Исследование готовности дошкольных образовательных организаций к введению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), проводилось по приказу ГУ ДПО «Института развития образования Забайкальского края» от 14.01.2016 г. № 4 уд.
Целью предлагаемого варианта мониторинга готовности к введению ФГОС стало получение информации о ходе подготовки дошкольных образовательных организаций (далее - ДОО) к реализации требований стандарта, их ориентация на необходимые изменения в профессиональной деятельности и создание условий (кадровых, материально-технических, методических, финансовых и т.д.). В ходе мониторинга просматривалось: общие сведения ДОО, образовательная деятельность организации, кадровые условия, «пространство» детского сада, самостоятельная оценка актуальности отдельных проблем.
Анализ результатов мониторинга в разрезе муниципалитетов
Мониторинг проводился в марте 2016 года, в котором приняли участие 470 образовательных организаций из 35 муниципальных районов Забайкальского края (в том числе 29 региональных пилотных площадок из 31).В количественном показателе больше ДОО представлено в следующих муниципалитетах края: г.Чита, Читинский район, Сретенский, Могойтуйский, Нерчинский районы. Меньшее количество ДОО представлены в следующих районах: Каларский (2), Красночикойский (3), ЗАТО п.Горный (3), Ононский (4), Тунгиро-Олекминский районы(4)(диаграмма 1).
Диаграмма 1.
Количественный показатель ДОО в районах края
Не приняли участие в мониторинге: Акшинский район (1 ДОО), Балейскийраон (1 ДОО), Борзинский район ( 1 ДОО), Газимуро-Заводский (1 ДОО), Дульдургинский район (3 ДОО), Каларский район (2 ДОО), Карымский район (1 ДОО), Краснокаменский район ( 13 ДОО), Кыринский район (1 ДОО), Могочинский район (3 ДОО), Нерчинский район (3 ДОО), Нерчинско-Заводский район (3 ДОО), Оловянинский район (2 ДОО), Ононский район (3 ДОО), Петровск-Забайкальский район (2 ДОО), Чернышевский район (1 ДОО), г.Чита (2 ДОО), Читинский район (1 ДОО), Шелопугинский район (2 ДОО), Шилкинский район ( 5 ДОО).
Для обеспечения целей проводимого мониторинга, в том числе дальнейшего принятия управленческих решений по введению ФГОС ДО опрос проводился в зависимости от типа образовательной организации (дошкольные образовательные организации; прочие образовательные организации), типа местности, в котором расположена образовательная организация (сельская местность и поселок городского типа; городская местность), сведений о направленности групп, численности воспитанников в детском саду.
Готовность основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) просматриваласьс позиции наличия плана графика по ее разработке, создания рабочей группы, разработанности ООП в соответствии с требованиями ФГОС ДО, процесса ее утверждения на уровне ДОО. Таким образом, анализировались предпринятые на уровне организации меры по введению ФГОС ДО.
Анализ данных показывает, что ООП ДО разработана и утверждена в соответствии с требованиями стандарта в – 461 ДОО, не разработана – в 9 ДОО края (Балейский район (1 ДОО), Калганский район (2 ДОО), Сретенский район (3 ДОО), Тунгокоченский район (1 ДОО), Чернышевский район (1 ДОО), г.Чита (1 ДОО).(диаграмма 2). Так из исследованных организаций края 98% показали готовность в части разработки и утверждения основной образовательной программы, 2% - программу не подготовили.
Диаграмма 2
Разработанность и принятие ООП ДОО
Программное обеспечение по отдельным областям развития детей
В соответствии с ФГОС ДО в содержательном плане выделяются пять основных областей развития воспитанников (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое). Таким образом, одна из приоритетных задач введения стандарта является обеспечение деятельности организации по всем пяти областям. При этом основным показателем проводимой работы является наличие парциальных программ по каждой образовательной области. По результатам мониторинга в ДОО Забайкальского края реализация таких программ, по всем образовательным областям осуществляется во всех районах, кроме Тунгиро–Олекминского (наличие программ только в познавательном и художественно-эстетическом развитии).
Наибольшее количество парциальных программ в ДОО по художественно-эстетическому развитию, далее по познавательному развитию, социально-коммуникативному, речевому (диаграмма 3). Наименьший показатель по физическому развитию, что требует доработки и обеспечения данной области программными материалами.
Диаграмма 3.
Количество парциальных программ по образовательным областям
Наличие инновационной идеи
Внедрение инновационного содержания дошкольного образования в практику образовательной организации может быть осуществлено эффективней в случае наличия опыта инновационной деятельности, указанный опыт, в то же время, должен умело использоваться организацией при введении стандарта. На этом основании был проведен анализ имеющегося инновационной работы по различным тематикам, который, по мнению респондентов, поможет более эффективно реализовывать требования ФГОС ДО. Организациям были предложены основные направления инноватики в дошкольном образовании, по которым были получены следующие результаты:
1.Приоритет игровой деятельности, в том числе свободной игры ребенка; привлечение родителей к использованию внешней среды для организации социализирующих познавательных проектов дошкольников; необходимость взаимодействия в воспитании ребенка в детском саду с родителями при реализации ФГОС – более 90% ДОО.
2.Формирование первичных представлений об окружающем мире не в процессе специально организованных тематических занятий, а произвольно; создание условий для разновозрастного общения детей; преемственность стандартов ДОО и НОО – более 80% ДОО.
3.Оценка достижений периода дошкольного детства на основе целевых ориентиров; приоритеты поддержки детской активности, самостоятельности и инициативы в выборе содержания своего образования; создание условий для неформального общения детей с воспитателем и друг с другом – более 70%.
Анализ показал, что ряд образовательных организаций на сегодняшний день будут вынуждены внедрять инновационное содержание не имея опыта, который обеспечит полноценное освоение ФГОС ДО.
Кадровые условия
Требования к кадровым условиям ФГОС ДО в первую очередь ставит задачу - повышения профессиональной компетентности педагогов. Важным показателем готовности организаций к введению стандарта является образование педагогов. По данным мониторинга в Забайкальском крае большинство педагогов дошкольников имеют специальное дошкольное образование (высшее или средне-профессиональное), но более 6 % не имеют профессионального образования (диаграмма 4).
Диаграмма 4.
Распределение педагогов, имеющих дошкольное
педагогическое образование (по краю в целом)
При этом картина отсутствия специального дошкольного педагогического образования (среднего профессионального или высшего) неоднородна в разных районах края. Менее половины педагогических работников в ДОО, не имеющих соответствующее образование, свойственно для Нерчинско-Заводского, Забайкальского, Кыринского районов. Малый процент специального дошкольного образованияне имеют еще в четырех муниципалитетах края: Каларский, Тунгиро-Олекминский, Могочинский, Калганский районы. В то же время, максимальная доля педагогов со специальным дошкольным педагогических образованием работает в образовательных организациях пгт. Агинское, ЗАТО п.Горный, Могойтуйского района. В целом в Забайкальском крае специальное дошкольное образование имеют 79% педагогических работников.
Реализация программ дошкольного образования в соответствии с ФГОС требует постоянного сопровождения воспитанников педагогическими работниками, как воспитателями, так и прочими специалистами (музыкальные работники, физкультурные работники, педагоги-психологи, логопеды, дефектологи, педагоги дополнительного образования: специалисты по изобразительному искусству, инструктора по плаванию). Обеспеченность специалистами в детских садах представлена в диаграмме 5.
Диаграмма 5.
Наличие отдельных специалистов (количество человек).
Таким образом, по данным мониторинга в ДОО края работает 5040 педагогов дошкольного образования, в том числе руководителей и узких специалистов. Из них 2936 прошли курсы повышения квалификации по теме, связанной с требованиями ФГОС ДО. 58% работников ДОО повысили свою профессиональную компетентность через курсовую подготовку, около 40% освоили требования стандарта через другие формы обучения (семинары, вебинары, участие в краевых научно-практических конференциях и мероприятиях методического характера, методическую учебу на базе организации, самообразование). При этом, следует отметить, что около 1300 педагогов нуждаются в системной курсовой подготовке.
Важным показателем готовности к введению ФГОС ДО является психологическая готовность педагогов к изменениям в профессиональной деятельности, включающей три основных критерия (познавательный, эмоциональный, мотивационный). Результаты исследования показали, что 86% работников ДОО демонстрируют полную готовность, 7 % заняли выжидательную позицию, 5% - скрытое сопротивление и 2% выражают негативное отношение к грядущим изменениям. Данный факт свидетельствует о достаточной работе педагогических коллективов по вопросам ознакомления с новым документом, высоком уровне компетентности педагогов в проблемах современного образования и образовательной политики. В то же время подготовка персонала должна быть проведена в тех районах, где есть необходимость организации разъяснительно-просветительской, методической работы. Так, на основе данных мониторинга по количеству педагогов, выражающих недостаточную готовность к реализации ФГОС ДО наибольший показатель имеют:г.Чита – 296 чел, Шилкинский район – 51 чел., Краснокаменский район – 45 чел., Карымский – 32чел., Приаргунский – 30 чел., Александрово-Заводский – 24 чел., Борзинский– 17 чел., Сретенский – 17 чел. Задача психологической подготовки педагогических работников, разъяснения отдельных позиций стандарта,является неотъемлемым условием успешности его введения, на что необходимо обращать внимание на региональном и муниципальном уровнях при формировании управленческих задач.
Пространство «детского сада»
Существующие требования ФГОС ДО к предметно-пространственной среде могутбыть формализованы через требования к площади игровых комнат, приходящиеся на одного воспитанника, наличие специальных помещений и зон при организации пространства в группе. По данным мониторинга большая часть ДОО являются переуплотненными, что свидетельствует о невозможности качественно реализовывать ООП (диаграмма 6).
Диаграмма 6.
Наличие в ДОО необходимых помещений в соответствии с нормативами
Как видно из представленной выше диаграммы 3,20% образовательных организаций не имеют оборудованного участка (прилегающей или находящейся на незначительном удалении территории), что является прямым нарушением требования норматива (1 ДОО – в Забайкальском, Улетовском, Читинском, Шилкинском районах, 2 ДОО – в Нерчинско-Заводском, Тунгиро-Олекминском, Чернышевском районах, г.Чита). Помимо этого, только около 70% организаций имеют помещения,специализированные под занятия физической культурой, около 70% - под музыкальные занятия. Дополнительные помещения, отведенные под прочие отдельные виды деятельности воспитанников, имеют свыше 50% образовательных организаций Забайкальского края. В целом можно констатировать, что далеко не во всех учреждениях созданы условия для организации различных видов деятельности дошкольников, несмотря на то, что это является одним из ведущих требований ФГОС ДО.
Самостоятельная оценка актуальности отдельных проблем
Наряду с выявленными, на основе внешней оценки проблемами ДОО, важной составляющей в определении уровня готовности образовательных организаций является анализ существующих, по мнению респондентов, проблем (по аналогии с самооценкой имеющихся условий, рассмотренных выше).
Для создания объективной картины готовности к введению ФГОС ДО участники мониторинга предоставляли информацию об актуальности проблем, препятствующих началу освоения стандарта. Среди наиболее распространенных были озвучены:
- нехватка помещений для оборудования и осуществления познавательной, исследовательской, игровой и двигательной активности детей;
- необходимость серьезной перестройки внутренних помещений здания детского сада для размещения зон активности и отдыха ребенка;
- большое количество воспитанников в группах;
- неподготовлефнность педагогических кадров;
- недостаток материалов и оборудования для реализации стандарта.
Детально результаты исследования представлены в диаграмме 7.
Диаграмма 7.
Распространенные проблемы в ДОО, мешающие введению ФГОС ДО
Наиболее актуальной проблемой, препятствующей введению Стандарта образовательные организации считают недостаток материалов и оборудования (80%).
Таким образом, участники мониторинга предоставили сведения о готовности введения ФГОС ДО с 1 сентября 2016г. по основным показателям, что обобщенно представлено на диаграмме 8.
Диаграмма 8.
Степень готовности ДОО к введению ФГОС ДО в Забайкальском крае
Из диаграммы видно, что высокую готовность демонстрируют ДОО в ЗАТО п.Горный, Красночикойском районе, Забайкальском районе, г.Чите. Наименьшая готовность в Могочинском, Каларском, Кыринском, Ононском, Нерчинско-Заводском, Тунгиро-Олекминском районах.
В критериях мониторинга респондентам было предложено оценить перспективы внедрения новых идей стандарта в массовую практику и прогнозируемую успешность внедрения ФГОС ДО (диаграмма 9).
Диаграмма 9
Прогноз успешности внедрения Стандарта в РФ (по краю в целом).
По результатам исследования 7,60 % участников мониторинга пессимистично настроены относительно перспектив введения ФГОС. При этом более 70 % оценили среднюю степень успешности, и 19, 50 % считают, что ФГОС будет в результате успешно введен в практику дошкольного образования. Данный факт показывает, что педагоги находятся на этапе ознакомления и принятия новых требований, предъявляемых стандартом, но при этом большинство достаточно позитивно настроены на нововведения.
По результатам мониторинга можно сделать вывод о том, что в целом система дошкольного образования Забайкальского края готова к введению ФГОС ДО. Для более эффективного прохождения данного этапа необходимо:
1.Ряду дошкольных образовательных организаций в срочном порядке разработать и принять основную образовательную программу, как особо важного документа, регламентирующего деятельность педагогического коллектива в свете новых нормативных документов (ФГОС ДО, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации).
2.Обратить внимание на обеспечение всех пяти образовательных областей, заявленных в ФГОС ДО парциальными программами, ориентированными на развитие детей дошкольного возраста.
3.Организовать на уровне методической службы муниципалитета, образовательной организации методическую, разъяснительно – просветительскую работу среди педагогов ДОО, родителей (законных представителей) воспитанников по вопросам требований ФГОС ДО.
4.Муниципальным органам управления образования рассмотреть возможности создания необходимых условий (кадровых, материально-технических, финансовых) для организации различных видов деятельности дошкольников.
О.В. Кудашова, доцент факультета ДиНОО
С.В. Москвина, доцент факультета ДиНОО