15-16 сентября в ИРО Забайкальского края проходил практический семинар «Выявление и сопровождение детей, проявивших выдающиеся способности». В рамках семинара прошли выступления специалистов по обобщению Российского опыта работы с одаренными детьми.
С анализом региональных моделей выявления и сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности, выступила зам. министра образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, к.п.н. Шибанова Н.М. Региональный опыт работы с одаренными детьми представляли Бердашевская М.Г., зам. директора по НМР многопрофильной гимназии №12 г. Читы, Найданова Б.А., педагог-психолог Агинской окружной гимназии, Бусоедова Т.А., председатель общественной организации «Республика юных забайкальцев», Жемалутдинова И.Б., зам. директора Забайкальского краевого центра физической культуры и спорта. Доржиева Л.Ю., за. Кафедрой социального менеджмента Агинского института повышения квалификации работников социальной сферы презентовала сопровождение одаренных детей в образовательных организацтях Агинского бурятского округа.
Ключевыми вопросами в работе стали определение необходимых ресурсов для построения системы комплексного сопровождения детей, аудит ресурсы образовательных организация методом SWOT-анализа, системно-деятельностное моделирование в решении проблем выявления и сопровождения детей.
Пронченко Лариса Александровна, начальник отдела кадетских учебных заведений и работы с одаренными детьми Министерства образования и науки Красноярского края познакомился об успешных программах работы с одаренными детьми, среди которых летние профильные смены, куда приглашаются лидеры из школ, ежегодный форум одаренных детей, куда по итогам прошлого года, приглашаются ребята имеющие определенные успехи, с 2011 года идет набор специализированных классов, при СФУ, в перспективе - строительство полноценного интерната при вузе (в этом году открывается 25 специализированных классов). Обязательное условие - тесное взаимодействие с вузами. В таких классах идет тройное финансирование, существует фонд для выездов детей на олимпиады и т.д., создана система кадетских учреждений: 8 кадетских корпусов, 2 мариинские гимназии, центр дополнительного образования. В этом случае осуществляется 100 процентный охват детей, прием документов по конкурсу. Все учреждения интернатного типа.
Заместитель директора по развитию Школы космонавтики «Интернат по работе с интеллектуальными одаренными детьми» Абакумов Андрей Дмитриевич представил опыт территориально-образовательного кластера, созданного за счет двух градообразующих предприятий в целях подготовки будущих кадров. Представляя деятельность работы школы, Андрей Дмитриевич продемонстрировал, что на первом уровне проходит система муниципальных мероприятии АО ИСС, и школа работает как центр проведения мероприятий на муниципальном уровне. На втором уровне — это краткосрочные краевые образовательные программы со специалистами предприятий, а на третьем уровне — очное обучение в школе, также осуществляется дистанционное образование (программы, проекты). Реализация программы целевого набора, самые успешные дети получают стипендии от предприятий, после заключается договор с родителями. Дети выстраивают карьеру еще в школе, после школы идет поступление в ведущие вузы на специальности, востребованные в будущем.
Осечкина Лариса Ивановна провела обсуждение ресурсов эффективного сопровождения детей. Докладчик отметила, что необходимо осуществлять системно-деятельностное моделирование через макро и микро среды, должны учитываться различные факторы, без которых сопровождение детей невозможно. К таковым относятся изменение приоритетов государства, новые требования заказчиков, внутрисистемные инновации, развитие альтернатив и глобальная конкуренция. Представление опыта бизнес-возможностей для учеников и преподавателей, представление общих форматов для разных уровней образовательной системы, система формирования профессионального сообщества строятся через выработку альтернатив, ИКТ-стандартов, продвижения программ обучения и международного опыта кооперации. Так немаловажным моментом является консолидация спроса на новое образование. Ларисой Ивановной было дано описание модели работы с одаренными детьми, представлена обобщенная модель работы, в которой ключевым моментом является целеполагание, проходящее через субъекты образовательного пространства.
Анна Григорьевна Бидбайрова поделилась опытом работы с помощью системы SWOT-анализа, который позволяет проводить анализ путем составление списка сильных, опасных сторон, возможностей и позиционирования разных вариантов. При заполнении матрицы анализа происходит рассмотрение внутренней и внешней сред ОО, возможных комбинаций. Метод образовательных картографии помогает наглядно выстроить систему сопровождения не образовательной жизни и предполагает обобщение жизненного опыта составителя.
Бакурадзе Андрей Бондович по итогам дня обобщил опыт представленных материалов и рассказал о классическом варианте управления ОО, которая направлена на поддержку одаренных детей, главной целью которой является получение результата развития на основе 4 функций управления.
По итогам дня участники провели рефлексию, в ходе которой подготовились к следующему дню и подвели итоги обсуждений первого дня семинара.
Аналитическая группа ИРО Забайкальского края Нуштаев Р.Е.