, что говорит о невозможности на 100% применять предложенное содержание в ОО, что зависит от недостаточности материально – технической базы, специальных условий (например, специализированного оборудования, отсутствия специалистов,
Участники стажировки отметили, что все мероприятия в рамках стажировочного мероприятия методически грамотно подготовлены, что позволило стажерам взять необходимые раздаточные материалы, методики, образцы АОП, образцы характеристик детей с ОВЗ.
26.09.2016г.
Куприянова О.П.,ст. преподаватель кафедры психологии и коррекционной педагогики